Pz.Kpfw.VI Ausf.B «Королевский Тигр» (Königstiger) - последняя надежда Гитлера - Тяжелые танки - Каталог статей - Дикие танкисты с золотыми погонами
Батальон диких танкистов "Германские варвары" Воскресенье, 26.03.2017, 23:53
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Состав батальона
  • bandidos
  • Yurik13
  • satrap1978
  • STALIN92
  • Musyaka
  • Formix
  • Spirit_War
  • KirGiz
  • Aleksashka
  • dave135
  • Love_horses
  • Gi0X
  • timmi6426
  • creckadrenalin
  • 30russia
  • sherhhan
  • branden
  • valvalval
  • vladis760
  • WifaTank
  • Quest91
  • eqi9ym
  • glendic
  • menberg
  • baron1969
  • M_a_k_s_i_m_u_s
  • lis_andrey
  • steaaler
  • Ilyxa007
  • eagle2450
  • curren
  • nerevin_e1
  • tjuri
  • Nice_Girl_1
  • Pustun88
  • MegaOverkill
  • Germanskiy_Varvar

  • Категории раздела
    Обо всем [0]
    Все что не касается танков
    Танки [5]
    Все о танках
    Смешные истории о танках [1]
    Приколы и смешные рассказы о танках
    Легкие танки [18]
    Все о легких танках
    Средние танки [11]
    Все о средних танках
    Тяжелые танки [10]
    Все о тяжелых танках
    ПТ-САУ [4]
    Все о ПТ-САУ
    Арт-САУ [5]
    Все об Арт-САУ

    Мини-чат

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Форма входа

    Счетчик посещений
    web counter


    Главная » Статьи » Тяжелые танки

    Pz.Kpfw.VI Ausf.B «Королевский Тигр» (Königstiger) - последняя надежда Гитлера
    Здравствуйте, дорогие читатели. Вот и наступила наша очередная встреча. На этот раз я постарался как можно быстрее написать статью. Надеюсь, вы не слишком долго ее ждали.
    На этот раз, я вам расскажу о «Тигре». Вы, наверное, скажите – так уже был рассказ о «Тигре». Но сегодняшний обзор будет не совсем о простом «Тигре», а о «Königstiger».
    Pz.Kpfw VI Tiger Ausf. В без сомнения был выдающимся тяжелым танком 2-й Мировой войны. Союзники не располагали аналогичным танком. Главным врагом «Королевского Тигра» была авиация, проблемы со снабжением, нехватка ремонтных мощностей и запасных частей, а также низкая надежность двигателя и трансмиссии. Выпущенный в небольшом количестве «Королевский Тигр» не оказал серьезного влияния на ход Второй Мировой войны.

    ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ


    Немцы хорошо усвоили урок, который им преподали русские танки, поэтому Управление вооружений сухопутных войск приняло решение создать новый немецкий танк, который был бы больше и мощнее любого танка, состоявшего на вооружении союзнических армий. Хотя Гитлеру больше нравилась идея оснастить Панцерваффе сверхтяжелыми ганками, многие танкисты полагали, что во всем следует соблюдать меру и что в танке должно гармонично сочетаться мощность вооружения, толщина брони и скорость хода. Необходимость в новом танке становилась все более насущной, поскольку положение на всех фронтах с каждым днем становилось все более и более угрожающим.Результатом работ стал самый большой боевой танк Второй Мировой войны - «Королевский Тигр» (Königstiger), или Pz.KpIV «Tiger II B (Sd.Kfz 182).
    Работы по созданию танка начались осенью 1942 года, после того, как Управление вооружений выдало в августе 1942 года техническое задание на этот танк. В конфигурации брони «Королевского Тигра», равно как и «Пантеры», очевидно, просматривается влияние Т-34, с его наклонной броней. Внешне «Королевский Тигр» разительно отличался от угловатого «Тигра».
    Как и при создании «Тигра», главным конкурентом Хеншеля был Порше. Обе фирмы получили задание разместить в танковой башне новую длинноствольную пушку 8.8 Рак 43/2 L/71. После того, как 88-мм зенитка оказалась необычайно эффективной в борьбе с бронетехникой противника, стало ясно, что именно эта пушка станет основным вооружением немецких тяжелых танков и тяжелых самоходных орудий. Вооруженный 8.8 cm KwK L/56 танк Pz.Kpfw VI Ausf. E (Sd.Kfz 181) показал свое значительное превосходство над танками союзников. Работы по развитию пушки увенчались появлением 8.8 cm Рак 43 L/71 и ее модификаций Рак 43/1, 43/2 и 43/3. Увеличив длину ствола до 71 калибра, удалось добиться еще большей точности огня и бронепробиваемости.

    В ноябре 1941 года Управление вооружений заказало на фирме «Крупп унд Зон» новую 88-мм пушку, получившую название 8.8 cm KwK L/7I. По предложению Гитлера пушку Flak 41 приспособили на роль танковой пушки, присвоив ей название 8,8 cm KwK 41. Планировалось развернуть серийный выпуск новой пушки в октябре 1942 года. Тактико-технические данные пушки были такие:
    Калибр – 88 мм
    Начальная скорость снаряда (PzGr 39“) – 1020 м/с
    Бронепробиваемость на дистанции 1000 м – 140 мм

    В июле 1942 года Управление вооружений решило продолжить работы над Flak 41. Так была создана пушка 8,8 cm Рак 43 (Geraet 5-809). Тактико-технические данные этой пушки должны были составить:
    Калибр – 88 мм
    Длина ствола – 72 калибра
    Начальная скорость снаряда (PzGr 39) – 1000 м/с
    Бронепробиваемость на дистанции 1000 м – 160 мм

    Работу над пушкой вела фирма «Фридрих Крупп А Г» в Эссене и «Реннметалл Борзиг А Г» в Дюссельдорфе. В феврале 1943 года был готов первый экземпляр Рак 43, а в марте 1943 года выпустили 23 экземпляра серии Рак 41/1. Первые две KwK 43 были готовы в октябре 1943 года. Все перечисленные модели имели ствол длинной 71 калибр.
    «Тигр (Р)» проектировался под 88-мм пушку L/56, но приказом комиссии по делам танковых войск от 14.07.1942 года на самоходное орудие «Фердинанд» установили длинноствольную L/71. Эту же пушку предполагалось поставить на «Ягдпантеру» и «Королевский Тигр».

