Батальон диких танкистов "Германские варвары" Вторник, 23.04.2024, 18:41
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Состав батальона
  • bandidos
  • Yurik13
  • satrap1978
  • STALIN92
  • Musyaka
  • Formix
  • Spirit_War
  • KirGiz
  • Aleksashka
  • dave135
  • Love_horses
  • Gi0X
  • timmi6426
  • creckadrenalin
  • 30russia
  • sherhhan
  • branden
  • valvalval
  • vladis760
  • WifaTank
  • Quest91
  • eqi9ym
  • glendic
  • menberg
  • baron1969
  • M_a_k_s_i_m_u_s
  • lis_andrey
  • steaaler
  • Ilyxa007
  • eagle2450
  • curren
  • nerevin_e1
  • tjuri
  • Nice_Girl_1
  • Pustun88
  • MegaOverkill
  • Germanskiy_Varvar

  • Категории раздела
    Обо всем [0]
    Все что не касается танков
    Танки [5]
    Все о танках
    Смешные истории о танках [1]
    Приколы и смешные рассказы о танках
    Легкие танки [18]
    Все о легких танках
    Средние танки [11]
    Все о средних танках
    Тяжелые танки [10]
    Все о тяжелых танках
    ПТ-САУ [4]
    Все о ПТ-САУ
    Арт-САУ [5]
    Все об Арт-САУ

    Мини-чат

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Форма входа

    Счетчик посещений
    web counter


    Главная » Статьи » Средние танки

    Pz.Kpfw.III - стальной символ блицкрига(часть 1я)
    И снова здравствуйте,мои дорогие читатели.Прошло немного времени с прошлого релиза моей статьи про легкие танки разведки и вот я снова с вами.Сегодня я вам предложу рассказ про еще очередную боевую машину Панцерваффе.Стереотипы, как известно, складываются годами, и избавиться от них не просто.Моему читателю не повезло: он привык считать немецкие танки Pz.I и Pz.II легкими, а Pz.III и Pz.IV — средними; далее шли тяжелые «Пантера» и «Тигр». Все было ясно и просто. Однако же не совсем верно. В отечественной печати к немецким танкам применяли принятую у нас систему классификации по боевой массе. Немцы же до лета 1943 года подразделяли свои танки на легкие, средние и тяжелые по вооружению! Поэтому при примерно равных массе, размерам и толщине брони Pz.III считался средним, а Pz.IV— тяжелым.Но знаменитый английский теоретик и аналитик бронетанковой техники Ричард Огоркевич ввел для нас еще один класс - "легкий-средний" танк,к которому он отнес помимо советских Т-26,БТ-7,английского Cruiser Mk III еще и немецкий Pz.Kpfw III,о котором и пойдет сегодня речь.

    Однако именно танку Pz.III суждено было стать одним из конкретных воплощений военной доктрины фашистской Германии. Эта машина не составляла большинства в танковых дивизиях Вермахта ни в Польском, ни во Французском походах. К моменту же нападения на СССР Pz.III производился уже в значительных количествах и вплоть до 1943 года являлся основной боевой машиной Панцерваффе. История же его началась одновременно с другими танками, с которыми Германия вступила во Вторую мировую войну.

    История создания.


    В 1934 году Служба вооружения сухопутных войск (Heereswaffenamt) выдала задание на проектирование боевой машины ZW (Zugfuhrer-wagen — машина командира роты) массой 15 т, вооруженной 37-мм пушкой. В конкурсе участвовали четыре фирмы: Friedrich Krupp AG, Rheinmetall-Borsig, MAN и Daimler-Benz. С осени 1936 по конец 1937 года прототипы испытывались на полигонах в Куммерсдорфе и Ульме. Впрочем, вопрос был решен уже в начале 1937 года, когда фирма Daimler-Benz получила заказ на первую, так называемую «нулевую серию», танки которой покинули заводские цеха к концу года. Было выпущено 10 боевых машин, причем только восемь из них имели корпуса и башни из броневой стали. Новый танк получил армейское обозначение Panzerkampfwagen III (сокращенно — Pz.Kpfw.III или Pz.III). По сквозной системе обозначений подвижных средств вермахта (Kraftfahrzeuge Nummer-system der Wermacht) машина получила индекс Sd.Kfz. 141.

