"Тигр"-смертельное оружие Панцерваффе часть 1я - Тяжелые танки - Каталог статей - Дикие танкисты с золотыми погонами
Батальон диких танкистов "Германские варвары" Пятница, 24.02.2017, 11:01
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Состав батальона
  • bandidos
  • Yurik13
  • satrap1978
  • STALIN92
  • Musyaka
  • Formix
  • Spirit_War
  • KirGiz
  • Aleksashka
  • dave135
  • Love_horses
  • Gi0X
  • timmi6426
  • creckadrenalin
  • 30russia
  • sherhhan
  • branden
  • valvalval
  • vladis760
  • WifaTank
  • Quest91
  • eqi9ym
  • glendic
  • menberg
  • baron1969
  • M_a_k_s_i_m_u_s
  • lis_andrey
  • steaaler
  • Ilyxa007
  • eagle2450
  • curren
  • nerevin_e1
  • tjuri
  • Nice_Girl_1
  • Pustun88
  • MegaOverkill
  • Germanskiy_Varvar

  • Категории раздела
    Обо всем [0]
    Все что не касается танков
    Танки [5]
    Все о танках
    Смешные истории о танках [1]
    Приколы и смешные рассказы о танках
    Легкие танки [18]
    Все о легких танках
    Средние танки [11]
    Все о средних танках
    Тяжелые танки [10]
    Все о тяжелых танках
    ПТ-САУ [4]
    Все о ПТ-САУ
    Арт-САУ [5]
    Все об Арт-САУ

    Мини-чат

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Форма входа

    Счетчик посещений
    web counter


    Главная » Статьи » Тяжелые танки

    "Тигр"-смертельное оружие Панцерваффе часть 1я
    Здравствуйте, дорогие читатели. Прошло немного времени с выхода моей последней статьи, и я снова хочу вам предложить очередной рассказ о боевой машине Вермахта. На этот раз я вам расскажу о грозе «тридцатьчетверок», надежде Гитлера, а и вообще об одном из самых лучших, на мой взгляд танке – Pz.Kpfw VI “Tiger”.
    «Тигр», «Тайгер», «Тигрис» — это слово, произносимое на русском, английском, польском, французском языках солдатами армий антигитлеровской коалиции, заставляло учащенно биться сердца если не от страха, то от ощущения смертельной опасности. В эти минуты в сознании солдат возникал отнюдь не облик свирепой полосатой кошки, а образ неуязвимой стальной громадины, изрыгающей огонь и смерть.
    Созданный «сумрачным германским гением», этот, без всякого сомнения, самый грозный немецкий танк периода Второй мировой войны представлял собой совершенный образец боевой техники. И если два других самых знаменитых танка тех лет — Т-34 и «Шерман» — во многом обязаны своей известностью гигантским объемам производства, то « Тигр» — исключительно выдающимся боевым качествам.

    Окраска танков в разные периоды войны и в различных батальонах/дивизиях(все фото можно увеличить)



    История создания.


    Германские тяжелые танки 20-30-х годов
    Первая мировая война выявила необходимость в танках двух типов: быстрых и маневренных легких, хорошо вооруженных и бронированных – тяжелых, способных поддерживать в сражении легкие танки. Несмотря на прямой запрет, наложенный Версальским договором, работы по проектированию тяжелых танков в Германии не прекратились.
    В середине 20-х годов бюро по вооружению Сухопутных войск (Reachswehr’s Heereswaffenamt) разработало секретные требования к тяжелому танку массой 20 т. В конструкции машины должны были найти отражение последние достижения в области металлургии, двигателях, подвески ходовой части, трансмиссии, радиосвязи и вооружения. Супертанку требовалось развивать максимальную скорость в 40 км/ч (больше, чем любой легкий танк того времени!), плавать со скоростью 6 км/ч, преодолевать рвы шириной до 2 м и забираться на склоны крутизной до 30 град.
    Над конструкторами Grosstraktor'a явно довлели британские авторитеты: тот же коробчатый ромбоидальный корпус с очень длинными гусеницами Катерпиллер, огибающими все изделие, как у британских танков периода первой мировой войны. Понтоноподобный корпус был выбран из-за необходимости обеспечить танку запас плавучести, но привел к резкому росту габаритов машины, сводившему почти на нет все преимущества компоновки с размещением вооружения в башне. Grosstraktor имел два варианта: Grosstraktor I и Grosstraktor II, отличавшихся друг от друг типом водяного движителя. На Grosstraktor I стоял гребной винт, Grosstraktor II перемещался на плаву за счет перемотки гусениц.
    Разработку Grosstraktor'oв поручили фирмам Рейнметалл, Крупп и Даймлер-Борзиг. Одну машину спроектировала команда под руководством доктора Фердинанда Порше на фирме Даймлер-Бенц. На свой «трактор» Порше поставил авиационный шестицилиндровый двигатель жидкостного охлаждения Даймлер-Бенц DIVb (182206) мощностью 260-300 л.с. Для запуска основного двигателя использовался двухтактный мотор DKW F2 мощностью 10 л.с. Масса танка Порше составляла 15,4 т, вооружение включало одну 75-мм пушку и три пулемета. На шоссе машина развивала положенные 40 км/ч, но по воде она могла передвигаться со скоростью не выше 4 км/ч. В марте 1927 г. фирма Даймлер-Бенц получила заказ на изготовление двух прототипов. После завершения испытаний, экспериментальные танки принимали участие в различных маневрах, затем один из них использовался в качестве своего рода будки для караула в военном городке 5-го танкового полка в Вюнсдорфе.
    На «Гросстракторе II» фирмы Рейн металл стоял рядный двигатель жидкостного охлаждения фирмы BMW мощностью 250 л.с. На шоссе машина развивала скорость 40 км/ч, однако плавала не быстрее 3 км/ч, даже хуже танка Порше. Вооружение состояло из 75-мм пушки с длиной ствола 20 калибров и двух-трех пулеметов. Машина фирмы Рейнметалл, так же как и танк Порше была изготовлена из обычной, а не броневой, конструкционной стали, причем толщина листов не превышала 13 мм. Выражаясь современными терминами, обе машины являлись демонстраторами технологий, а никак не боевыми танками. Прототип фирмы Рейнметалл утонул при испытаниях 30 октября 1929 г. на полигоне Путлосс в Шлезвиг-Гольштейне. Трагедия имела далеко идущие последствия - больше никогда германские конструкторы не пытались заставить плавать тяжелый танк.
    «Гросстрактор II» фирмы Крупп сильно напоминал машину Рейнметал ла. Крупповский танк испытывался в Советской России в секретном советс ко-германском танковом центре «Кама» под Казанью.
    Бюджет на 1929-1930 финансовый год предусматривал выделение ассигнований в сумме 3 400 000 рейхсмарок на изготовление 17 «Гросстракторов», но случился экономический кризис, после которого денег не хватало даже на просто трактора, не говоря уже о «гросс».
    Между тем, военные инициировали новую программу разработки 20-тонного тяжелого танка - Bataillon-Fuhrer Wagen (BW). В конечном итоге эта программа привела к появлению танка Pz.Kpfw. IV. Фирма Рейнметалл представила прототип массой 18 т с двигателем Майбах мощностью 300 л.с. Толщина брони - 16-20 мм. Экипаж - пять человек. Вооружение - короткоствольная пушка калибра 75 мм и два пулемета.