    Осенью 1942 года к проектированию танка приступили фирма Henschel и конструкторское бюро Фердинанда Порше, вновь вступившего в соревнование с Эрвином Адерсом. Фирма «Порше» представила дальнейшее развитие проекта VK4501(P). Новому танку сначала присвоили название Pz.Kpfw VI (VK 4502(Р)) Ausf. Р, а затем изменили его на Pz.Kpfw “Tiger" Р2. Вторая модель имела продолговатую башню, смещенную ближе к корме танка, силовое отделение размещалось в центральной части. Новый проект предусматривал возможность установки разных двигателей и башен. Фирма «Порше» в своей внутренней документации обозначала танк как Тип 180А и Тип 180В. тогда как вариант с гидравлической трансмиссией "Voilh 11” обозначался как Тип 181 А, В или С.

    Все пять вариантов проекта имели следующие особенности:
    Тип 180А оснащался двумя 10-цилиндровыми карбюраторными двигателями 101/3 фирмы «Порше» рабочим объемом по 15000 смЗ и мощностью 270 л.с, при 2000 об./мин. Двигатели приводили в движение генераторы электрического тока, а где запитывали ведущие электродвигатели. Однако использование подобной трансмиссии на танке было немыслимо, поскольку из-за полной морской блокады Германия все острее и острее ощущала нехватку меди.
    Тип 180В оснащался двумя 10-цилиндровыми карбюраторными двигателями 101/4 фирмы «Порше» рабочим объемом по 15000 смЗ и мощностью 300 л.с. при 2000 об./мин. Двигатели приводили в движение генераторы электрического тока, a те запитывали ведущие электродвигатели.
    Тип 181А оснащался двумя 10-цилиндровыми карбюраторными двигателями 101/4 фирмы «Порше» рабочим объемом по 15000 смЗ н мощностью 300 л.с.. при 2000 об./мин.
    Тип 181В оснащался двумя 16-цилиндровыми дизелями «Порше-Дойн» объемом по 19600 смЗ и мощностью 370 л.с. при 2000 об./мин.
    Тип 181C оснащался 16-цилиндровым дизелем «Порше» объемом 37000 смЗ н мощностью 720 л.с. при 1900 об./мин.
    В проектах Тип 180 ширина гусеницы составляла 700 мм, а Тип 181 — 600 мм. Башня для нового танка, называемая в позднейшей литературе «башня Порше» оснащалась пушкой 8,8 cm KwK. 43 L/7I. В действительности, эта башня была сконструирована фирман «Крупп» лишь при участии «Порше». Башня имела электрический привод. Несмотря на неясную ситуацию, «Порше» изготовила серию из 50 башен. 8 и 9 сентября 1942 года на совещании с участием Гитлера и министра вооружений Шпеера было решено, что «Порше» не будет выпускать «Тигры». Эта задача целиком передавалась в руки фирмы «Хеншиль». На базе уже изготовленных шасси VK 4502(Р) было решено построить самоходные установки «Фердинанд», вооруженные пушкой 8.8 cm РаК 43/2 L/71.
    27 ноября 1942 года фирма «Порше» получила от Шпеера разрешение на сборку трех экземпляров VK 4502(F), Фердинад Порше был гениальным инженером, но военные трудности привели к тому, что в боевых частях германской армии из его работ оказалось только 90 «Фердинандов» и один VK 4502.

    Фирма «Хеншель»., которая уже с апреля 1942 года серийно выпускала «Тигры», создавала альтернативный «Порше» проект танка с пушкой L/71. Проект получил обозначение VK 4502(H). В октябре 1942 года проект, уже под названием VK 4503, все еще заметно напоминал «Тиг р». В январе 1943 года было решено унифицировать новый «Тигр» с разрабатываемым фирмой «МАИ» проектом «Пантеры II». Выпущенные «Порше» башни решили установить на первые серийные танки, при этом башня вместо электрического получала гидравлический привод. В дальнейшем название танка несколько раз меняли, пока 2 июня 1943 года не появилось название Pz.Kpfw VI Ausf. В, a 11 декабря 1944 года танку присвоили название «Королевский Тигр» («Köenigstiger») — в Вермахте использовалось довольно редко, но именно оно стало наиболее популярным у противников Германии. Так, например, в нашей стране название «Королевский тигр» известно каждому, а «Тигр Б» или «Тигр II» в большинстве случаев вызовет удивление и недоумение.
    Параллельно разрабатывался вариант командирского танка — Pz.BefWg VI Ausf. В. В окончательном варианте (чертежи утверждены 12 января 1943 года), танк получил лобовую броню толщиной 150 мм, перископ механика-водителя, похожий на тот, что стоял на «Пантере» Ausf. G, и курсовой пулемет в шаровой установке, как на «Пантере». Кроме того, был готов проект так называемой «серийной башни», которую предполагалось ставить на танки после того, как закончатся 50 башен «Порше». Первый прототип “Tiger” Ausf. В VI покинул сборочный цех фирмы «Хеншель» в начале октября 1943 года. Машину доставили на полигон Арис, где ее осмотрел фюрер. В декабре 1943 года завершили сборку второго и третьего прототипов (V2 и V3). К серийному выпуску был рекомендован танк, созданный фирмой Хеншель - VK 4503(H). Любопытно, что первоначальный вариант этого танка также был отвергнут.