    Прототип Pz.Kpfw III

    Отправной точкой при разработке Pz.Kpfw III, как и многих других танков, стала пушка. Командиры-танкисты требовали установки орудия калибра 50 мм - вполне оправданное желание в свете того, что англичане на свой новый танк «Cruiser» собирались поставить 40-мм двухфунтовую пушку, а русские вооружали БТ и Т-26 орудиями калибра 45 мм. Однако предложения танкистов натолкнулись на возражения людей из управления Herreswaffenamt, ответственного за поставки вооружения; артиллерийский инспектор управления считал, что на танк надо ставить 37-мм противотанковую пушку, которая выпускалась в больших количествах. Оснащение новых танков 37-мм орудиями позволило бы унифицировать противотанковые средства вермахта по вооружению и боеприпасам. В результате споров удалось прийти к компромиссному варианту: вооружить танк пушкой калибра 37 мм, но башню проектировать с учетом возможности установки в ней 50-мм орудия.
    Проектирование корпуса велось с учетом ограничения общей массы танка, налагаемой немецкими спецификациями на грузоподъемность мостов - 24 т (со схожими проблемами по ограничению массы танка столкнулись британские конструкторы, правда, там лимит устанавливали железнодорожники. Железнодорожный габарит ограничивал ширину танка, а значит, и диаметр башенного погона, из-за чего установить в башню пушку более крупного калибра было весьма сложным делом). Компоновка корпуса среднего танка предусматривала размещение двигателя в кормовой части. Место командира располагалось по центру башни, непосредственно под командирской башенкой, место стрелка - тоже в башне, слева от казенной части пушки, заряжающего - справа от орудия. В передней части корпуса находились места еще двух членов экипажа: механика-водителя - слева от оси машины и стрелка-радиста - справа. Трансмиссия и ведущие колеса располагались в передней части корпуса. Базовая компоновка танка оставалась неизменной на протяжении всей истории развития Pz.Kpfw III.

    Ausf.A преодолевает водную преграду на полигоне в ходе демонстрации способности двигаться по пересеченной местности

    Большая часть танков середины 30-х годов имела экипаж из 2-3 человек, сильно загруженных различными обязанностями. Увеличение численности экипажа на танках Pz.Kpfw III и IV до пяти человек позволило более рационально распределить обязанности между танкистами. Наличие танкового переговорного устройства упрощало взаимодействие членов экипажа, позволяя отдавать команды и выполнять их, невзирая на шум, возникающий при стрельбе или при движении.
    Одним из главных требований к новому танку стало требование обеспечения все ракурсной защищенности. Pz.Kpfw III рассматривался как боевая машина первых линий атакующих и должен, соответственно, предохранять экипаж от огня противника (хотя бы стрелкового) со всех направлений.
    На более тяжелом Pz.Kpfw IV, создававшемся как машина огневой поддержки, бронезащита была более дифференцирована по толщине, чем на Pz.Kpfw III; более толстая броня предохраняла танк от обстрела спереди.Фирма Даймлер-Бенц для изготовления и испытании прототипов согласовала с военными требования к 15-тонному танку, имеющему максимальную скорость 40 км/ч. В целях сохранения секретности танк предполагалось назвать «Цугфюрерваген» или «ZW» - машина командира взвода, но штабные бюрократы отстояли последовательную маркировку - Аус- фюрунг + порядковая букву по алфавиту. В проектировании танка принимали участие специалисты фирм Даймлер-Бенц, MAN и Хеншель.

