Батальон диких танкистов "Германские варвары" Среда, 27.09.2017, 00:35
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Состав батальона
  • bandidos
  • Yurik13
  • satrap1978
  • STALIN92
  • Musyaka
  • Formix
  • Spirit_War
  • KirGiz
  • Aleksashka
  • dave135
  • Love_horses
  • Gi0X
  • timmi6426
  • creckadrenalin
  • 30russia
  • sherhhan
  • branden
  • valvalval
  • vladis760
  • WifaTank
  • Quest91
  • eqi9ym
  • glendic
  • menberg
  • baron1969
  • M_a_k_s_i_m_u_s
  • lis_andrey
  • steaaler
  • Ilyxa007
  • eagle2450
  • curren
  • nerevin_e1
  • tjuri
  • Nice_Girl_1
  • Pustun88
  • MegaOverkill
  • Germanskiy_Varvar

  • Категории раздела
    Обо всем [0]
    Все что не касается танков
    Танки [5]
    Все о танках
    Смешные истории о танках [1]
    Приколы и смешные рассказы о танках
    Легкие танки [18]
    Все о легких танках
    Средние танки [11]
    Все о средних танках
    Тяжелые танки [10]
    Все о тяжелых танках
    ПТ-САУ [4]
    Все о ПТ-САУ
    Арт-САУ [5]
    Все об Арт-САУ

    Мини-чат

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Форма входа

    Счетчик посещений
    web counter


    Главная » Статьи » Танки

    Танки второго уровня Советского дерева развития(часть 3я)
    И снова здравствуйте,прошел всего лишь один день, с прошлой нашей встречи, но я думаю вы уже успели соскучится. Итак сегодня я вам расскажу сразу о двух танках АТ-1 и СУ-18. Эти Самоходные Артиллерийские Установки(САУ) были одними из первых в истории советского танкостроения. Да и не только советского. У них были разные задачи, АТ-1 создавалась как "истребитель танков", а СУ-18 - как средство артиллерийской поддержки пехоты и войск сопровождения. Но не будем слишком сильно забегать вперед... Рассмотрим все по порядку.

    В 30-е годы,наши конструкторы экспериментировали с постройкой танков различного назначения. Были созданы легкие танки поддержки пехоты, средние танки прорыва,тяжелые танки для подавления укрепленных позиций, начались разработки плавающих танков, огнеметных, различных инженерных машин и среди всего этого разнообразия чего то все таки не хватало. Да да..именно не хватало... а не хватка была в машинах,способных совместить мощь артиллерии и маневренность,подвижность танка.Как не странно, зарубежом об этом начали думать только в середине 30х годов.

    Вот мы плавно и подошли к рассказу о "самоходках" АТ-1 и СУ-18.

    СУ-18 (Самоходная Установка) — Советская самоходная артиллерийская установка на шасси легкого танка Т-18(МС-1).

    САУ осталась только на документах и чертежах, не было ни её прототипа, ни тем более её массового производства. По всем тактико-техническим характеристикам, кроме вооружения и массы, СУ-18 схожа с Т-18, так как основывалась на шасси этого легкого танка: СУ-18 не имела башни(т.к. являлась САУ) и имела 76,2-мм полковую пушку.

    Проект САУ не приняли, т.к. выяснилось, что такая маленькая масса не могла выдержать выстрела 76,2-мм пушки, при том имея расчет, и не меняя кардинально само шасси. Позже проект маленькой САУ решили перенести на уже более крупный танк Т-19.

    До настоящего времени принято считать, что вопросом создания САУ в Советском Союзе стали вплотную заниматься только после "знакомства” на поле боя с немецкими 75-мм самоходками StuG III, однако это далеко не так. Работы в этом направлении начались ещё в 1924 году, только в то время предлагалось использовать в качестве основы тракторное шасси (за неимением подходящих танковых). С появлением Т-18 и Т-27 проектирование САУ перешло на новый качественный уровень. Так как ходовая часть "малого танка сопровождения”, как впрочем и танкетки, не была приспособлена для установки крупнокалиберных орудий, на них планировали установить пушки калибром 37 – 76,2-мм. На состоявшемся весной 1930 года совещании в ГАУ(Главное артиллерийское управление) этот вопрос был озвучен вновь и 2 октября РВС СССР принял "Постановление РВС(Революционный военный совет) об опытной системе бронетанкового вооружения в части самоходных артиллерийских установок. В нём предписывалось заводам и конструкторским бюро спроектировать и изготовить к 1 октября 1931 года несколько разнотипных боевых машин, включая шесть самоходных установок. О таких машинах говорилось следующее.