    Какое-то время выпуск «Королевского Тигра» шел параллельно с выпуском старого «Тигра», однако в середине 1944 года производство «Тигра» было свернуто, а высвободившиеся мощности направлены для выпуска «Тигра» II. Планировалось довести месячный выпуск «Королевских Тигров» до 140 штук, однако реальные цифры были значительно ниже. К концу мая 1944 года планировалось изготовить 191 танк, но постоянные бомбардировки и нехватка сырья привели к тому, что план удалось выполнить только на четверть (49 машин). Принято заказчиком было еще меньше — 38. В октябре 1943 года фирма «Хеншель» получила заказ на 1234 танка Ausf. В (плюс три прототипа— всего 1237 машин). Когда территорию завода оккупировали американцы. Управление вооружений успело принять 492 танка (по другим данным 480 или 477). Еще восемь машин в тот момент находились на финальной стадии сборки. Последний транспорт с башнями, изготовленными фирмой «Вегманн Ваггонфабрик АГ» в Касселе, прибыл 22 марта 1945 года.

    Таблица производства «Королевских Тигров» составлена по данным книги немецкого исследователя Вальтера Шпильбергера «Тигр» и его варианты». Другой немецкий автор — Фриц Хан приводит другое число танков, выпущенных в 1945 году — 112. Подобное разночтение не позволяет указать общее количество изготовленных «Королевских Тигров».
    Очевидно, что это было намного меньше того количества, на которое рассчитывал Гитлер. Авиация союзников немало сделала для того, чтобы подорвать немецкое танкостроение. Наиболее сильный удар по выпуску «Королевских Тигров» союзники нанесли в конце 1944 года, разбомбив несколько танковых заводов. В результате выпуск “Королевских Тигров» упал на половину. Из-за своей малочисленности «Королевские Тигры» не смогли как-нибудь заметно повлиять на ход войны. Но если на стратегическом уровне «Королевские Тигры» не могли что-либо изменить, на тактическом уровне новые тяжелые танки часто показывали себя очень неплохо, поскольку у союзников не было эффективного оружия против «Тигров II».
    Как уже упоминалось, на первых 50 танках устанавливались башни конструкции Порше. Первые же бои с участием «Королевских Тигров» выявили у нее некоторые недостатки, например, склонность снарядов к рикошету вниз при попадании снарядов в нижнюю часть маски. Такие рикошеты грозили пробоиной в относительно тонкой крыше корпуса. К маю 1944 года фирма Кгuрр разработала новую башню, которую начали устанавливать на танки с 51-й машины. Эта башня имела прямую 180-мм лобовую плиту, исключавшую возможность рикошета. Больший забронированный объем новой башни позволил увеличить боекомплект с 77 до 84 выстрелов.

    Помимо замены башни, ставшей наиболее крупной модернизацией, в конструкцию танка в процессе серийного производства вносились и другие, более мелкие, изменения. Была усовершенствована конструкция пушки, усилено бронирование моторного отделения, установлен новый прицел. В конце ноября 1944 года на «Королевских Тиграх» появилась новая гусеница Kgs 73/800/152, а в марте 1945 года внедрили бескомпрессорную продувку канала ствола пушки. Она осуществлялась воздухом из специального цилиндра, куда тот нагнетался с помощью энергии отката орудия. К этому же времени пулеметы MG 34 заменили на MG 42, а шаровую установку курсового пулемета — на установку пистолета-пулемета МР 40. По мере приближения конца войны в конструкцию танка вносилось все больше упрощений. На машинах последних выпусков, например, отсутствовала даже внутренняя окраска. В течение всего серийного производства предпринимались неоднократные, но безуспешные попытки усовершенствовать бортовые передачи и двигатель танка.
    Как и в случае с «Тигром» сборка «Королевских Тигров» на фирме Henschel теоретически была разделена на девять этапов по 6 часов в каждом. В среднем же на сборку одного танка уходило до 14 дней.
    При этом от 18 до 22 машин одновременно находилось в сварочном цеху, а 10 — в сборочном. Что касается расхода материала, то на изготовление одного «Королевского Тигра» уходило 119798 кг стали (для сравнения на одну «Пантеру» — 77469 кг).
    В конце 1944 года фирма Krupp приступила к проектированию танка «Тигр II», вооруженного 105-мм пушкой с длиной ствола 68 калибров. Пушка размещалась в стандартной хеншелевской башне. Бронебойный снаряд массой 15,6 кг покидал ее ствол с начальной скоростью 990 м/с. Этот проект реализован не был.

    ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ


    Компоновка танка «Тигр» Ausf.B такая же, как и у всех немецких танков периода Второй мировой войны, то есть с передним расположением трансмиссии.
    Отделение управления находилось в передней части танка. В нем размешались главный фрикцион, коробка передач и механизм поворота. Слева от коробки передач располагались органы управления танком, контрольные приборы и сиденье механика-водителя. Справа — курсовой пулемет, сиденье стрелка-радиста и часть боекомплекта пушки. Радиостанция также находилась в отделении управления — над коробкой передач и правой бортовой передачей.
    Боевое отделение располагалось в средней части танка. Над боевым отделением на шариковой опоре размешалась башня, в которой устанавливались пушка и спаренный с ней пулемет. Слева от пушки располагались механизмы управления огнем, телескопический прицел, ножные педали для поворота башни от гидропривода и ножной спуск пулемета, сиденья наводчика и командира танка. Справа от пушки располагалось сиденье заряжающего. В нише башни и по стенкам корпуса в боевом отделении находился боекомплект.
    На днище танка под вращающимся полом боевого отделения устанавливался гидропривод поворота башни и размещались два топливных бака.В моторном отделении, располагавшемся в кормовой части корпуса, размещались двигатель, вентиляторы и радиаторы системы охлаждения, топливные баки.
    Между моторным и боевым отделениями имелась перегородка.
    Силовая установка танка «Тигр» Ausf.B была целиком заимствована у танка «Пантера», а трансмиссия — у танка «Тигр» Ausf.E.

    КОРПУС танка по форме был идентичен корпусу танка «Пантера». Он изготавливался из катаных броневых плит, соединенных в шип и обваренных аустенитовыми электродами. В корпусе танка использовалось шесть типов плит толщиной от 150 до 25 мм. Верхний лобовой лист корпуса выполнялся сплошным и имел только амбразуру под шаровую установку курсового пулемета.
    В передней части крыши корпуса были смонтированы смотровые приборы механика-водителя и стрелка-радиста, защищенные броневыми П-образными скобами. В верхней части лобового листа слева сделан вырез, чтобы обеспечить механику-водителю максимальный обзор.
    Кроме того в передней части крыши корпуса имелись люки-лазы механика-водителя и стрелка-радиста. Для входа и выхода из танка крышки люков приподнимались вверх и отводились в сторону с помощью специального подъемно-поворотного механизма. Как и на танке «Пантера» люки-лазы были выполнены в крышке люка, предназначенного для монтажа и демонтажа трансмиссии. Между люками-лазами имелось вентиляционные отверстие закрытое броневым колпаком.

    Кормовая часть корпуса делилась на три отсека внутренними водонепроницаемыми переборками. Два крайних при преодолении водных преград вброд могли заливаться водой. В центральный же отсек, где находился двигатель, вода не поступала. Крайние отсеки закрывались сверху броневыми решетками, четыре из них служили для притока воздуха, охлаждавшего радиаторы, а две средних — для его отвода.
    В крыше центрального отсека имелся люк, в крышке которого размещались две отдушины для притока воздуха к воздушным фильтрам, и три отверстия: для заливки воды в систему охлаждения, для доступа к горловине системы питания и для установки воздухоподводящей трубы при подводном вождении танка (системой ОГТВТ было оснащено незначительное количество машин ранних выпусков).

    В днище корпуса были предусмотрены люки для доступа к торсионам подвески, к спускным кранам систем питания, охлаждения и смазки, к водооткачивающей помпе и к спускной пробке картера коробки передач. Перед сиденьем стрелка- радиста в днище был оборудован аварийный люк.
    Верхняя ветвь гусеницы и вертикальная часть борта корпуса прикрывались 6-мм фальшбортом, который одновременно являлся подкрылком.

    БАШНЯ танка — сварная, овальной обтекаемой формы с развитой кормовой нишей. Изготавливалась из катаных броневых листов, соединенных в шип. Лобовая бронеплита соединялась с бортовыми плитами замками типа «ласточкин хвост». Борта и задняя стенка башни были наклонены под углом 25°. На левом борту имелась выштамповка под командирскую башенку. На прототипах и первых серийных машинах ниже выштамповки располагался лючок для выброса стреляных гильз, который позже заварили, а затем и вовсе ликвидировали. Кроме того в обеих бортах имелись бойницы для стрельбы из личного оружия, которые также позже заваривались.

    Передняя стенка башни представляла собой сварную выгнутую бронеплиту, имевшую переменную толщину — 80 мм в нижней части, затем резко уменьшавшуюся до 60 мм, а затем плавно — до 50 мм. В передней стенке башни имелись три выреза: центральный — для установки пушки; правый — для спаренного пулемета; левый — для телескопического прицела (на танках ранних выпусков, оснащавшихся бинокулярным прицелом, слева от пушки имелись два выреза).
    Крыша башни состояла из трех листов: переднего и заднего наклонных, и центрального — горизонтального. На крыше устанавливалась командирская башенка с семью смотровыми приборами и рельсом для крепления зенитного пулемета. По конструкции она была аналогична башенке танка «Тигр» Ausf.E поздних выпусков. Справа от командирской башенки располагался прямоугольный посадочный люк заряжающего, а перед ним — прибор наблюдения. Кроме того, в крыше башни устанавливался вентилятор, имелись лючки для выброса стреляных гильз и установки устройства ближнего боя, а в кормовом листе — люк для монтажа и демонтажа пушки, закрывавшийся массивной крышкой на болтах, в которой, в свою очередь, имелся люк для погрузки боеприпасов и аварийного выхода из танка.
    Начиная с 51-й машины была введена новая башня «типа Хеншель», отличавшейся от вышеописанной башни «типа Порше» более простой конфигурацией, расположением люков и лючков в крыше, полным отсутствием каких-либо отверстий в бортах и отсутствием люка для демонтажа пушки в кормовом листе. Гнутый лобовой лист заменили сплошным прямым бронелистом толщиной 180 мм. Наконец, ввели новую маску грушевидной формы, заимствованную у тяжелого танка «Пантера II». В новой башне пушка устанавливалась с некоторым смещением вправо от продольной оси танка.Диаметр башенного погона в свету составлял 1850 мм.