    После сравнительного изучения предложенных фирмами Крупп и Даймлер-Бенц проектов департамент вооружения отдал предпочтение машине фирмы Даймлер-Бенц и заключил с ней контракт на постройку партии опытных танков с началом поставок в 1937 г., название опять изменилось на Панцеркамерваген III.В испытаниях ходовой части, силовой установки и вооружения использовались танки четырех модификаций: Ausf А-D, все они отличались друг от друга прежде всего ходовой частью. Испытания выявили полную непригодность всех четырех вариантов ходовой части, - с подобным шасси танк в крупносерийное производство запускать было нельзя.
    Первые модели PzKpfw III изначально предназначались для испытаний, поэтому не строились в больших количествах. Десять Ausf А построили в 1937 г., затем в том же году - 15 Ausf В, в 1937-38 г.г. последовали еще 15 Ausf С и 30 Ausf D - в 1938 г. Все прототипы изготавливались фирмой Даймлер-Бенц.

    ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ


    Компоновка танка — классическая, с передним расположением трансмиссии.Внутри корпус танка делился на три отделения: управления (оно же — трансмиссионное), боевое и моторное.
    Отделение управления находилось в носовой части танка. В нем размешались приводы управления, приборы, контролировавшие работу двигателя, главный фрикцион, коробка передач, планетарный механизм поворота, пулемет в шаровой установке, радиостанция, сиденья механика-водителя и стрелка-радиста.
    Боевое отделение располагалось в средней части танка. В нем размещалось вооружение, боекомплект, приборы прицеливания и наблюдения. Здесь же находились рабочие места командира танка, наводчика и заряжающего. Над полом боевого отделения проходил карданный вал, закрытый кожухом.Моторное отделение находилось за боевым, в кормовой части танка. В нем были установлены двигатель, масляный бак, топливный бак и радиаторы системы охлаждения.

    КОРПУС танка сваривался из катаных броневых листов хромоникелевой стали с поверхностной цементацией. Отдельные части корпуса соединялись болтами и угольниками.По обе стороны корпуса над вторым и третьим опорными катками в танках модификаций Е — L находились эвакуационные люки. На крыше моторного отделения имелись четыре люка — два больших и два малых — для доступа к агрегатам силовой установки. В днище корпуса имелись люки для спуска воды, бензина и масла и для доступа к двигателю и коробке передач. В передней верхней части бортов корпуса находились лючки для наблюдения со стеклами триплекс, закрывавшиеся броневыми заслонками (у танков Ausf.A — D лючок имелся только слева — у места механика-водителя).
    В лобовом листе корпуса слева находился смотровой прибор механика-водителя, включавший в себя стеклоблок триплекс, закрываемый массивной откидной (Ausf.A — D) или сдвижной (Ausf.E — N) заслонкой, и бинокулярный перископический прибор наблюдения KFF 1 (Ausf.A — D) или KFF 2 (Е — N). Последний, при отсутствии в нем необходимости сдвигался вправо, и механик-водитель мог вести наблюдение через стеклоблок.

    БАШНЯ — шестигранная, сварная, размещалась симметрично относительно продольной оси танка. В передней части башни, в маске, устанавливались пушка, пулемет (у модификаций А — G с 37-мм пушкой — два пулемета) и телескопический прицел. Справа и слева в маске сделаны лючки для наблюдения со стеклами триплекс (у вариантов L — N лючок только слева). Лючки закрывались наружными броневыми заслонками изнутри башни.
    Механизм поворота башни механический, с двойным приводом управления, выведенным к заряжающему (справа от пушки) на отъемную рукоятку и к наводчику (слева от пушки) на маховичок. Кроме этого, имелся рычаг переключения шестерен механизма для ускоренного или замедленного поворота башни.
    В задней части крыши башни устанавливалась командирская башенка с люком, закрывавшимся двухстворчатой крышкой. На части машин Ausf.N поздних выпусков устанавливалась командирская башенка, заимствованная у танка Pz. IV Ausf.G, имевшая одностворчатую крышку. Башенка была оборудована восемью (Ausf.A — С) или пятью (D — N) смотровыми щелями со стеклами триплекс.