    "... - танкетку, аналогичную по характеристикам пулеметной танкетке сопровождения, но с вооружением в виде одной 37-мм пушки БМ. Назначение танкетки - противотанковая борьба с танками противника; - самоходную пушку (артиллерия сопровождения) механизированных частей. Назначение - подготовка и поддержка танковой атаки, борьба против танков. Шасси малого танка Калибр 76мм. Вес не более 7,5тн. Скорость хода 25-30 км/ч. Броня 7-10 мм. Угол возвышения не менее 30 гр. Горизонтальное наведение не менее 12 гр.
    - самоходную дивизионную пушку поддержки. Назначение - подготовка и поддержка атаки пехоты, борьба с заграждениями, укреплениями и огневыми точками. Шасси среднего трактора. Вес 7,5-9 т, скорость хода 20-25 км/ч, броневая защита - орудийный щит толщиной 7-8мм, вооружение 76,2-мм дивизионная пушка обр. 1902/30 гг. Установка должна перевозить 3-4 человек команды и 40 выстрелов. Рассмотреть вопрос возможности создания на том же шасси 122-мм самоходной гаубицы.
    - самоходную зенитную пулеметную установку. Назначение – охрана частей на походе и в бою от нападения авиации (бреющий полет). Шасси малого танка, или среднего трактора. Вес 77,5 тн. Скорость хода – 25-30 км/ч. Броня – 7-10 мм. Вооружение - универсальный четырехствольный станковый пулемет калибром 7,62-мм. Установка должна перевозить не менее 2-х человек команды и 4000 патрон.
    - самоходную зенитную пушечную установку. Назначение - оборона механизированных и пехотных частей на походе и в бою от легкой и бомбардировочной авиации, а также подвижное противотанковое средство большой досягаемости. Шасси малого танка, или среднего трактора. Вес 7-7,5 т. Скорость хода - 25-30 км/ч. Броня - 7-10 мм. Вооружение - спаренная 37-мм зенитная пушка. Установка должна перевозить не менее 2-х человек орудийных номеров и 100 выстрелов.
    - самоходную зенитную пушечную установку большой досягаемости. Назначение - оборона штабов, мест развертывания резервов, узловых ж.д. станций от налетов вражеских тяжелых бомбардировщиков. Шасси - маневренный танк, или тяжелого трактора, вес 10-12 т., скорость - 15-20 км/ч, броня - 8-15мм...”

    Впрочем, ещё в ноябре 1929 года конструктор АНИИ К.М.Иванов по заказу УММ(Управление Механизации и Моторизации) РККА изготовил не только проект САУ сопровождения мотомехчастей на базе танка Т-18, но и транспортера боеприпасов к ней. В качестве прообраза был взят французский танк огневой поддержки Renault FT-17BS. Его советский аналог сохранял конструкцию серийного танка, но вместо башни в передней части корпуса устанавливалась высокая бронированная рубка по форме напоминающую усеченную пирамиду. В неё устанавливалась 76,2-мм полковая пушка образца 1927 года, для уменьшения отката которой устанавливался щелевой дульный тормоз конструкции П.Н.Сячинтова. Боезапас самоходки составлял 4-6 выстрелов, пулеметное вооружение отсутствовало. Параллельно прорабатывались варианты установки 37-мм пушки большой мощности ПС-2 и 45-мм танковой пушки образца 1930 года (которая планировалась для установки на танки Т-24).