    Башня приводилась во вращение гидравлическим поворотным механизмом, заимствованным у танка «Тигр» Ausf.E. Скорость поворота зависела от частоты вращения коленчатого вала. При 2000 об/мин и включенной повышающей передаче башенного привода башня совершала полный оборот за 19 с, при 1000 об/мин и выключенной повышающей передаче — за 77 с. В ручном режиме для полного оборота башни наводчику необходимо было сделать 700 оборотов маховика.
    Для сравнения, полный оборот башня американского танка М4 «Шерман» совершала всего за 10 секунд. С той же скоростью вращалась башня и у Т-34. Иногда союзникам удавалось побеждать немецкие танки благодаря этому преимуществу.
    Снаружи корпус и башня танка покрывались «циммеритом», поверх которого наносилась камуфляжная окраска, изнутри они были выкрашены в темно-желтый цвет.

    ВООРУЖЕНИЕ. Основное вооружение «Королевского тигра» — пушка 8,8 cm KwK 43 калибра 88 мм, производившаяся на заводе фирмы Fr.Gamy во Франкфурте-на-Майне. Ствол орудия имел длину 71 калибр — 6298 мм; вместе с дульным тормозом — 6595 мм. Масса пушки — 1605 кг, а всей установки вместе с маской — 2265 кг. Начальная скорость бронебойного снаряда — 1000 м/с. Предельная длина отката — 580 мм. Вертикальная наводка — в пределах от -8° до +15°.
    Пушка снабжалась вертикальным клиновым затвором и полуавтоматикой копирного типа. Противооткатные устройства были смонтированы над стволом орудия и состояли из гидравлического тормоза отката (справа) и воздушно-жидкостного накатника (слева). Подъемный механизм пушки — винтового типа.
    Пушка уравновешивалась с помощью специального уравновешивающего механизма, располагавшегося в башне с правой стороны от пушки. Спусковой механизм электрического типа с предохранительным устройством.
    В боевом отделении под сиденьем наводчика устанавливался воздушный компрессор для продувки ствола пушки после каждого выстрела. Устройство продувки ствола заканчивалось двумя форсунками по обе стороны затворного кольца. Поток воздуха выдувал пороховые газы из зарядной каморы и предотвращал их поступление в боевое отделение.
    Вертикальная наводка орудия осуществлялась в диапазоне -8 град....+15 град. Чтобы поднять или опустить ствол на каждые 10 град., наводчику приходилось совершать 13 оборотов маховика
    При длительном беглом огне откат возрастал и если он превышал максимально допустимые значения, необходимо было сделать перерыв в стрельбе. Все это, а также большая масса лобовой брони, привело к тому, что башню пришлось уравновесить, поместив в её задней части внушительных размеров нишу, где находилась боеукладка на 22 выстрела.

    С пушкой был спарен 7,92-мм пулемет MG 34 (на танках последних выпусков — MG 42). Курсовой пулемет размещался в лобовом листе корпуса в шаровой установке. На командирской башенке на рельсе устройства для зенитной стрельбы Fliegerbeschussgerat 42 можно было установить пулемет MG 34.
    Танки «Королевский тигр» первоначально оснащались бинокулярным телескопическим шарнирным прицелом TZF 9d/l, а затем монокулярным телескопическим шарнирным прицелом с переменным увеличением TZF 9d. Шарнирное соединение прицела обеспечивало свободу перемещения объективной части вместе со спаренной установкой пушки и пулемета по всему диапазону вертикального угла обстрела при неподвижном окуляре. Окулярная часть прицела шарнирно подвешивалась к крыше башни и имела регулировку по высоте.
    Особенностью оптической схемы с переменным увеличением являлось наличие трех линз оборачивающей системы вместо двух, обычно применявшихся в танковых телескопических прицелах с постоянным увеличением. Первая линза оборачивающей системы была закреплена в корпусе прицела неподвижно. Вторая и третья линзы были связаны между собой кулисным механизмом и включались в оптическую схему попеременно. При включении второй линзы прицел давал 5-кратное увеличение с полем зрения 12,5°, при включении третьей линзы 2,5 -кратное увеличение с полем зрения 25°.
    Курсовой пулемет MG 34 оснащался 1,8-кратным телескопическим прицелом KZF 2.
    Боекомплект пушки состоял из 84 (у первых 50 танков из 77) выстрелов, которые укладывались в нише башни (22) и нишах подбашенной коробки в отделении управления и боевом отделении. Боекомплект пулеметов составлял 4800 патронов.
    В качестве вспомогательного вооружения танк оснащался «устройством ближнего боя» (Nahkampfgerat) — мортиркой калибра 26 мм, в боекомплект которой входили дымовые, осколочные и осколочно-зажигательные снаряды. Мортирка располагалась в правой части крыши башни.

    ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ. На танке «Тигр II» устанавливался 12-цилиндровый карбюраторный четырехтактный двигатель Maybach HL 230 Р30 мощностью 700 л.с. (515 кВт) при 3000 об/мин (на практике число оборотов не превышало 2500). Диаметр цилиндра 130 мм. Ход поршня 145 мм. Цилиндры располагались V-образно под углом 60°. Степень сжатия 6,8. Сухая масса двигателя 1300 кг.
    Топливо — этилированный бензин с октановым числом не ниже 74. Емкость семи бензобаков 860 л. Подача топлива принудительная, с помощью двух диафрагменных насосов Solex. Карбюраторов — четыре, марки Solex 52FFJIID.
    Система смазки — циркуляционная, под давлением, с сухим картером. Циркуляция масла осуществлялась тремя шестеренчатыми насосами, из которых один нагнетающий и два отсасывающих.
    Система охлаждения — жидкостная. Радиаторов — четыре, соединенных по два последовательно. Емкость радиаторов — около 114 л. По обеим сторонам двигателя располагались вентиляторы типа Zyklon.

    Для ускорения запуска двигателя в холодное время года предназначался термосифонный подогреватель, отапливаемый паяльной лампой, которая устанавливалась с наружной стороны кормового листа корпуса.
    Запуск двигателя штатно осуществлялся с помощью электростартера. В случае необходимости был возможен запуск двигателя вручную или с помощью пускача. Рукоятка ручного запуска двигателя соединялась с кулачковой муфтой на коленчатом валу двигателя. Рукоятку вставляли в небольшое отверстие в кормовом листе корпуса с правой стороны, чуть ниже выхлопной трубы. Отверстие закрывалось бронекрышкой.
    Для пуска двигателя с помощью пускача снималась крышка большого люка на уровне коленчатого вала двигателя. Пускач неподвижно фиксировался на броне танка с помощью двух держателей и шестерня на валу пускача входила в зацепление с шестерней на коленчатом валу двигателя.
    С помощью специального устройства был возможен запуск двигателя танка от двигателей автомобилей Kubelwagen или Schwimmwagen.
    Трансмиссия состояла из карданной передачи, коробки передач со встроенным главным фрикционом, механизма поворота, бортовых передач и дисковых тормозов. При этом главный фрикцион, коробка передач и механизм поворота, состоявший из двух суммирующих планетарных рядов, конструктивно были объединены в единое целое — двухпоточный механизм передач и поворота.
    Коробка передач Maybach OLVAR OG(B) 40 12 16В продукции завода Zahnradfabrik в Фридрихсхафене — безвальная, с продольным расположением осей, восьмиступенчатая, с постоянным зацеплением шестерен, с центральным синхронизатором и индивидуальными тормозами, с полуавтоматическим управлением. Коробка обеспечивала 8 передач вперед и 4 назад. Ее особенностью являлось отсутствие общих валов для нескольких шестерен, каждая шестерня монтировалась на отдельных подшипниках. Коробка снабжалась автоматическим гидравлическим сервоприводом. Для переключения передач было достаточно перевести рычажок, не выжимая педали главного фрикциона. Сервопривод автоматически, без участия водителя, выключал главный фрикцион и ранее включенную передачу, производил синхронизацию угловых скоростей включаемых зубчатых муфт, включал новую передачу, а затем плавно включал и главный фрикцион.
    В случае отказа гидравлической аппаратуры переключение шестерен и выключение главного фрикциона можно было производить механическим путем. Система смазки шестерен — струйная, с подачей масла в место зацепления при сухом картере.
    Особенностью коробки передач танка «Тигр» Ausf.B по сравнению с танком «Тигр» Ausf.E являлось наличие радиатора, охлаждавшего масло. Радиатор располагался в специальном резервуаре с водой, не имевшей циркуляции и заменявшейся вручную.

    Многодисковый главный фрикцион с трением рабочих поверхностей в масле был конструктивно встроен в коробку передач, так же как и стояночный тормоз.
    Фрикционно-шестеренчатый механизм поворота с двойным подводом мощности обеспечивал танку по два фиксированных радиуса поворота на каждой передаче. При этом максимальный радиус составлял 114 м, минимальный — 2,08 м. Более крутые повороты при включенной передаче, в том числе вокруг отстающей гусеницы, трансмиссией танка не обеспечивались. При нейтральном положении коробки передач был возможен поворот вокруг центра тяжести танка движением забегающей гусеницы вперед и отстающей назад с радиусом В/2, где В — ширина танка.
    Бортовые передачи — двухрядные, комбинированные, с разгруженным ведомым валом.
    Механические дисковые тормоза LB 900.4 были разработаны инженером Клауе и изготовлены фирмой Argus.

    ХОДОВАЯ ЧАСТЬ танка применительно к одному борту состояла из девяти цельнометаллических сдвоенных опорных катков с внутренней амортизацией, расположенных в шахматном порядке в два ряда (пять катков во внешнем ряду, четыре — во внутреннем). Размеры катка — 800x95 мм.
    Подвеска — индивидуальная, торсионная, одновальная. Диаметр торсиона — 60...63 мм. Балансиры передних и задних опорных катков снабжались гидравлическими амортизаторами, размещенными внутри корпуса.
    Ведущие колеса переднего расположения имели два съемных зубчатых венца по 18 зубьев в каждом. Зацепление цевочное. Направляющие колеса диаметром 650 мм имели металлические бандажи и кривошипные механизмы натяжения гусениц.
    Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 92 траков каждая (46 гладких траков, 46 — двухгребневых траков). Ширина боевых гусениц Kgs 73/800/52 — 818 мм, транспортных Kgs 73/660/52 — 658,5 мм. Транспортные гусеницы танка «Королевский Тигр» представляли собой боевые гусеницы «Пантеры» и использовались при перевозке по железной дороге.

    ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 12 В. Источники: генератор Bosch GTLN 700/12-1500L1 мощностью 0,7 кВт, два аккумулятора Bosch емкостью 150 А.ч. Аккумуляторные батареи соединялись параллельно. При нажатой кнопке пуска стартера батареи с помощью переключателя SF/Se8 переключались на последовательное соединение, обеспечивавшее напряжение в 24 В необходимое для работы стартера. Потребители: электростартер Bosch BPD 6/24 мощностью 4,4 кВт и напряжением 24 В, система зажигания, башенный вентилятор, контрольные приборы, подсветка прицела, приборы звуковой и световой сигнализации, аппаратура внутреннего и внешнего освещения, звуковой сигнал, спуски пушки и пулеметов. Боевое отделение оснащалось электрическим обогревателем мощностью 100 Вт.

    СРЕДСТВА СВЯЗИ. Все танки оснащались радиостанцией FuG 5, имевшей дальность действия 6,4 км телефоном и 9,4 км телеграфом, и системой внутренней связи Bordsprechanlage В.
    СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. Система пожаротушения — автоматическая, включала в себя пять зарядов огнегасящей смеси СВ общей емкостью 3 л. Термодатчики, соединенные с четырьмя форсунками, были расположены в частях моторного отделения, наиболее подверженных возникновению пожара. Если температура в силовом отделении превышала 120°С, то система разбрызгивала один заряд смеси в течении 7 с. Если пожар не удавалось погасить, то срабатывал другой заряд и т.д. Сигнализация была выведена на панель приборов механика-водителя.

    ОЦЕНКА МАШИНЫ


    В целом ряде источников, как зарубежных, так и поющих с их голоса отечественных, довольно усердно культивируется идея о том, что дескать «Королевский тигр» создавался немцами тогда, когда потребность в скоростных танках отпала и задача заключалась в том, чтобы удержать в руках то, что уже было захвачено. Поэтому и было якобы разработано техническое задание на более медленный, но зато лучше защищенный и вооруженный, чисто оборонительный танк.
    Странно все это... Техническое задание на будущий «Королевский тигр» было выдано в августе 1942 года. Немецкие войска в Африке стояли у Эль-Аламейна, на Восточном фронте стремительно наступали на южном фланге — на Сталинград и Кавказ. Какое там удержание захваченного? Какой оборонительный танк?
    Тогда же, в августе началось производство «Тигра», полным ходом шли испытания «Пантеры» и отступать в рейхе никто не собирался. Однако, сразу возникает вопрос: зачем понадобилось начинать проектирование еще одного тяжелого танка? Ведь и «Пантера» и «Тигр» по своим боевым возможностям заметно превосходили все танки стран антигитлеровской коалиции. Ответ прост — «Королевский тигр» создавался для пушки. Признаться, редчайший случай в истории танкостроения. Обычно было наоборот.
    Действительно, к тому времени на основе зенитной пушки Flak 41 была разработана противотанковая пушка Рак 43. Сразу возникла идея установить ее на «Тигр». Но попытка не удалась из-за недостаточных размеров башни последнего. Скрепя сердце пушку стали устанавливать на САУ «Фердинанд». Но от идеи установки ее в танк не отказались. И Гитлера и генералов, по-видимому гипнотизировали исключительные баллистические качества орудия. Тогда-то, судя по всему, и возникла мысль о создании лучше всех вооруженной и самой неуязвимой боевой машины. Придание ей каких-либо «оборонительных» свойств изначально не предусматривалось.



    Сравнительные проекции "Королевского тигра"

    Что же получилось в итоге? В создании танка, как известно, участвуют три стороны. Заказчик определяет тип танка с учетом вероятного противника и экономических возможностей страны, конструктор реализует заказ в чертеже, а изготовитель — в металле. Роль заказчика при этом самая важная, его ошибки не смогут исправить ни конструктор, ни изготовитель. С уверенностью можно утверждать, что при создании «Королевского тигра» свою работу заказчик провалил — тип танка был выбран неправильно. Попробуем разобраться.
    Что касается вооружения, то на первый взгляд тут все в Порядке: 88-мм пушка Рак 43 считается одной из лучших в мире танковых орудий Второй мировой войны. На дальности 1500 м ее бронебойный снаряд пробивал 215-мм броню, то есть в пределах дистанции прямого выстрела (для Центрально европейского театра военных действий это 1800 м) был способен поразить любой советский, американский или английский танк. Но достаточно взглянуть на ТТХ этих боевых машин, чтобы увидеть, что ни одна из них такой броней никогда не защищалась. Тогда напрашивается вопрос — зачем? Зачем нужна пушка, возможность которой по борьбе с танками чуть ли не вдвое перекрывает возможности танков ей противостоять? Вплоть до конца войны эта задача успешно решалась 88-мм пушкой KwK 36 L/56, 75-мм KwK 42 L/100 и даже 75-мм KwK 40 L/48! Логичнее было бы использовать Рак 43 как противотанковое орудие особой мощности в буксируемом и самоходном вариантах (что, в общем-то, и делалось), а не на массовом тяжелом танке (первоначальный план по выпуску «королевских тигров» превышал 1500 единиц).
    Не все просто и с броневой защитой. «Королевский тигр», безусловно, самый толстобронный танк Второй мировой войны. Причем с ярко выраженным дифференцированным бронированием. Однако, неуемное стремление к абсолютной неуязвимости привело к непомерному росту массы машины. Результат же оказался далеким от ожидавшегося. Различные способы борьбы с «королевскими тиграми» описаны выше, но похоже, что при его создании не один из них в расчет не принимался. Создается впечатление, что заказчик представлял себе поле сражения как огороженный забором большой плац, на котором все и происходит. Но советские танкисты и артиллеристы на Сандомирском плацдарме, подпустившие «тигров» вплотную, а затем в считанные минуты превратившие самые толстобронные танки в решето, и американские парашютисты под Бастоныо, в упор расстреливавшие эти же «тигры» из «базук», по-видимому ничего о планах немцев вести войну на плацу не знали.
    Идея сработала бы только при условии навязывания противнику огневого боя на большой дистанции. Только в этом случае преимущества «Королевского тигра» в вооружении и броневой защите оказались бы реализованными. Но для этого было необходимо постоянное и интенсивное маневрирование на поле боя, которое не обеспечивалось ни моторно-трансмиссионной группой, ни ходовой частью танка.

    Исключение составляет только удельная мощность. Однако, в данном случае на ошибку заказчика наложилась и ошибка конструктора. С одной стороны по причине отсутствия агрегатов, соответствовавших массо-габаритным характеристикам «Королевского тигра», на нем использовали таковые от «Пантеры» и «Тигра», с другой — применили новую схему ходовой части с двумя рядами катков и сверх широкими гусеницами (отсюда и удельное давление меньше чем у «Тигра»). О том, что получилось в итоге можно судить по выводам сделанным после испытаний трофейных танков в СССР в 1944 году:
    «Танк, вследствие поспешности выпуска, имеет большое количество конструктивных недостатков, главными из которых являются:
    1.Бортовая передача разрушается полностью через 250 — 350 км пробега вследствие недостаточной механической прочности подшипников.
    2.Зубцы венцов ведущих колес, ввиду применения двойного трака с одной цевкой, изнашиваются полностью через 250 — 350 км и к дальнейшей эксплуатации не пригодны. Кроме того, выход зуба венца из цевки гусеницы не отработан, в результате чего гусеница наматывается на ведущее колесо или проскакивает.
    3.Направляющие гребни заклиниваются между дисками опорных катков, так как не учтено изменение профиля между дисками катков, вызванного деформацией резины внутренней амортизации катков.
    4.Коробка перемены передач и механизм поворота перегреваются; наспех поставленный резервуар с водой для охлаждения масла КПП, при отсутствии циркуляции воды, не оправдывает своего назначения.
    5.Двигатель, благодаря большому весу танка, перегружен и также имеет тенденцию к перегреву и заклиниванию вала, в результате чего на машине введен ряд предохраняющих приспособлений».

    Что касается «поспешности» выпуска, то наши специалисты тогда еще просто не знали, что разработка «Королевского тигра» началась в 1942 году и времени у немецких конструкторов было достаточно. У них не было агрегатной базы для танка такой массы, о чем ни военные, ни конструкторы не могли не знать. В итоге «Королевский тигр» оказался самым бесполезным немецким танком периода Второй мировой войны. И не по причине небольшого числа выпущенных машин (почти 500 единиц — это немало!), а из-за мизерного количества этих танков, участвовавших в боевых действиях. Большинство «королевских тигров» постоянно находилось в ремонте. Кроме того, львиная доля безвозвратных потерь приходится на машины, просто-напросто брошенные экипажами из-за технических неисправностей.
    В связи с этим необходимо подчеркнуть еще одно важное обстоятельство — крайне низкую ремонтопригодность «Королевского тигра». В этом плане он не стал исключением среди других немецких танков. Однако у машин довоенного поколения это обстоятельство не имело существенного значения, так как их агрегаты отличались высокой надежностью и безотказностью в работе. У «Пантеры» и «Тигра» все изменилось к худшему. Двигатель и трансмиссия работали в перенапряженном режиме и часто выходили из строя, конструкция же танков обеспечивала проведение войскового ремонта в гораздо меньшей степени, чем у Pz.III и Pz.IV. Чтобы демонтировать коробку передач «Тигра» было необходимо снимать башню. Ходовая часть, обеспечивавшая высокую плавность хода, одновременно приводила танкистов в ярость при ремонте. Для замены вышедшего из строя опорного катка из внутреннего ряда было необходимо снимать (а затем опять ставить) пять сдвоенных и четыре одинарных опорных катка! Справедливости ради надо признать, что у «Королевского тигра», имевшего «пантеровский» корпус дело обстояло несколько лучше. Коробку передач, например, можно было демонтировать не снимая башни, через люк в крыше отделения управления. Опорные катки располагались в два ряда, и для демонтажа внутреннего нужно было снять только (!) два наружных. Однако если принять во внимание размеры «Королевского тигра», его массу в 70 т, а соответственно размеры и массу тех узлов и деталей корпуса, которые было необходимо снять, чтобы добраться до внутренних агрегатов, становится понятно, сколько усилий и времени требовал войсковой ремонт. Неудивительно, что в боевой обстановке экипажи часто предпочитали бросить поломавшиеся танки (эвакуация тоже была проблемой!).
    Таким образом, заказчик совершил грубую ошибку и при оценке вероятного противника, и при учете экономических возможностей страны, в итоге неправильно выбрав тип танка. Здравый смысл был принесен в жертву чисто пропагандистской идее создания «неуязвимого оружия возмездия», достигшей своего апогея при создании сверхтяжелого танка «Маус».

    Источники материалов и фото:
    М.Барятинский Тяжелый танк «Королевский тигр»
    журнал "Военные машины" - №44-46 Королевский Тигр

    Продолжение следует...(см.Pz.Kpfw.VI Ausf.B «Королевский Тигр» (Königstiger) - последняя надежда Гитлера(часть 2я))
    Категория: Тяжелые танки | Добавил: sherhhan (25.07.2012) | Автор: Дмитрий Гинзбург E
    Просмотров: 2089 | Теги: история создания «Королевский Тигр» | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • GB © 2017 Создать бесплатный сайт с uCoz