    Для посадки и высадки членов экипажа в бортах башни имелись люки с одностворчатыми и двухстворчатыми (начиная с варианта Е) крышками. В крышках люков и бортах башни устанавливались смотровые приборы (у модификаций L, М и N приборы в бортах башни отсутствовали). Кормовой лист башни был оборудован двумя лючками для стрельбы из личного оружия.

    ВООРУЖЕНИЕ. Основное вооружение танков модификаций А — G — пушка 3,7 cm KwK L/45 калибра 37 мм фирмы Rheinmetall-Borsig. Длина ствола пушки — 45 калибров (1717 мм). Масса пушки — 195 кг. Вертикальная наводка — в пределах от —10° до +20°. Затвор клиновой, вертикальный, полуавтоматический. Спуск — электрический. Скорострельность 15 — 18 выстр/мин. В боекомплект пушки входили выстрелы с бронебойными PzGr (масса 0,685 кг, начальная скорость 745 м/с), подкалиберными PzGr 40 (0,368 кг, 1020 м/с) и осколочно-фугасными SprGr 18 (0,615 кг, 725 м/с) снарядами. Боекомплект состоял из 150 (Ausf.A), 121 (В — D) или 131 выстрела (Е — G).

    Танки модификаций G — J вооружались пушкой 5 cm KwK 38 L/42 калибра 50 мм Elektr.Sicherheits schatter также разработанной конструкторами фирмы Rheinmetall-Borsig. Длина ствола пушки — 42 калибра (2100 мм). Масса пушки — около 400 кг. Углы вертикального наведения от —10° до +20°. Затвор — вертикально-клиновой с полуавтоматикой копирного типа. Спусковой механизм пушки — электрический, располагался на рукоятке маховика поворотного механизма. Скорострельность 15 выстр./мин. Противооткатные устройства состояли из гидравлического тормоза отката и гидропневматического накатника и располагались по бокам ствола: с правой стороны — тормоз отката, с левой — накатник.
    Для стрельбы из пушки KwK 38 использовались унитарные выстрелы с бронебойными снарядами PzGr и PzGr 39 (масса 2,06 кг, начальная скорость 685 м/с), подкалиберными PzGr 40 (0,925 кг, 1050 м/с) и осколочно- фугасными SprGr 38 (1,823 кг, 450 м/с). Боекомплект танков этих модификаций состоял из 97 — 99 выстрелов.

    Боевые машины вариантов J — М вооружались пушкой 5 cm KwK 39 L/60 калибра 50 мм. Длина ствола 60 калибров (3000 мм). Масса пушки 435 кг. Тип затвора, принцип действия полуавтоматики, противооткатные устройства, спусковой механизм и многие другие узлы орудия были идентичны пушке KwK 38. Основное отличие заключалось в большей длине зарядной каморы, связанной с увеличившейся с 288 до 420 мм длиной гильзы.
    Для стрельбы использовались выстрелы с бронебойными снарядами PzGr KwK 39 и PzGr 39 KwK 39 (масса 2,06 кг, начальная скорость 835 м/с), подкалиберными PzGr 40 KwK 39 (0,925 кг, 1190 м/с) и PzGr 40/1 KwK 39 (1,07 кг, 1130 м/с) и осколочно-фугасными SprGr 38 KwK 39 (1,82 кг, 550 м/с). Число выстрелов в боекомплекте колебалось с 84 (Ausf.J) до 92 (Ausf.L и М).

    Танки Pz.III Ausf.N вооружались пушкой 7,5cm KwK 37 калибра 75 мм. Длина ствола пушки — 24 калибра (1765,3 мм). Масса пушки — 490 кг. Вертикальная наводка — в пределах от -10° до +20°. Пушка имела вертикальный клиновой затвор и электроспуск. В ее боекомплект входили выстрелы с бронебойными снарядами KgrRotPz (масса 6,8 кг, начальная скорость 385 м/с), кумулятивными Gr 38Н1/А, Gr 38Н1/В и Gr 38Н1/С (4,44...4,8 кг, 450...485 м/с), дымовыми NbGr (6,21 кг, 455 м/с) и осколочно-фугасными (5,73 кг, 450 м/с). Боекомплект пушки состоял из 56 выстрелов у танков переоборудованных из Ausf.L и 62 выстрелов у танков переоборудованных из Ausf.M.