    Разработанный следом трактор-транспортер ("танк снабжения”) на базе Т-18 оборудовался бронеящиком с толщиной бронелистов 5-7 мм на 10 лотков для 50 снарядов калибра 76,2-мм или 16 лотками с 169 снарядами для 37-мм или 45-мм орудий, установленным в подбашенной коробке. Вместо снарядных лотков можно было перевозить эквивалентное количество цинковых патронных ящиков. Башня при этом демонтировалась, топливные баки убирались внутрь корпуса, а экипаж состоял из одного механика-водителя. Предполагалось, такие машины будут строиться из расчета одна на батарею (4 САУ).
    Рассмотрение и защита проектов состоялось в феврале 1930 года. Предложенные варианты самоходных орудий понравились военным. Был даже назначен срок реализации в металле САУ Т-18 – такое решение было принято 11 июня и оговаривало поставку опытного образца к 10 октября 1930 года, однако из-за малого возимого боезапаса и особенностей ходовой части и корпуса (узкая колея шасси и высокая центровка) от дальнейших работ по превращению Т-18 в самоходное орудие отказались. Было принято решение сосредоточиться на перспективном шасси танков сопровождения Т-19, а затем и Т-26.

    В течении 1931-1932 гг. предпринимались попытки приспособить Т-18 под самодвижущуюся ствольную повозку для 122-мм и 152-мм гаубиц. Ствол орудия устанавливался на танке-тягаче, а лафет мог транспортироваться на специальном прицепе.

    Первый же опыт с Т-18 оказался неудачным – один из танков загрузили балластом, равным по весу стволу 152-мм гаубицы обр.1910 г. с учетом прицепленного лафета, однако "транспортер” с трудом передвигался даже по шоссе, а на мягком грунте передвижение вообще становилось невозможным.
    ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
    САМОХОДНОЙ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ УСТАНОВКИ СУ-18


    АТ-1 76-мм самоходная артиллерийская установка

    Разработчик: КБ завода №185

    Год начала работ: 1933

    Год выпуска первого прототипа: 1935

    САУ серийно не строилась по причине в виду ареста главного конструктора.

    В 1934 году на заводе № 185 имени Кирова начались работы по созданию танка артиллерийской поддержки на базе Т-26, получившего обозначение АТ-1 (артиллерийский танк). Предполагалось, что новая машина поступит на замену танку Т-26-4, серийный выпуск которых так и не удалось развернуть. В качестве основного вооружения АТ-1 предполагалось использовать 76-мм пушку ПС-3 конструкции П.Сячентова. Эта артсистема была спроектирована как специальное танковое орудие, имело телескопический и панорамный прицелы и ножной спуск. По мощности ПС-3 превосходила 76-мм пушку обр. 1927 года, установленную на танках Т-26-4. Работы по проектированию АТ-1 велись под руководством начальника конструкторского отдела по самоходным установкам опытного завода № 185 имени Кирова П.Сячентова. Весной 1935 года было изготовлено два опытных образца.

    Самоходная установка АТ-1 относилась к типу закрытых самоходных установок. Боевое отделение находилось в средней части машины в бронированной рубке. Самоходная установка имела на вооружении 76,2-мм пушку ПС-3, смонтированную на вращающемся вертлюге на штыревой тумбе, и автономный 7,62-мм пулемет ДТ, размещенный в шаровой установке справа от нее (на второй машине была установлена 76-мм пушка Л-7). Второй пулемет ДТ был запасным и мог использоваться экипажем для обороны. Для его установки в бортах и корме рубки имелись специальные амбразуры, закрываемые броневыми заслонками. Экипаж состоял из механика-водителя, который размещался в отделении управления справа по ходу машины, наблюдателя (он же заряжающий), расположенного в боевом отделении справа от орудия, и артиллериста, находящегося слева от него. В крыше установки имелись люки для входа и выхода экипажа из машины.

    Специально для установки на танки коллектив под руководством Сячентова в 1930-1932 гг. разработал совершенно новую артиллерийскую систему повышенной мощности. Она представляла собой 76,2-мм полуавтоматическое танковое орудие ПС-3 с длиной ствола 21,5 калибра с прогрессивной нарезкой и баллистикой, близкой к баллистике полкового орудия образца 1902 г. При использовании стандартных 76,2-мм боеприпасов весом 6,5 кг начальная скорость снаряда составляла 520 м\с. Для примера, модернизированная полковая пушка, установленная на СУ-1, и танковая пушка КТ-28 могли разгонять снаряд до максимальной скорости всего 350-381 м\с (в зависимости от типа боеприпаса). Дальнейшее сравнение характеристик оказывалось тоже не в пользу КТ. Орудие ПС-3 имело массу порядка 1350 кг и максимальную длину отката всего 460 мм, вместо 550 мм у полковой "танковой” пушки. В наилучших условиях темп стрельбы достигал 15-18 выстрелов в минуту (10-12 у орудия обр.1927 г.)На заседании макетной комиссии, проходившем в конце 1933 года, из нескольких рассмотренных вариантов был выбран третий, с установкой вооружения на тумбе в неподвижной бронированной рубке. Орудие с серийным номером 11 монтировалось в лобовом листе корпуса. Горизонтальный угол наведения ПС-3 составлял около ±20°, вертикальный – от -5° до +45°. Легкое стрелковое вооружение включало два 7,62-мм пулемета ДТ. Один из них находился в шаровой установке справа от орудия, второй перевозился в укладке. Боекомплект к пушке состоял из 30 выстрелов в нижних укладках, 4 выстрелов возле орудия и 29 магазинов (1827 патронов) для пулеметов.

    Двигатель, трансмиссия и ходовая часть были такими же, как на танке Т-26. Пуск двигателя производился электростартером "Сцинтилла" мощностью 2 л.с. (1,47 кВт) или "МАЧ-4539" мощностью 2,6 л.с. (1,9 кВт) или заводной рукояткой. В системе зажигания использовались основное магнето типа "Сцинтилла", "Бош" или АТЭ ВЭО и пусковое магнето "Сцинтилла" или АТЭ ПСЭ. Емкость топливных баков составляла 182 л. Запас хода установки по шоссе достигал 170 км.

    Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 12 В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумуляторная батарея 6СТА-144 емкостью 144 А•ч и генератор "Сцинтилла" или ГА-4545 (ГА-4561) мощностью 190 Вт (250 Вт) и напряжением 12,5 В с реле-регулятором РРА-4547.

    Для посадки и высадки экипажи в крыше было сделано два люка. Кроме того, для улучшения обзора местности, ускорения загрузки боеприпасов и лучшей вентиляции боевого отделения при интенсивной стрельбе с закрытых позиций часть бортов и кормы рубки могли откидываться на петлях. Ходовая часть, двигатель, трансмиссия, системы смазки и охлаждения, а также нижняя часть корпуса полностью заимствовались от легкого танка Т-26 образца 1933 года.

    Первый экземпляр АТ-1 был представлен на испытания в апреле 1935 года. По ходовым качествам САУ не отличалась от танка. Огневые испытания показали, что скорострельность без исправления наводки составляет 12-15 выстрелов в минуту при наибольшей дальности 10500 метров, вместо требуемых 7500-8000 метров. В отличии от СУ-1 ведение огня на ходу прошло, в целом, успешно. Вместе с тем, были отмечено и недостатки, которые не позволили передать машину на войсковые испытания. Относительно артсистемы ПС-3 в письме военинженера 3 ранга Соркина на имя наркома обороны было указано следующее:

    "Ствол № 23 устанавливался на АТ-1 прошел с ним весь цикл полигонных испытаний... Орудия №№ 4 и 59 неоднократно испытывались на НИАПе и дали удовлетворительные результаты, но все-таки полностью бесперебойной работы автоматики достичь не удалось. До устранения этого систему на войсковые испытания допустить не представлялось возможным ...

    По результатам испытаний орудия на АТ-1 отмечена удовлетворительная работа пушки, но по ряду параметров (например: расположение боекомплекта, неудобное положение поворотного механизма и т.д.) АТ-1 на войсковые испытания не допустили…”

    Второй экземпляр АТ-1 преследовали те же неудачи, связанные, в первую очередь, с работой артиллерийской системы. Чтобы "спасти” проект специалисты Кировского завода предложили установить на САУ собственное орудие Л-7. В отличие от ПС-3 оно создавалось не "с нуля” – в качестве прототипа была использована 76,2-мм пушка системы Тарнавского-Лендера, благодаря чему Л-7 имело схожую с ним баллистику. Хотя разработчики утверждали, что данное орудие превосходит все имеющиеся танковые артсистемы, на самом деле Л-7 обладала не меньшим количеством недостатков. Попытка установить его на АТ-1 не увенчалась успехом из-за конструктивных особенностей, а проектировать новую рубку признали нецелесообразным. Сопоставив полученные данные, АБТУ решилось на выпуск в 1936 году партии из 10 предсерийных самоходок АТ-1 оснащенных пушками ПС-3 и улучшенным шасси для проведения расширенных полигонных и войсковых испытаний. Производство орудий надлежало наладить на Кировском заводе, корпусов – на Ижорском заводе, а ходовую часть должен был поставлять завод №174. Однако, вместо подготовки к серийному выпуску и устранения недостатков ПС-3, "кировцы” усилено продвигали собственные конструкции. После неудачи с Л-7 (что было вполне ожидаемо) на её место предложили модернизированный вариант, получивший индекс Л-10. Но в рубку АТ-1 эту пушку также установить не удалось. Положение усугублялось ещё и тем, что завод №174 был загружен выпуском Т-26, поэтому изготовление даже 10 шасси для АТ-1 для него оказалось непосильной задачей.Программа выпуска САУ, таким образом, была перенесена на 1937 год. Но надежды получить даже небольшую партию АТ-1 не оправдались – несколькими месяцами ранее Сячинтов был арестован, а его артиллерийские системы признаны "вредительскими”. Разумеется, в такой обстановке продолжать выпуск самоходок не представлялось возможным, хотя Ижорский завод уже успел поставить 8 корпусов, а Кировский завод начал сборку первых трех предсерийных АТ-1. В результате полуготовые САУ, как и корпуса к ним, пришлось разобрать или законсервировать.

     В последний раз об АТ-1 вспомнили в начале 1940 года, когда РККА понадобился бронированный транспортер-эвакуатор. По инициативе командования 35-й танковой бригады, воевавшей на Карельском перешейке, КБ завода №174 приступило к проектированию санитарного танка, предназначенного для эвакуации раненых с поля боя. За основу был взят один из сохранившихся корпусов АТ-1 без вооружения. Машину предполагалось сдать к 23 февраля 1940 года, но в виду задержек санитарный танк попал в войска лишь после завершения советско-финской войны. Далее эту машину передали в Приволжский ВО, где следы последнего из АТ-1 теряются.

    Не особо удачной оказалась судьба артиллерийских систем. Орудие ПС-3 так и не смогли довести до требуемого уровня, хотя его успели принять на вооружение под обозначением "танковая пушка образца 1933 года”. Случилось это благодаря стараниям Кировского завода, который с 1935 по 1938 гг. сдал около 20 экземпляров ПС-3. Зато за это время был налажен серийный выпуск сначала посредственной КТ-28, а затем весьма "сырой” Л-10, которую даже успели установить на средние танки Т-28. Впоследствии, с 1941 года, выпуск орудий марки "Л” был полностью свёрнут.

    Таким образом, подводя итог, скажем, что АТ-1 - это первая в мире самоходная пехотная пушка. Для того времени, когда военные увлекались пулемётными танкетками или танками с пушкой калибра 37-мм, самоходка АТ-1 справедливо считалась мощным оружием.

    ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
    САМОХОДНОЙ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ УСТАНОВКИ AT-1 обр.1935 г.



    Источники материалов:Энциклопедия Бронетехники РККАwww.aviarmor.net

    К сожалению больше материала не удалось найти по этим машинам. Но все же я надеюсь что дорогим читателям будет интересна эта статья,ваш исторический обозреватель Дмитрий=позывной sherhhan
    Категория: Танки | Добавил: sherhhan (05.02.2012) | Автор: Гинзбург Дмитрий E
    Просмотров: 1128 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/2
    Всего комментариев: 4
    4  
    good applause

    3  
    good

    2  
    cool wink и это ХОРОШО)))

    1  
    good

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • GB © 2017 Создать бесплатный сайт с uCoz