    Grosstraktor I

    В 1933 г. руководство рейхсвера побудило промышленность заняться еще одним проектом тяжелого танка, получившего наименование Neubaufahrzeug, сокращенно - NbFz. Прототипы танка Neubaufahrzeug представили фирмы Рейнметалл и Крупп. Обе машины имели схожие корпуса, но отличались конструкциями башен. Всего было построено пять прототипов танка NbFz, два - фирмой Крупп и три - фирмой Рейнметалл. На многобашенный Neubaufahrzeug очевидное влияние оказал британский танк «Индепендент», очень популярный в те годы среди танкостроителей всего мира. Англичан копировали французы (Char 2С), русские (Т-35), японцы («тип 91»). На Neubaufahrzeug стоял двигатель Майбах HL-108TR мощностью 280 л.с. Основное вооружение - две пушки (75 или 105-мм и 37-мм) в главной башне. В башне фирмы Рейнметалл 37-мм пушка устанавливалось над орудием более крупного калибра, в башне фирмы Крупп пушки были спарены в горизонтальной плоскости. Кроме артиллерийского вооружения на танке имелось два или три пулемета. Один стоял в основной башне вместе с пушками, в то время как остальные размещались в башнях меньшего размера, установленных по диагонали в передней и задней частях боевого отделения. Экипаж - шесть человек. Прототипы изготавливались из котельного железа толщиной 16-20 мм. На парадах машины производили впечатление, но для боя они не годились совершенно.


    Слева направо - Neubaufahrzeug,Т-35,по центру «Индепендент»

    В феврале 1939 г. один из прототипов Neubaufahrzeug был презентован на Берлинском автосалоне как Pz.Kpfw. V.
    В апреле 1940 три танка, не взирая на полное отсутствие у них бронезащиты, были в составе Abt.z.b.V.40 (40-й танковый батальон специального назначения) отправлены в Норвегию. До сих пор неясно принимали или нет эти машины в реальных боевых действиях. Кроме Норвегии, на фронте их не видели нигде. Немцы надеялись, что железные монстры одним своим видом способны вселить страх и ужас. На норвежских рыбаков танки не произвели должного впечатления. Один Neubaufahrzeug сгорел от метко брошенной спички неприятеля, два других постепенно проржавели, превратившись в металлом. Не довелось этим машинам вернуться назад в фатерланд.
    Причиной неудач программ Grosstraktor и Neubaufahrzeug являлось отсутствие компактного двигателя большой мощности. Поэтому нет ничего удивительного в распоряжении от 28 октября 1935 г. отданном управлением вооружений сухопутных войск начать отделению фирмы Даймлер-Бенц в Берлин-Мариенфельде разработку нового 600-сильного двигателя, пригодного для установки на перспективном тяжелом танке. За основу инженеры фирмы выбрали авиационный мотор М71 (в массовом производстве получил обозначение DB 600). Его танковая версия получила обозначение МВ-503. Вскоре появился более любопытный вариант - танковый дизель МВ-507. Дизель был еще очень сырой, а с другой стороны военные не были готовы пересмотреть свои устоявшиеся взгляды.
    Оба танковых двигателя не выдержали экзамен, в массовое производство их не передавали.

    Durchbruehwagen I)/V I
    В конце января Mibisterialrat инженер Эрнст Кникамп из WaPruf 6 (Waffenprufungsamt 6, танковое конструкторское бюро Heereswaffenamt) обратился в славную производством железнодорожных вагонов и локомотивов фирму Хеншель-унд-Сон из Касселя с предложением разработать шасси нового танка 30-тонного класса. Машина получила наименование Durchbruchwagen (прорыватель), сокращенно DW. Не имея опыта проектирования военной техники, конструкторы Хеншеля поначалу взяли за исходный образец шасси танка Pz.Kpfw. III. Башню и вооружение проектировали на фирме Крупп в Эссене. Башня танка DW являлась развитием башни танка BW с тем же вооружением (75-мм пушка с длиной ствола 24 калибра), но с более толстой броней. Шасси танка Pz.Kpfw. III с торсионной подвеской опорных катков выглядело гораздо более перспективным, по сравнению с тележками-пружинами подвески опорных катков танка Pz.Kpfw. IV. Шасси танка DW включало по пять опорных катков на борт (все катки независимые, с торсионной подвеской) и по три поддерживающих гусеницу ролика. Силовая установка также во многом была позаимствована у Pz.Kpfw. III, ведущее колесо впереди, ленивец - сзади. Главное отличие шасси DW от шасси Pz.Kpfw. III усиленная до 50 мм бронезащита корпуса. Очень немногие танки того периода могли похвастаться броней подобной толщины.
    Место механика-водителя – справа от продольной оси, слева – находились агрегаты и механизмы трансмиссии. Двигатель, Майбах HL-120 мощностью 280 л.с., позволял разгоняться до скорости 35 км/ч. Трансмиссия - Майбах Variorex. На прототипе испытывался экспериментальный гусеничный движитель, сходный с движетелями советских танков БТ и германских полугусеничных транспортеров. Традиционно германские танки имели ведущие колеса с зубьями, которые входили в окна гусеничных траков. На DW сделали наоборот: зубья имелись на траках, а ведущее колесо в торце имело прорези.
    Был изготовлен только один прототип танка DW, получивший обозначение DW I. Прототип принимал участие во многих испытаниях, связанных с отработкой ходовой части. Так как фирма
    Крупп не смогла вовремя изготовить башню, то прототип гоняли по трассам с уложенными на корпусе четырьмя массивными кольцами, масса которых равнялась массе башни. Экспериментальный гусеничный движитель себя не оправдал.

    Durchbruchwagen DW II
    Еще до завершения испытаний прототипа DW I начались работы по другой программе, целью которой являлось создание тяжелого танка. Через год после ТЗ(технического задания) на DW I WaPruf 6 заказало фирме Хеншель проект еще одного 30-тонного танка. Танк получил наименование Durchbruchwagen II, сокращенно DW II. Эту машину изготовили также в одном экземпляре, и также она проходила поначалу испытания с весовым имитатором башни - Крупп опять не поставил башню. В конечном итоге фирма Крупп прислала башню, но башню от серийного танка Pz.Kpfw. IV Ausf. С, а не специальное изделие для прототипа DW II.
    Карьера прототипа DW II, ставшего поворотной точкой в истории германских тяжелых танков, оказалась короче карьеры прототипа DW I. В начале сентября 1939 г. WaPruf 6 выдало заказ на постройку второго прототипа, уже в рамках программы танка VK3001. Заводские испытания обоих машин DW II завершились к осени 1941 г. и во многом предопределили будущий успех фирмы Хеншель в танкостроении.
    Прототипы DW II отличались от предшественника рядом довольно серьезных конструктивных изменений: в частности доработанной силовой установкой с трансмиссией ZW-38, традиционной гусеницей и ведущим колесом с зубцами. Масса машины возросла до 33 т. Экипаж – пять человек, вместо четырех на DW I. Пятого члена экипажа, радиста, разместили справа от механика-водителя.