    У модификаций А — G с 37-мм пушкой были спарены два пулемета MG 34 фирмы Rheinmetali-Borsig калибра 7,92 мм. Третий пулемет MG 34 устанавливался в лобовом листе корпуса. Боекомплект пулеметов состоял из 4425 патронов.
    У танков вариантов G — М с 50-мм пушкой был спарен только один пулемет MG 34. Второй размещался в лобовом листе корпуса в шаровой установке Kugelblende 30(Ausf.E — Н) или Kugelblende 50 (Ausf.J — N). На командирских башенках танков вариантов L—N на специальном устройстве Flieger-beschutzgerat 41 или 42 можно было установить зенитный пулемет. Боекомплект пулеметов на машинах с 50-мм пушками колебался от 2700 до 4950 патронов.

    Танки с 37-мм пушками оборудовались монокулярными телескопическими прицелами TZF 5а, с 50-мм KwK 38 — TZF 5d, с 50-мм KwK 39 — TZF 5е. В танках Ausf.N устанавливались прицелы TZF 5Ь. Все эти прицелы имели 2,4-кратное увеличение. Курсовой пулемет MG 34 оснащался 1,8-кратным телескопичесим прицелом KZF 2.

    ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ. На танках устанавливались двигатели Maybach HL 108TR, HL 120TR HL и 120TRM, 12-цилиндровые, V-образные (развал цилиндров 60°), карбюраторные, четырехтактные мощностью 250 л.с. (HL 108) и 300 л.с. (HL 120) при 3000 об/мин. Диаметры цилиндров 100 и 105 мм. Ход поршня 115 мм. Степень сжатия 6,5. Рабочий объем 10 838 см3 и 11 867 см3. Все двигатели имели одинаковую конструкцию.
    Топливо — этилированный бензин с октановым числом не ниже 74. В топливную систему танков Ausf.A — D входили два бензобака общей емкостью 300 л. Машины вариантов Е — N имели один бензобак емкостью 320 л, располагавшийся в кормовой части танка справа от двигателя. Расход топлива на 100 км при движении по шоссе — 287 л. Подача топлива принудительная, с помощью двух (у модификаций G — N — трех) топливных насосов диафрагмового типа Solex ЕР 100. Карбюраторов — два, марки Solex 40 JFF II.
    Система охлаждения — жидкостная, с двумя радиаторами и двумя вентиляторами. Емкость системы охлаждения — 70 л.Трансмиссия состояла из карданной передачи, главного фрикциона, коробки передач, механизмов поворота и бортовых передач.

    На танках модификаций А — С устанавливались многодисковый главный фрикцион и пятискоростная коробка передач. Машины Ausf.D оснащались шестискоростной коробкой передач. На машинах остальных модификаций использовались трансмиссии трех типов:
    — с шестискоростной механической ко¬робкой передач и сухим главным фрикционом механического управления и механическим управлением тормозов;
    — с шестискоростной механической ко¬робкой передач и сухим главным фрикционом механического управления и гидравлическим управлением тормозов;
    — с десятискоростной безвальной механической коробкой передач и работающим в масле многодисковым главным фрикционом с преселекторным пневмо-гидравлическим управлением и гидравлическим приводом тормозов.
    На десятискоростной коробке передач устанавливался селектор преселекторной (предварительно избранной) настройки переключающего механизма на нужную передачу. Переключение передач соответственно выполненной настройке производилось пневматически. При этом выбор передач и переключение их производились в разное время.
    Выбор передачи производился рычажком селектора, находившимся справа от механика-водителя на коробке передач. При изменении положения рычажка новая передача не включалась, а открывались лишь те или иные клапаны пневматической системы — таким образом, подготавливалось включение выбранной передачи. В нужный момент механик-водитель включал передачу, нажимая на педаль. Кроме десяти передач вперед, коробка с пневмо-гидравлическим преселекторным управлением имела четыре передачи назад. Переключение с переднего хода на задний и включение нейтрального положения производилось при помощи рычага реверса. Для выравнивания угловых скоростей шестерен в коробке имелось два центральных синхронизатора.
    При применении механического управления главный фрикцион включался обычным способом — педалью, соединенной тягой с выжимной муфтой, а передачи — с помощью кулисы при выключенном главном фрикционе.
    Передача вращения от коробки передач бортовым передачам производилась правым и левым одноступенчатыми планетарными механизмами, смонтированными в один агрегат.

