После
оккупации Чехии в марте 1939 года немецким войскам достались
практически все опытные образцы перспективных танков, которые должны
были поступить на вооружение армии ЧСР в течении ближайших двух лет. Над
большинством из них работы были продолжены, поскольку вермахт остро
нуждался в новых танковых подразделениях. Вместе с тем, бывшие лидеры
чехословацкого машиностроения были в скором времени привлечены к
проектированию новым боевых машин для немецкой армии. Речь идет о фирмах
Škoda-Werke (ранее именовалась как Škoda) и BMM (ČKD).
Поскольку
опыта работ по танкам среднего и тяжелого класса у чехов было немного, а
уже имевшиеся образцы (Škoda Š-III, Tatra T-III и ČKD V-8-H) оказались
морально устаревшими, им было поручено проектирование легких танков и
вспомогательных бронемашин. В середине 1939 года в OKW прощло совещание,
на котором было рассмотрено предложении о создании современного
разведывательного танка. Условия спецификации на такую машину были
разъяснены достаточно четко.
Вермахт желал получить легкий танк вооруженный 20-мм или 37-мм пушкой и
защищенный 30-мм лобовым бронированием. Предполагалось, что
танк-разведчик должен будет иметь высокую подвижность и развивать
скорость до 50 км/ч . Техническое задание было выдано 15 сентября 1939
года сначала фирме MAN, а затем фирмам Škoda-Werke и ВММ. Через
некоторое время, учтя опыт боёв в Европе, спецификация претерпела
изменения и получила название WaPruf 6. Фактически, требования остались
те же, но масса ограничивалась 11-13 тоннами, а скорость увеличилась до
60 км/ч.
Фирма Škoda-Werke решила
использовать задел по легкому танку LT vz.38, который поступил на
вооружение вермахта весной 1939 года под новым обозначением
Pz.Kpfw.38(t). Новые разведывательный танк проходил под индексом Т-15. Корпус
танка конструктивно напоминал LT vz.38, но был сварным, а не клёпаным.
Толщина бронелистов была следующей: лоб корпуса – 30 мм, борта – 25 мм,
корма – 20 мм, крыша и днище – 8 мм. В передней части корпуса
размещались узлы трансмиссии и отделение управления, где находилось
место механика водителя. Среднюю часть занимало
боевое отделение. Здесь размещался боекомплект и место командира танка.
Вооружение было установлено в сварной башне новой формы. В её лобовом
листе монтировалась спаренная установка из 47-мм пушки Škoda A11 и
одного 7,92-мм пулемета MG34. На крыше башни, со смещением влево,
устанавливалась приземистая командирская башенка с перископическим
наблюдательным прибором. Наведение на цели осуществлялось при помощи
монокулярного оптического прицела, установленного слева от пушки.
Боекомплект состоял из 78 выстрелов и 2100 патронов. Несколько
слов добавим о вооружении. Пушка А11 представляло собой развитие
конструкции 37-мм пушек А7 и А9. До легкого танка Т-15 она
устанавливалась на прототипы средних танков Т-21 и V-8-H. Баллистические
характеристики А11 были более чем приемлемыми. Бронебойные выстрел
массой 1,65 кг имел начальную скорость 782 м/с и на дистанции до 1000
метров пробивал вертикально установленную бронеплиту толщиной 41 мм.
Осколочная граната массой 1,5 кг развивала начальную скорость 600 м\с и
максимальную дальность стрельбы 4000 метров. Использование других типов
боеприпасов не предусматривалось. На вооружение пушка А11 не была
принята из-за проблем с полуавтоматическим затвором.
В
кормовой части корпуса располагался бензиновый 8-цилиндровый двигатель
Škoda T-15 мощностью 220 л.с. оснащенный жидкостной системой охлаждения.
Рядом с двигателем устанавливался вентилятор и топливный бак. Боевой и
моторный отсеки разделялись противопожарной бронированной перегородкой. Ходовая часть танка Т-15 во многом повторяла LT vz.38, но имела ряд отличий. В её состав входили следующие элементы: -
четыре сдвоенных опорных катка с амортизацией на листовых
полуэллиптических рессорах, для усиления жесткости конструкции были
добавлены металлические пластины крепившиеся к втулкам колес; - три сдвоенных поддерживающих ролика; - переднее ведущее колесо. В
начале 1941 года, ещё до завершения постройки прототипа, вермахт
подписал с фирмой Škoda-Werke контракт на поставку пяти прототипов,
предназначавшихся для ходовых и статических испытаний. При этом два
танка изготовлялись из неброневой стали. Прототипы
Т-15 должны были поставить между ноябрем 1941 г. и мартом 1942 г., но
этот график оказался сорванным. Первые тесты легких танков Т-15 провели в
марте-июне 1942 г., а повторные испытания состоялись в июле-октябре в
Куммерсдорфе. К этому времени фирма Škoda-Werke собрала четыре
прототипа, а от достройки пятого немецкая армия отказалась в начале 1944
г. К этому времени в серийном производстве уже находился Pz.II Ausf.L и
надобности в аналогичном танке уже не было. Также нереализованными
оказались проекты модернизированных вариантов Т-15А, Т-15В, T-15S и Т-16 Источники материала: статья полностью взята с сайта www.aviarmor.net
P.S. приношу свои извинения,за то что статья полностью скопирована с указанного источника,это произошло из-за того,что другого источника об этом танке у меня не было.Ваш исторический обозреватель Дмитрий=позывной sherhhan,до новых встреч!!!