    VK6501(H)
    Durchbruchwagen еще находился на стадии предварительной разработки, когда 19 января 1939 г. WaPruf 6 заказало фирме Хеншель прототип еще одного тяжелого танка. Машина получила у военных обозначение VK6501(H), заводское наименование было иным – Sturmwagen или Schwerewagen (SW).
    Этот проект представлял собой революцию в танкостроение. Все приходилось делать заново хотя бы из-за невиданной массы машины - 65 т, расчетная масса нашла отражение в военном обозначении VK6501(H). Даже по меркам сегодняшнего дня 65 т представляется более чем серьезной величиной. Такую массу определяли требования в отношении бронезащиты: 80-100 мм. Общая компоновка была сходной с компоновкой танка Pz.Kpfw. IV, вооружение также аналогично «четверке»: 75-мм короткоствольная пушка и спаренный с ней пулемет винтовочного калибра в башне кругового вращения. Еще один пулемет монтировался в небольшой башенке, установленной на корпусе перед и ниже основной башни.
    Изначально рассматривалось три схемы артиллерийского вооружения основной башни VK6501(H): короткоствольная 75-мм пушка с длиной ствола 24 калибра (как на Pz.Kpfw. IV), 75- мм пушка фирмы Крупп с длиной ствола 40 калибров (находилась в разработке) и 105-мм гаубица с длиной ствола 20 калибров. Апробированный на «четверке» вариант вооружения был выбран с целью снижения стоимости и упрощения проектирования нового танка. На прототип VK6501(H) решили просто установить башню от танка Pz.Kpfw. IV. Это во многом опрометчиво принятое решение едва не сорвало всю программу. Возникал вопрос: «Почему массивный танк, который для перевозки по железной дороге требуется разбирать на три части, имеет такое же вооружение как танк в три раза более легкий и в пять раз более простой конструктивно, к тому же не требующей разборки перед транспортировкой?» Неизвестно, что отвечали на этот «детский» вопрос инженеры фирмы Хеншель.
    В качестве двигателя был выбран мотор Майбах HL-224 мощностью 600 л.с., с этим двигателем танк мог развить максимальную скорость 25-26 км/ч. Ходовая часть была спроектирована заново: по десять опорных катков с независимой торсионной подвеской, диски катков частично перекрывали друг друга. Шахматное расположение опорных катков позволило равномерно распределить огромную массу на экстремально широкие гусениц (ширина трака 800 мм). К сожалению, конструкторы, блестяще решившие сугубо техническую проблему, не подумали о том, как шахматная подвеска будет эксплуатироваться в условиях распутицы и бездорожья. В дальнейшем все танки фирмы Хеншель получали именно шахматную подвеску опорных катков. Непонятно, почему по мере накопления мирной некогда фирмой опыта в создании танков, освоении передовых методов металлообработки, создании совершенных трансмиссий для тяжелых танков, конструкторы упорно цеплялись за это не самое удачное решение.
    Подготовка к серийному выпуску такого монстра - масса 65 т, длина 7 м, проверки на проходимость по размокшему грунту и пересеченной местности представляла собой сложнейшую организационно-техническую задачу. Чего стоит одна транспортировка массивных узлов и агрегатов, не говоря уже о сборке. Транспортировка вообще являлась головной болью - ничего подобного, тем более массово, по железным дорогам еще не перевозили. Кроме того, следовало предусмотреть возможность перевозки тяжелых танков на большие расстояния автотранспортом. На стадии проектирования предусматривалось возможность членения танка на три составляющих: отделение управления с трансмиссией и оконечными приводными устройствами, боевое отделение вместе с башней и моторное отделение. Для разборки и сборки танка VK6501(H) разрабатывались специальные вспомогательные машины. На грузовике Faun L900D/567 монтировался 20-тонный кран Demag LK-5S. Для разборки танка в полевых условиях требовалось два таких автокрана. Самое удивительное, что не взирая на массу и необходимость разборки/сборки танка, представители WaPruf 6 требовали от машины способности преодолевать глубокие броды (странно, что не требовали обеспечения плавучести) То есть каждый раз при сборке надо было обеспечивать герметичность корпуса.
    Для перевозки танка автотранспортом пришлось создавать специальный транспортер, этим занималась фирма Karl Kassbohrer из Ульма. Транспортер мог перевозить груз массой до 60 т. Танк VK6501(H) в серию не пошел, зато транспортер очень пригодился для перевозки «Тигров».
    1 сентября 1939 г. фирма Хеншель получила заказ на изготовление прототипа и машин предсерийной партии, в вермахте они получили обозначение Pz.Kpfw. VII. Сборка осуществлялась в Касселе, но бронированные детали и башни поставлял Крупп. К апрелю 1940 г. собрали деревянный макет прототипа. К этому времени изменилась башня решено было ставить вариант башни «четверки» с усиленным бронированием, то есть - башню от DW I. Фирма Крупп получила указание развернуть серийное производство таких башен, а фирма Хеншель – приступить к постройке шасси из конструкционной стали средней прочности. В октябре 1940 г. стали очевидными пробуксовки в программе - Крупп, перегруженный заказами, не мог обеспечить изготовление башен. В середине 1941 г. прототип подготовили к испытаниям. Но – без башни. Впрочем к этому времени стала очевидной необходимость переделки существующего проекта башни в свете боевого опыта. Военные вообще пришли к выводу, что концепция танка VK6501(H) не вписывается в этот самый опыт. Испытания шасси проводились в Зеннелагере, результаты подтвердили правильность выбранных технических решений с точки зрения формального удовлетворения требованиям заказчика, однако конструкция в целом оказалась совершенно не пригодной к реальным условиям эксплуатации. В конце 1941 г. программу VK6501(H) реанимировали (очевидно, в свете близкого и не очень приятного знакомства с танками КВ). Окончательно проект прикрыли на следующий год, отказавшись от VK6501(H) в пользу VK4501(H).

    VK3001


    Параллельно с программой DW II военные выдали техническое задание на разработку тяжелого танка 30-тонного класса VK.3001, способного развивать скорость в 35 км/ч, имеющего бронирование толщиной 35-50 мм и вооруженного 75-мм орудием или 105-мм гаубицей. Проект такого танка предложили разработать специалистам фирмы Хеншель и инженерам, работавшим под руководством профессора Порше.

    VК3001(Н)
    9 сентября 1939 г. WaPruf 6 выдало заказ фирме Хеншель на танк VK3001. Исходным пунктом при проектировании стала конструкция танка DW II, однако ходовую часть проектировали на основе ходовой части VK6501(H).Главным отличием ходовой части стали опорные катки увеличенного диаметра.
    Первые два VK3001(H) собрали к марту 1941 г., еще два были готовы в октябре. Эти машины использовали для испытаний различных конфигураций силовых установок: с трансмиссией частности - ZZF-77,Майбах Variorex и Майбах OVLAP. Все прототипы были оснащены двигателями Майбах HL-116 мощностью 265 л.с.
    На заводском полигоне в Хаустенбеке (окрестности Падеборна) и на полигоне Вермахта в Куммерсдорфе под Берлином испытывались комбинации шасси VK.3001 (Н) и различных инженерных устройств – минного трала, экскаватора. Во всех случаях на прототипы вместо башен устанавливался бетонный балласт - фирма Крупп уже традиционно задерживалась. Только в 1942 г. танк VK3001(H) обрел свой облик – Крупп поставил сразу несколько башен. Башни, правда, уже не были особенно и нужны – программу VK3001(H) закрыли. Шесть башен оставались на фирме Крупп до 1944 г., когда их забрали, чтобы установить в укреплениях Атлантического вала на побережье Па-де-Кале.
    К сентябрю 1942 г. окончательно выяснилось, что в задуманном виде VK3001(H) не сможет выполнять задачи, которые предполагалось на него возложить. Ранее, в мае 1941 г. было принято решение о разработке различных самоходно-артиллерийских установок, вооруженных тяжелыми противотанковыми пушками. В августе 1941 г. два незаконченных прототипа танка VK3001(H) начали переделывать в тяжелые истребители танков, вооруженные 128-мм пушками Pak-40 L/61. Шасси пришлось удлинить за счет введения еще одной оси для опорных катков. Пушка устанавливалась в полуоткрытой рубке, толщина брони рубки составляла 30 мм.

    «Упрямый Эмиль»

    Орудие разработано на основе зенитной пушки образца 1936 г., спроектированной фирмой Крупп. Углы наведения орудия тяжелого истребителя танков: в горизонтальной плоскости +/-7 фад, в вертикальной - от -15 град до +10 град. Скромный объем боевого отделения не позволил разместить в машине достаточный боекомплект к орудию: всего 15 снарядов, затем втиснули еще три, но даже 18 снарядов - слишком мало. Для самообороны самоходка вооружалась одним пулеметом MG-34.
    Нагрузку на водителя удалось уменьшить за счет установки трансмиссии ZZG-77, однако скорость машины не превышала 19,6 км/ч. Было построено две самоходки 12,8 cm Selbstfahrlafette L/61 (Pzs.Sfl. V). Орудия для них поставила фирма Рейнметалл-Борзиг из Дюссельдорфа. Оба истребителя танков отправили для проведения войсковых испытаний на Восточный фронт. В 1942-1943 г.г. они находились на вооружении PanzerJager Abteilung 521 из 2-й танковой дивизии. Экипажи утверждали, что снаряды, выпущенные из орудий их самоходок, пробивают установленную под углом 60 град броню толщиной 120 мм с дистанции 2 км. Пушки нравились, но в отношении шасси мнение было противоположным. За постоянные поломки двигателей и трансмиссий истребители танков получили прозвище «Sturer Emil» - упрямый Эмиль. Один «Эмиль» был потерян в бою, второй – захватили советские войска в Сталинграде. В настоящее время трофей хранится в музее БТТ в Кубинке. «Упрямый Эмиль» - единственный вариант Pz.Kpfw. VI Ausf. А, как называли на фирме Хеншель шасси VK3001(H), прошедший проверку войной.

    VK3001(P)
    Судьба прототипа конструкции Фердинанда Порше оказалась также не слишком удачливой. Изготовленный на созданной Порше в Сент Валентине, Австрия, фирме Nibelungenwerke AG прототип получил официальное обозначение VK3001 (Р). Заводское обозначение прототипа - «тип 100» или Leopard. Таким образом, VK3001(P) стал первым после Neubaufahrzeug германским танком, получившим собственное имя, а не буквенно-цифровой код.
    VK3001(P) также стал первым танком, спроектированным Порше, со времен приснопамятного Grosstraktor'a.
    Фирме Nibelungenwerke на решение проблем, связанных с проектированием новой машины потребовалось два года. Главный инженер фирмы Карл Рабе подписал последний рабочий чертеж 5 сентября 1939 г.
    Порше, являясь блистательным конструктором, совершенно не задумывался о «мелочах» вроде технологии производства, тактике боевого применения или уж тем более – об экономике военного времени и связанных с нею технологических ограничениях, вроде нехватки некоторых материалов. Порше был гений, а гении обычно далеки от земных проблем. Гитлер симпатизировал профессору, отмечая в нем «детскую душу». Вообще эти два гения, каждый в своем роде, симпатизировали друг другу. Фюрер всегда отдавал предпочтение изделиям Порше, что порождало сложности для командования сухопутными войсками Германии – генералы смотрели на продукцию фирмы Nibelungenwerke более реалистично. Так было и в случае с VK3001(P). Порше придумал революционную конструкцию, совершенно не типичную для танка. На VK3001(P) стояла электромеханическая трансмиссия, никогда ранее не использовавшаяся на сухопутной техники, зато обычная для подводных лодок.

    Два 10-цилиндровых двигателя Simmering-Graz-Pauker тип 100 воздушного охлаждения мощностью по 200 л.с. каждый приводили в действие по электрогенератору. Электрогенераторы запитывали электромоторы, вращавшие ведущие колеса. Ходовая часть включала по три пары опорных катков, объединенных с каждого борта в три тележки. Каждая тележка имела независимую подвеску. Верхнюю ветвь гусеницы поддерживали три ролика с каждого борта. Ведущие колеса – переднего расположения. Электропривод в теории давал танку выигрыш в маневренных качествах, поскольку время переходных процессов в электродвигателе несоизмеримо меньше с временем переключения механических передач. Конструктивно электромеханическая конструкция также проще – отсутствует длинный соединительный вал между двигателем и трансмиссией, который проходит почти по всей длине корпуса, занимая довольно значительный объем боевого отделения.
    Опорные катки подвешивались на тележках на торсионах, причем торсионы располагались параллельно продольной оси танка. Такое конструктивное решение также работало на сохранение полезного объема корпуса, вместе с тем резко усложняя конструкцию ходовой части – требовалось преобразовывать механическим путем перемещение опорного катка в закрутку торсиона. Танкисты высоко оценили внутренний объем машины Порше, что не помешало им написать несколько томов замечаний по поводу эксплуатационных и боевых недостатков прототипа VK3001(P). К примеру, торсионы часто ломались при движении по пересеченной местности, не выдерживая резких колебаний опорных катков.
    Вооружение «Леопарда» по началу было таким же, как у VK3001(Н) - модифицированная башня танка Pz.Kpfw. IV, в которой можно было поставить 75-мм пушку с длиной ствола 24 калибра или 105-мм гаубицу с длиной ствола 28 калибров. Уже на стадии постройки прототипа Порше решился на радикальную замену вооружения в пользу мощной длинноствольной пушки калибра 88 мм (длина ствола 47 калибров) или даже 105 мм (длина ствола 52 калибра) орудия. В апреле 1941 г. были заказаны два прототипа шасси и шесть серийных башен с 88-мм пушками. Как всегда, фирма Крупп башни к сроку не изготовила. Шасси Порше испытывались с бетонными болванками вместо башен. Башни поступили годом позже и были установлены на совсем другие танки - VK4501(P).

    Испытания единственного построенного шасси шли сложно – постоянно ломались революционная силовая установка и необычная ходовая часть. В то же время «Леопард» демонстрировал потрясающие характеристики: максимальная скорость - 60 км/ч, рекордное время разгона. Зато расход топлива не вселял оптимизма - за 100 км марша по шоссе двигатели съедали 770 литров бензина. Решить проблему расхода топлива Порше попытался самым радикальным способом, приняв решение поставить на второй прототип дизель. Не взирая на постоянные поломки и отказы материальной части прототип интенсивно обкатывался до мая 1942 г. В серийное производство VK.3001 (Р) не передавался. Специально для перевозки танка из заводского цеха на полигон фирма Nibelungenwerke изготовила транспортер Порше-142, который разделил судьбу самого первого германского бронированного «Леопарда».

    VК3601(Н)
    Очередной прототип фирмы Хеншель получил обозначение VK3601(H), на фирме его предпочитали именовать Pz.Kpfw. VI Ausf. В. При разработке VK3601(H) конструкторы фирмы учли опыт проектирования и испытаний прототипа VK3001(H), посчитав невозможным реализовать в 30-тонной машине все необходимые качества. Новый танк массой почти в 40 т имел много общего с 30-тонным VK3001(H). Ряд узлов и агрегатов перекочевало на новое изделие по необходимости, с целью снижения его стоимости и сокращения времени проектирования. Наибольшим изменениям подверглась ходовая часть – был увеличен диаметр опорных катков. Корпус практически полностью помещался между опорными катками, над ходовой частью оставались только крылья с ящиками для хранения инструмента и контейнеры с вентиляторами системы охлаждения двигателя.
    Расчетную массу танка пришлось увеличить в связи с установкой новой башни, вооруженной более мощной, чем на VK3001(H) пушкой. Рассматривалось три варианта артиллерийского вооружения: 75-мм противотанковая пушка Gerat 0725 L/55 с коническим стволом (патент Герлиха); танковая версия знаменитой 88-мм пушки с длиной ствола 56 калибров; 105-мм гаубица с длиной ствола 28 калибров. Бронирование бортов корпуса – 60 мм, лобовой части – 100 мм. Бронирование бортов башни – 60 мм, лобовой части – 80 мм. Предпочтение отдали пушке с коническим стволом, что предопределило выбор диаметра погона башни – 1650 мм. Это решение не в лучшую сторону отразилось на судьбе машины. Работы по пушке Герлаха пришлось прекратить по причине хронической нехватки в Рейхе вольфрама – орудие стреляло снарядами с вольфрамовыми сердечниками, без них же терялись все преимущества пушки.
    Все построенные фирмой Хеншель шасси проходили испытания без башен – Крупп как всегда работал в своем стиле!

    Заказ на постройку прототипа VK3601(H) из шести предсерийных машин был выдан 26 мая 1941 г. Поскольку 600-сильный двигатель Майбах HL-210 еще не был готов, на машины пришлось ставить моторы Майбах HL-174 мощностью 450 л.с. Согласно принятой 30 мая 1941 г Panzerprogramm-41 в 1941 г. планировалось изготовить 116 танков VK3601(H). в 1942 г. – 172. Первые два прототипа изготовили только к марту 1942 г., еще четыре шасси – к сентябрю. Вот и вся реализация панцерпрограммы в отношении танка VK3601(H).
    Первый экземпляр шасси испытывался на полигонах Вермахта. Четыре шасси впоследствии оснастили лебедками, эти машины использовались в качестве бронированных эвакуационных машин для танков «Тигр».
    Аннулирование программы разработки пушки Герлиха вновь поставило вопрос о вооружении танка. Вообще-то теперь с вооружением все стало совершенно ясно. Гаубица не годилась по одной причине – она не являлась средством борьбы с танками. Оставалась только пушка «восемь-восемь», KwK-36. Проблема заключалось в том, что диаметр погона под орудия должен был быть не 1650 мм, а 1850 мм. Единственный выход из создавшегося положения заключался в вооружении танка 75-м пушкой KwK-42 с длиной ствола 70 калибров; орудие KwK-42 установили на танк «Пантера», который в Вермахте считался средним. WaPruf-б разрешило установку на тяжелый танк башни с диаметром погона 1650 мм, вооруженной 75-мм пушкой KwK-42. Эта башня, как и ее предшественница, так никогда и не была построена. Прежде чем фирма Рейнмателл успела приступить к проектированию очередной башни, Heereswaffenamt аннулировало всю программу VK3601 (Н), выдав фирмам Хеншель и Нибелунгенверке задание на проектирование нового танка VK4501 под 88-мм орудие.

    VK4501


    На совещании в штабе командования сухопутными войсками Германии 26 мая 1941 г. обсуждался вопрос, который касался концепции тяжелого ганка. Гитлер стоял за еще более тяжелую, нежели VK3601, машину, способную сокрушать вражескую оборону. Организационно отдельные подразделения из примерно двадцати таких танков могли бы придаваться каждой панцердивизии. На подразделения возлагались бы задачи прорыва обороны и организации своего рода «улицы», по которой в тыл врага будут устремляться более легкие танки. Из тактического предназначения напрямую вытекала необходимость хорошей бронезащиты танка – до 100 мм, а также мощного вооружения, которое позволило бы танку подавлять огневые точки и уничтожать танки противника.
    Расчетная масса танка росла в ходе предварительного проектирования с поразительной скоростью. Германский тяжелый танк набирал массу ужасающими темпами. Поначалу в качестве тяжелого рассматривался танк Pz.Kpfw. IV массой 25 т, затем танк массой 30 т (DW, VK3001), на момент проведения совещания тяжелый танк набрал расчетную массу порядка 40 т (VK3601(H)) и даже 65 т (VK6501(H)). Гитлер настоял на вооружении танка 88-мм пушкой, что привело к очередному пересмотру концепции танков. Требовалось шасси, на которое можно было бы установить башню с диаметром погона 1850 мм, масса машины при этом не могла быть менее 43 т. В результате появилось техническое задание WaPruf-б на проектирование танка массой 45 т.

    VK4501(H)
    Опыт, полученный при разработке танков VK3001 и VK3601 позволил конструкторам фирмы Хеншель смело взяться за работу по созданию 45-тонной машины. Танк VK4501(H) проектировался под башню фирмы Крупп с диаметром погона 1850 мм, вооружённую 88-мм орудием. Учитывая предыдущий опыт «плодотворного» сотрудничества с фирмой Крупп вся программа разработки танка представлялась чрезвычайно рискованной из-за вероятной «виртуальности» башни. На момент начала работ по танку требуемой башни не существовало даже на бумаге. В этих условиях пришлось предусмотреть альтернативный вариант – башню с диаметром погона 1650 мм, вооруженную 75-мм пушкой KwK-42 L/70. Эта башня проектировалась в КБ фирмы Рейнметалл, танк под нее получил обозначение VK4501 (Н) Н2. В конструкции «Н2» использовался узкий корпус от шасси VK3601(H), у которого лишь увеличили до 100 мм толщину брони. Проект «Н1» под башню с 88-мм орудием требовал значительной переделки верхней части корпуса, так называемой надстройки или «суперструктуры». Теперь надстройка нависала над опорными катками. Расширение верхней части корпуса стало необходимым ввиду установки башни с погоном диаметра 1850 мм.

    Верхняя часть корпуса сильно изменилась, в то время как низ и ходовая часть фактически остались прежними, как на VK3601(H). Чтобы сохранить прежнее удельное давление на грунт при возросшей на 10 т массе конструкторы пошли на увеличение ширины гусениц. Увеличение ширины гусениц, в свою очередь, привело к появлению четвертого ряда опорных катков. Двигатель Майбах HL-210Р-30 мощностью 600 л.с. к этому времени уже был готов. Его установка позволяла сохранить у новой машины ходовые характеристики танка VK3601(H). Двигатель комплектовался полуавтоматической трансмиссией Майбах OLVAR, тормозная система – регенеративная, разработанная на основе британских тормозов Меррит-Браун. Замена традиционных рычагов на рулевое колесо с гидроусилителем намного облегчило работу механика-водителя, одновременно улучшив маневренность танка, особенно – маневренность на ограниченном пространстве. Рычаги, тем не менее, остались, но их предполагалось использовать лишь в качестве резервных органов управления. Кроме того, рычаги можно было применять в качестве стояночного тормоза.
    Доктор Эрвин Адерс со своими людьми работал день и ночь не только чтобы в наилучшей степени учесть пожелания заказчика – очень хотелось изготовить первое опытное шасси к 20 апреля 1942 г. – дню рождения любимого фюрера. Последние работы на прототипе закончили 17 апреля, всего за 40 минут до отправки литерного поезд в Растенбург, в ставку любимого вождя и учителя.

    VK4501(P)
    Несмотря на продолжавшиеся испытания прототипа VK3001(P), стало очевидно, что «Леопард» никогда не пойдет в массовое производство. В июле 1941 г. на очередном совещании в Бергхофе представители Heereswaffenamt приняли решение поручить Хеншелю и Порше разработать новый тяжелый танк VK4501, вооруженный 88-мм пушкой. Фирме Нибелунгенверке в отсутствие необходимого опыта и в свете не очень удачных результатов испытаний VK.3001 (Р) не оставалось ничего другого, как использовать в качестве базы для нового танка конструкцию «Леопарда».

    Профессор Фердинанд Порше в черной шляпе

    Прототип VK4501 конструкции Порше получил заводское обозначение «тип 101» и собственное имя Sonderfahrzeug II. Название Sonderfahrzeug II продержалось недолго. После «Леопарда» логично было появиться «Тигру»: Sonderfahrzeug II стал называться Tiger.
    Впервые в истории германского танкостроения проектирование танка началось с башни. Проект фирмы Крупп базировался на проектах так и не изготовленных башен для танков VКЗ601(H) и VK3601(P). Размеры башни были увеличены, диаметр погона составил 1850 мм. Порше заказал фирме Крупп одну башню в начале июля 1941 г., затем – еще 90, причем заказ на 90 башен был сделан раньше подписания контракта на изготовление первых 90 танков.

    В целом «Тигр» Порше перенял очень многое от «Леопарда», но диаметр опорных катков был увеличен, в состав ходовой части ввели поддерживающие верхнюю ветвь гусеницы ролики. С целью компенсации возросшей массы сдвинутой вперед башни, ведущие колеса с электромоторами перенесли назад.
    Ходовая часть, предложенная Порше, во-первых была очень сложной, а во-вторых просто не подходила для тяжелого танка. Шесть опорных катков на борт, сгруппированные в три разнесенных тележки, давали высокое удельное давление на грунт, много большее, чем у подвески, разработанной на фирме Хеншель. Кроме того, оказалась более длинной (и, как следствие, более тяжелой) гусеница. В результате танк Порше с трудом передвигался по мягким грунтам. Торсионы опорных катков очень часто лопались, не выдерживая массы «Тигра», а их ремонт оказался чрезвычайно муторной работой по причине все той же неслабой массы.

    Хотя электромоторы и ведущие колеса перенесли назад, впереди оставили колеса с зубчатыми венцами. Считалось, что таким образом удастся избежать непроизвольного сброса гусениц в ходе движения танка. Учитывая длину гусениц, вероятность сброса гусениц оставалась очень высокой. Как выяснилось на испытаниях, резиновые бандажи опорных катков очень быстро истирались о металл направляющих зубцов траков, поэтому конструкцию опорных катков пришлось изменить. Резиновые бандажи заключались между сплошными стальными дисками катков. Таким способом конструкторы убили двух зайцев: увеличили ресурс опорных катков и снизили расход дефицитной резины. Конструктивное решение опорных катков – единственная новинка Порше, внедренная в германской бронетехнике периода второй мировой войны. Подобные опорные катки широко использовались на поздних моделях германских танков. Максимальную ширину танка конструкторы выбирали, исходя из железнодорожного габарита. В результате получился длинный и узкий танк, при одном взгляде на который не оставалось сомнений в его неудовлетворительных маневренных качествах, хотя в теории электротрансмиссия обеспечивала превосходство именно в отношении маневренности.

    VK4501(H) против VK4501(P)


    Назначенный на 20 апреля, день рождения Гитлера, показ конкурирующих образцов тяжелой техники неумолимо приближался. 19 апреля оба прототипа были разгружены с железнодорожных платформ на станции, расположенной в 11 км от ставки фюрера в Восточной Пруссии. Для выгрузки пришлось использовать железнодорожный кран, поскольку рамп или поддонов, способных выдержать груз массой 50 т в окрестностях не нашлось. «Тигр» Порше сразу же показал собственную невозможность развернуться на 90 град без посторонней помощи – его тележки завязли в мягком грунте. Представитель фирмы Хеншель инженер Курт Арнольд отрядил на помощь свой VK4501(H),однако машина Хеншеля не сумела вызволить «Тигр» Порше из восточнопрусской грязи. Машину удалось вытащить только с помощью все того же железнодорожного крана.
    Марш по пересеченной местности стал первым серьезным испытанием для двух прототипов тяжелого танка. Обе машины в пути неоднократно ломались, а на «Тигре» даже загорелся двигатель.

    Показ был назначен на 14 ч, однако в последний момент рейхсмаршал Геринг и министр вооружений Шпеер перенесли начало демонстрации на 10 ч 30 мин утра. Гитлер мог выделить на осмотр танков всего полтора часа. К назначенному времени был готов только прототип VК4501(Р), поскольку доктор Арнольд заставил своих людей осмотреть трансмиссию, прежде чем срок начала демонстрации перенесли. Трансмиссия оказалась разобранной, а собрать ее к новому сроку уже не успевали. Вокруг танка фирмы Хеншель валялась груда деталей и агрегатов, когда к машине приблизились две августейшие фигуры. На глазах Гитлера инженеры и техники в темпе принялись собирать трансмиссию. Вскоре после 11 ч можно было начинать показательные пробеги прототипов на максимальной скорости. Пробег однозначно выиграл «Тигр», разогнавшийся на километровой трассе до 50 км/ч. VK4501(H) сошел с дистанции: на 850 м он набрал скорость 45 км/ч, но затем задымил двигатель. Во избежание пожара мотор пришлось выключить. Когда двигатель остыл доктор Арнольд предложил Шпееру провести более реалистичное сравнение – продемонстрировать маневренные качества машин. Шпеер согласился. Результат оказался для специалиста предсказуемым: VK4501(H) отработал отлично, а «Тигр» застрял.

    По мнению Гитлера эти с позволения сказать «испытания» явного победителя не выявили. На совещании со Шпеером и Зауэром фюрер порешил, что обе машины нуждаются в доводке с последующим «вторым» туром испытаний. Присутствующие полностью разделяли здравые суждения своего вождя, однако в конце совещания верховный рефери всех огорошил: Гитлер предложил заказать Порше 90 «Тигров». Никто не стал спорить. На Гитлера магически воздействовало имя Порше, в технические детали он и не вдавался.
    Вскоре после показа в Вольф-Шанце обозначение VK4501 исчезло из официальных документов, программа разработки и производства тяжелых танков стала именоваться Tigerprogramm.'
    Очередная серия сравнительных испытаний между VK4501(P) и VK4501(H) HI проводилась в мае 1942 г. на полигоне танковой школы в Бад-Берка под Эйзенахом. Вывод по результатам испытаний был для Порше убийственным: ходовая часть VK4501 (Р) исключает использование танка в полевых условиях; пушка выступает на столько далеко за пределы корпуса, что при движении по пересеченной местности существует реальная вероятность повреждения дульного тормоза о грунт. Торсионы на танке Порше лопались даже при движении машины по относительно хорошим дорогам. Большинство представителей Вермахта высказалось в пользу танка фирмы Хеншель. Конструкторы VK4501(H) сумели учесть еще и человеческий фактор, немаловажный на войне. Танк Хеншель имел более приземленную конструкцию, чем машина витающего в небесах Порше, для обслуживания танка Порше требовались инженеры. VK4501(H) не являлся подарком для ремонтников, но все-таки он был гораздо проще в эксплуатации по сравнению с VK4501(P).Известно всего два построенных прототипа «Тигра» Порше, эти машины иногда называют Tiger (Р). По завершению испытаний их передали в 503.s.Pz.Abt. Затем один из прототипов использовался в качестве командирского танка в 653-м тяжелом танковом батальоне. Взвесив все «за» и «против», несмотря на особое расположение Гитлера к доктору Порше, проводившая испытания комиссия приняла решение в пользу танка фирмы Henschel. Гитлер вынужден был согласиться. Машина получила обозначение Pz.Kpfw.Vl (Sd.Kfz.181) Tiger Ausf.H 1, а после принятия на вооружение в 1944 году танка Tiger II название изменили на Tiger Ausf.E или Tiger I. Уже изготовленные на заводе Nibelungenwerke 90 шасси VK 4501 (Р) было решено использовать в качестве базы для тяжелых штурмовых орудий, вооруженных 88-мм противотанковой пушкой, созданной на базе зенитки Flak 41 с длиной ствола в 71 калибр, — будущих «Фердинандов».

    ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ


    КОМПОНОВКА танка Pz.Kpfw.VI «Тигр» представляла собой классический вариант с передним расположением трансмиссии.
    В передней части находилось отделение управления. В нем размешались коробка передач, механизм поворота, органы управления, радиостанция, курсовой пулемет, часть боекомплекта и рабочие места механика-водителя (слева) и стрелка-радиста (справа).
    Боевое отделение занимало среднюю часть танка. В башне устанавливались пушка и спаренный пулемет, приборы наблюдения и прицеливания, механизмы наводки и сиденья командира танка, наводчика и заряжающего. В корпусе в нишах, по стенкам и под поликом башни размешался боекомплект. На днище танка — гидропривод поворота башни.
    В моторном отделении располагался двигатель и все его системы, а также топливные баки. Моторное отделение отделялось от боевого перегородкой.

    КОРПУС танка собирался из броневых листов, соединенных в шип и сваренных двойным швом. Броня — катаная, хромомолибденовая, с поверхностной цементацией.
    Лобовой лист подбашенной коробки располагался под углом 8° к вертикали, верхний лобовой лист корпуса — под углом 77°, нижний — под углом 27°. Бортовые листы — вертикальные, кормовой лист наклонен под углом 8°.

    В передней части крыши подбашенной коробки имелись люки-лазы механика-водителя и стрелка-радиста. Люки закрывались круглыми крышками, откидывающимися на петлях. В каждой крышке был смонтирован перископический прибор наблюдения. Между люками имелось вентиляционное отверстие, прикрытое броневым колпаком.
    Кормовая часть корпуса делилась на три отсека внутренними водонепроницаемыми перегородками. Два крайних отсека при преодолении водных преград вброд могли заливаться водой; центральный, в котором располагался двигатель, был герметичным. Крайние отсеки закрывались сверху массивными литыми решетками. Две передние решетки служили для притока воздуха, охлаждающего радиаторы, а задние — для его отвода.

    Надмоторная часть закрывалась крышкой с вентиляционным отверстием, прикрытым броневым колпаком.В днише танка были предусмотрены люки для доступа к генератору и топливному насосу, к спускным кранам систем питания, охлаждения и смазки двигателя и спускной пробке картера коробки передач.

    БАШНЯ подковообразной формы — сварная, с соединением листов в шип и вертикальными стенками, выполнявшимися из цельного гнутого листа. В передней части башни в литой маске устанавливались пушка, спаренный пулемет и прицел. Башня приводилась во вращение гидравлическим поворотным механизмом мощностью 4 кВт. Скорость поворота зависела от частоты вращения коленчатого вала. Отбор мощности производился от коробки передач с помощью специального карданного вала. При 1500 об/мин коленчатого вала поворот башни на 360° осуществлялся за 1 мин. При неработающем двигателе башню поворачивали вручную. Башня, вследствие большого вылета пушки и тяжелой броневой маски, была неуравновешена, что делало невозможным ее поворот вручную при крене в 5°. На ее крыше устанавливалась командирская башенка с шестью, а затем с семью смотровыми приборами.

    ВООРУЖЕНИЕ. Основное вооружение «Тигра» — пушка 8,8 cm KwK 36 калибра 88 мм, производившаяся заводом Wolf в Магдебурге. Ствол пушки имел длину 56 калибров — 4928 мм; вместе с дульным тормозом — 5316 мм. Масса пушки — 1310 кг. Вертикальная наводка — в пределах от - 6,5° до +17°. Предельная длина отката — 580 мм.
    Пушка уравновешивалась с помощью специального гидравлического устройства, расположенного под ее казенной частью. С пушкой был спарен 7,92-мм пулемет MG 34. Курсовой пулемет размещался в лобовом листе подбашенной коробки в шаровой установке. На командирской башенке позднего типа на специальном устройстве Flieger-beschutzgerat 42 можно было установить зенитный пулемет MG 34.

    Танки «Тигр» первоначально оснащались бинокулярным телескопическим ломающимся прицелом TZF 9а, а затем монокулярным TZF 9Ь. При изменении вертикального угла наведения вооружения изменялось и положение объективной части прицелов, окулярная же часть оставалась неподвижной, что обеспечивало работу с вооружением во всем диапазоне вертикального угла наведения без изменения положения наводчика. Эти прицелы имели 2,5-кратное увеличение и поле зрения 23°. Курсовой пулемет MG 34 имел 1,8-кратный телескопический прицел KZF 2.Боекомплект пушки состоял из 92 выстрелов, пулеметов — из 5100 патронов.

    ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ.На танке устанавливались двигатели Maybach HL 210Р30 или Maybach HL 230Р45 (с 251-й машины). Двигатели 12-цилиндровые, V-образные (развал цилиндров — 60°), карбюраторные, четырехтактные мощностью 650 л.с. и 700 л.с. при 3000 об/мин соответственно. Диаметр цилиндра 125 и 130 мм. Ход поршня 145 мм. Степень сжатия 7 (HL210P30) и 6,8 (HL 230Р45). Рабочий объем 21 353 см3 и 23 095 см3. Сухая масса двигателей 1200—1300 кг. Следует подчеркнуть, что двигатель HL 230Р45 был практически идентичен двигателю HL 230Р30 танка «Пантера». Для повышения жесткости картер этого двигателя был выполнен из серого чугуна без разъема в плоскости коленчатого вала, то есть имел так называемую «туннельную» конструкцию.
    Топливо — этилированный бензин с октановым числом не ниже 74. Емкость четырех бензобаков 534 л. Расход топлива на 100 км при движении по шоссе — 270 л, по бездорожью — 480 л. Подача топлива принудительная, с помощью четырех топливных насосов Solex. Карбюраторов — четыре, марки Solex 52FFJIID.
    Система охлаждения — жидкостная, с двумя радиаторами. По обеим сторонам двигателя располагались сдвоенные вентиляторы. В связи с изоляцией моторного отсека от воздухопритоков системы охлаждения на обоих двигателях был применен специальный обдув выхлопных коллекторов и генератора.
    Для ускорения прогрева охлаждающей жидкости в процессе запуска двигателя в холодное время года была предусмотрена возможность установки термостатов с обратным перепуском через закороченный контур.


    Трансмиссия состояла из карданной передачи, коробки передач со встроенным главным фрикционом, механизма поворота, бортовых передач и дисковых тормозов.
    Коробка передач Maybach OLVAR OG(B) 40 12 16А продукции завода Zahnradfabrik в Фридрихсхафене — безвальная, с продольным расположением осей, восьмиступенчатая, с постоянным зацеплением шестерен, с центральным синхронизатором и индивидуальными тормозами, с полуавтоматическим управлением. Коробка обеспечивала восемь передач вперед и четыре назад. Ее особенностью являлось отсутствие общих валов для нескольких шестерен, каждая шестерня монтировалась на отдельных подшипниках. Коробка снабжалась автоматическим гидравлическим сервоприводом. Для переключения передач было достаточно перевести рычажок, не выжимая педали главного фрикциона. Сервопривод автоматически, без участия водителя, выключал главный фрикцион и ранее включенную передачу, производил синхронизацию угловых скоростей включаемых зубчатых муфт, включал новую передачу, а затем плавно включал и главный фрикцион.
    В случае порчи гидравлической аппаратуры переключение шестерен и выключение главного фрикциона можно было производить механическим путем.
    Система смазки шестерен — струйная, с подачей масла в место зацепления при сухом картере.
    Картер коробки передач центрировался и жестко соединялся с картером механизма поворота, образуя двухпоточный механизм передач и поворота. Последний крепился в носовой части корпуса танка, причем в расточку передней части картера запрессовывалось резиновое кольцо опорной балки, жестко закрепленной в броневом корпусе.
    Многодисковый главный фрикцион с трением рабочих поверхностей в масле был конструктивно встроен в коробку передач, так же как и стояночный тормоз.
    Фрикционно-шестеренчатый механизм поворота с двойным подводом мощности обеспечивал танку по два фиксированных радиуса поворота на каждой передаче. При этом максимальный радиус составлял 165 м, минимальный—3,44 м. Более крутые повороты при включенной передаче, в том числе вокруг отстающей гусеницы, трансмиссией танка не обеспечивались. При нейтральном положении коробки передач был возможен поворот вокруг центра тяжести танка движением забегающей гусеницы вперед и отстающей назад с радиусом В/2.
    Бортовые передачи — двухрядные, комбинированные, с разгруженным ведомым валом.
    Механические дисковые тормоза были разработаны инженером Клаузе и изготовлены фирмой Argus

    ХОДОВАЯ ЧАСТЬ танка применительно к одному борту состояла из 24 опорных катков, расположенных в шахматном порядке в четыре ряда. Опорные катки размером 800x95 мм у первых 799 танков имели резиновые бандажи; у всех последующих — внутреннюю амортизацию и стальные бандажи. Конструкцию ходовой части разработал советник имперского Управления вооружений инженер Г. Книпкамп — активный участник проектирования целого ряда германских бронированных машин.
    Подвеска — индивидуальная, торсионная, одновальная.Балансиры передних и задних опорных катков снабжались гидравлическими амортизаторами, размещенными внутри корпуса.Ведущие колеса переднего расположения имели два съемных зубчатых венца по 20 зубьев каждый. Зацепление цевочное. Направляющие колеса — литые, с металлическими бандажами и кривошипным механизмом натяжения гусениц.
    Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 96 двухгребневых траков каждая. Ширина гусеницы 725 мм, шаг трака 130 мм.
    На «тиграх» использовались два типа гусениц — транспортные, шириной 520 мм и боевые, шириной 725 мм. Первые применялись для перевозки по железной дороге, дабы вписаться в габарит платформы, и для движения своим ходом по дорогам с твердым покрытием вне боя. (При перевозке танков часто снимались и наружные опорные катки.) При использовании транспортных гусениц удельное давление на грунт возрастало до 1,53 кг/см2.

    ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 12 В. Источники: генератор Bosch GULN 1000/12-1000 мощностью 0,7 кВт, два аккумулятора Bosch емкостью 150 А.ч. Потребители: электростартер Bosch BPD 6/24 мощностью 4,4 кВт, система зажигания, башенный вентилятор, контрольные приборы, подсветка прицелов, приборы звуковой и световой сигнализации, аппаратура внутреннего и внешнего освещения, звуковой сигнал, спуски пушки и пулеметов.

    СРЕДСТВА СВЯЗИ. Все танки «Тигр» оснащались радиостанцией FuG 5, имевшей дальность действия 6,4 км телефоном и 9,4 км телеграфом.

    СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. Система пожаротушения — автоматическая, с порогом срабатывания 120°С. Сигнализация была выведена на панель приборов механика-водителя.
    После внедрения башни с командирской башенкой нового типа длина с пушкой вперед составила 8455 мм, а высота — 2885 мм.


    Источники фото и материалов:
    М.Барятинский - Тяжелый танк "Тигр" 2006г.
    Журналы из серии "Военные машины" 069-073 "Тигр"

    продолжение в следующей части....
    Категория: Тяжелые танки | Добавил: sherhhan (17.07.2012) | Автор: Дмитрий Гинзбург E
    Просмотров: 2758 | Рейтинг: 3.0/2
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • GB © 2017 Создать бесплатный сайт с uCoz