    ХОДОВАЯ ЧАСТЬ танков модификации А состояла, применительно к одному борту, из пяти сдвоенных обрезиненных опорных катков большого диаметра, двух обрезиненных поддерживающих катков, ведущего колеса переднего расположения и направляющего колеса. Подвеска индивидуальная пружинная.
    У танков Ausf. В — D в ходовую часть входили восемь сдвоенных обрезиненных опорных катков малого диаметра на борт, сблокированных попарно в четыре тележки, подвешенных на четверть- или полуэллиптических листовых рессорах. Различия в подвеске этих танков заключались главным образом в количестве и расположении рессор и амортизаторов. Число поддерживающих катков увеличилось до трех. Гусеница имела ширину 360 мм.
    Начиная с модификации Е, ходовая часть состояла из шести сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 520 мм, трех поддерживающих катков диаметром 310 мм.
    Подвеска индивидуальная торсионная. Особенностями подвески являлись: крепление неподвижного конца торсиона в специальном пальце, вставляемом в кронштейн; наличие направляющего устройства, предназначенного для разгрузки деталей подвески от боковых усилий; наличие гидравлических телескопических амортизаторов на 1-м и 6-м опорных катках.
    Ведущие колеса переднего расположения имели два съемных зубчатых венца по 21 зубу каждый. Зацепление цевочное.

    Гусеницы стальные, мелкозвенчатые из 93 — 94 одногребневых траков каждая. Ширина гусеницы колебалась с 360 мм у машин модификаций Е — G до 400 мм у более поздних версий. В осенне-зимний период могла использоваться так называемая «восточная гусеница» Ostkette шириной 550 мм.

    ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 12 В. Источники: генераторы Bosch GQL 300/12-900RS36 мощностью 300 Вт (Ausf. А — D и Ausf.G), или Bosch GTLN 700/12-1500 мощностью 700 Вт (Ausf. Е — F), или Bosch GTLN 600/12-1500 мощностью 600 Вт (Ausf.H — N и Flammpanzer III); два аккумулятора Bosch емкостью 105 А.ч. Потребители: электростартер (для ручного запуска двигателя использовался механический стартер инерционного типа), система зажигания, башенный вентилятор (Ausf. G — N), контрольные приборы, подсветка прицелов, приборы звуковой и световой сигнализации, аппаратура внутреннего и внешнего освещения, звуковой сигнал, спуск пушки.

    СРЕДСТВА СВЯЗИ. Все танки Pz.III оснащались радиостанцией FuG5, размещенной над коробкой передач, слева от стрелка-радиста. Дальность действия 6,4 км телефоном и 9,4 км телеграфом.
    Внутренняя связь между членами экипажа осуществлялась с помощью ТПУ и светосигнального прибора.

    Источники материалов:
    Михаил Барятинский PANZER III СТАЛЬНОЙ СИМВОЛ БЛИЦКРИГА Москва «Яуза» «Коллекция» «Эксмо» 2008
    ОСНОВНОЙ ТАНК PANZERWAFFE часть 1 ВОЕННО ТЕХНИЧЕСКАЯ СЕРИЯ №96

    P.S. Продолжение следует...
    Категория: Средние танки | Добавил: sherhhan (01.07.2012) | Автор: Дмитрий Гинзбург E
    Просмотров: 1472 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.7/3
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • GB © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz