Советские танки 3-го уровня (часть 1я) - Танки - Каталог статей - Дикие танкисты с золотыми погонами
Батальон диких танкистов "Германские варвары" Четверг, 19.01.2017, 03:24
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Состав батальона
  • bandidos
  • Yurik13
  • satrap1978
  • STALIN92
  • Musyaka
  • Formix
  • Spirit_War
  • KirGiz
  • Aleksashka
  • dave135
  • Love_horses
  • Gi0X
  • timmi6426
  • creckadrenalin
  • 30russia
  • sherhhan
  • branden
  • valvalval
  • vladis760
  • WifaTank
  • Quest91
  • eqi9ym
  • glendic
  • menberg
  • baron1969
  • M_a_k_s_i_m_u_s
  • lis_andrey
  • steaaler
  • Ilyxa007
  • eagle2450
  • curren
  • nerevin_e1
  • tjuri
  • Nice_Girl_1
  • Pustun88
  • MegaOverkill
  • Germanskiy_Varvar

  • Категории раздела
    Обо всем [0]
    Все что не касается танков
    Танки [5]
    Все о танках
    Смешные истории о танках [1]
    Приколы и смешные рассказы о танках
    Легкие танки [18]
    Все о легких танках
    Средние танки [11]
    Все о средних танках
    Тяжелые танки [10]
    Все о тяжелых танках
    ПТ-САУ [4]
    Все о ПТ-САУ
    Арт-САУ [5]
    Все об Арт-САУ

    Мини-чат

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Форма входа

    Счетчик посещений
    web counter


    Главная » Статьи » Танки

    Советские танки 3-го уровня (часть 1я)
    Здравствуйте дорогие читатели,наконец то закончилась моя сессия и я снова преступаю к обзорам танков. на этот раз я вам расскажу о мало известных,но не менее важных экземплярах советского танкостроения - легкой полковой артиллерийской САУ СУ-26 и легкого танка,наследника Т-26, а именно Т-46.Оба эти танка практически не выпускались,в серию даже не запускались,но все же опытные образцы приняли участие в боевых действиях.Вы наверное задаетесь вопросом - "а что же такого интересного в этих танках?",я вам отвечу - во-первых их необычная конструкция,довольно таки перспективная и удачная,на мой взгляд,а во-вторых,любой танк,будь он серийновыкускаемый или же опытный образец очень интересен для всех людей,интересующихся история бронетехникой,ведь это определенная стадия развития танков,пусть не очень удовлетворяющая запросы армии,пусть не удачная в каких то аспектах,связанных с конструкцией,но все же это неоспоримый опыт,полученный конструкторами.

    Итак, начну я свой рассказ с СУ-26.Как вы помните и знаете,в 30-хх годах советское танкостроение развивалось бурными темпами,было построено и разработано много машин,различного назначения,среди этой массы были и артиллерийские САУ различных типов.О двух из них я уже рассказывал(СУ-18 и АТ-1),как вы помните,а если вдруг запамятовали,то можете перечитать мои предыдущие статьи, эти машины были опытными образцами и в серию не пошли,а более того не участвовали в боевых действиях,но наши конструкторы нащупали концепцию таких установок.И вот,на базе уже строящегося серийно легкого танка Т-26,была построена САУ СУ-26.


    СУ-26 \ СУ-76П
    Самоходная артиллерийская установка

    Разработчик: САУ строилась на шасси ремонтируемых танков Т-26
    Год начала работ: 1941
    Год выпуска первого прототипа: 1941
    Серийный выпуск САУ проводился в 1941-1942 гг.

    Как известно, в середине 1930-х гг. была реализована идея установки на шасси танка Т-26 более мощного артиллерийского вооружения, которая привела к созданию САУ СУ-1, СУ-5, СУ-6 и АТ-1. В силу различных причин до крупносерийного выпуска ни одна из них не дошла, однако эта история имела продолжение уже в годы войны.
    В первые месяцы лета 1941 г. на ремонтные предприятия и танковые заводы поступило значительное количество легких танков Т-26 с повреждениями различной степени тяжести. Поскольку уже тогда была очевидна неспособность "двадцать шестых” на равных бороться с новыми модификациями немецких средних танков Pz.III и Pz.IV их постепенно стали приспосабливать под другие цели. Помимо ремонтных и эвакуационных машин на шасси Т-26 небольшими сериями выпускались САУ огневой поддержки. Так, например, в документах 124-й танковой бригады от 15 октября 1941 г. фигурируют две самоходные 37-мм пушки на шасси Т-26. О том, как выглядели эти САУ и чьими силами была осуществлена их переделка, сведений не сохранилось.

    Гораздо больше известно о том, что на заводе подъемно-транспортного оборудования имени Кирова (Ленинград) осенью 1941 года производился выпуск легких САУ. Инициатором их создания был Военный Совет Ленинградского фронта, который подал заявку в НКТП о возможности перевооружения танков БТ и Т-26 орудием КТ калибра 76,2-мм. Уже в октябре того же года на заводе №174 была изготовлена и испытана легкая САУ на базе танка Т-26. Испытания прошли удовлетворительно и по их результатам Военный Совет Ленфронта обязал завод №174 наладить выпуск этих САУ. Основой для них служили те же ремонтно-пригодные Т-26, с которых снимали башню, а вместо неё устанавливали 37-мм противотанковую пушку или 76,2-мм полковую пушку обр.1927 г. Орудие закрывалось бронещитом и имело круговой сектор обстрела.

    Описание конструкции

    Ходовая часть
    Шасси СУ-26 и есть шасси лёгкого танка Т-26. Ходовая часть Т-26 применительно к одному борту состояла из восьми сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 300 мм, четырёх сдвоенных обрезиненных поддерживающих катков диаметром 254 мм, ленивца и ведущего колеса переднего расположения.

    Двигатель
    На СУ-26 стоял двигатель Т-26 представляющий копию британского «Армстронг-Сидли».Позже Т-26Ф.Двигатель имел рабочий объём 6600 см³ и развивал максимальную мощность в 91 л. с. / 66,9 кВт при 2100 об/мин и максимальный крутящий момент в 35 кг·м / 343 Н·м при 1700 об/мин. В 1937—1938 годах на танк устанавливался форсированный вариант двигателя. Мощность составляла 95л. с.

    Трансмиссия
    В состав трансмиссии Т-26 входили:
    Однодисковый главный фрикцион сухого трения (сталь по феродо), смонтированный на двигателе.
    Карданный вал, проходивший через боевое отделение.
    Пятиступенчатая (5+1) механическая трёхходовая коробка передач, размещённая в отделении управления слева от механика-водителя.
    Механизм поворота, состоявший из двух многодисковых бортовых фрикционов безпружинного типа и ленточных тормозов с накладками феродо.
    Одноступенчатые бортовые передачи.

    Башня
    СУ-26 имела прямоугольную вращающуюся на 360 градусов башню.

    По документам они проходили под разными названиями: СУ-Т-26, Т-26-СУ, СУ-26 или просто как СУ-76. Если верить данным отчета оборонной промышленности ГК ВКП (б) о производстве техники и боеприпасов в Ленинграде таким образом было построено 14 машин, с каким именно вооружением не сказано. По всей видимости, если уже упоминавшиеся две 37-мм САУ передали 124-й тб, то 12 остальных самоходок были оснащены 76,2-мм пушками. Кстати, та же танковая бригада 12-го января 1942 г. получила в своё распоряжение "3 76-мм орудия на самоходных установках Т-26". 20 февраля 1942 года, во время атаки 124-й танковой бригадой немецких позиций в районе Виняголово было "подбито и сгорело 2 самоходных установки на шасси Т-26 с 76 и 37-мм пушками". Кроме 124-й бригады, 76-мм установки на Т-26 были и в составе 220-й танковой бригады: по состоянию на 17 мая 1942 года в ней имелось 4 таких установки, которые эксплуатировались вплоть до 1944 года. Начиная с 1943 года эта САУ была переименована в СУ-76П ("полковая"), чтобы не возникало путаницы с новой серийной машиной под тем же индексом.


    Не менее интересен был проект,который должен был предоставить в войска замену легкому танку Т-26.Это была новая разработка советских конструкторов,с отличающейся компановкой ходовой.Итак приступим к рассказу про легкий танк Т-46.

    Т-46
    Легкий танк

    Разработчик: КБ завода им. Ворошилова
    Год начала работ: 1933
    год постройки первого прототипа: 1935
    Танк был выпущен в 1937 году малой серией, несколько машин осенью 1941 г. приняли участие в обороне Москвы.

    Несмотря на то, что проект КТ-26 не принес желаемого результата от идеи поставить Т-26 на колесный ход ни в коем случае не отказывались. Более того, в начале 1933 года КБ завода им.Ворошилова начало работу по созданию улучшенного танка Т-26А. Кроме колесно-гусеничной ходовой части предполагалась установка дизельного двигателя, а также усиление вооружения и бронирования. Руководителем проекта, в начале 1934 года получившего новый индекс Т-46, был назначен С.Гинзбург, а место ведущего конструктора занял В.Симский.
    В конструкции танка, с целью облегчения серийного производства, заимствовались многие узлы от танка Т-26 образца 1933 г. Согласно техническому заданию Т-46 должен был иметь усиленное пушечное вооружение и боевую массу до 10 тонн. Но прежде всего планировалось существенное улучшение ходовых качеств танка.
    Корпус Т-46 мало отличался от прототипа и собирался при помощи клёпки из катаных броневых листов толщиной 8, 10, 15 и 22 мм. Первоначально предполагалась использовать сварку, но Ижорский завод с трудом осваивал это новшество и потому прототипы танка строились по-старому. Компоновка танка несколько изменилась. В передней части корпуса размещалось отделение управления и трансмиссия, место механика-водителя (с характерным выступом в виде будки) оставили с левой стороны. Боевое отделение находилось в средней части корпуса, моторное отделение – в кормовой части.
    Первый проект Т-46 предусматривал установку дизельного мотора ДТ-4 или бензинового МТ-4 мощностью 180-210 л.с., практически одинаковых по габаритам и креплениям. Первый тип двигателя казался самым многообещающим, поскольку он потреблял не высокооктановое топливо, как Т-26, а дизтопливо. Однако "мотористы” не смогли вовремя завершить работы по ДТ-4 и тогда решили временно остановиться на бензиновом моторе.

    Наиболее сильные отличия имела ходовая часть. Вместо тележек в ней применили 4 сдвоенных опорных катка на один борт с резиновыми бандажами и блокированной пружинной подвеской, 2 поддерживающих ролика и ведущее колесо переднего расположения с цевочным зацеплением. Траки гусениц шириной 390 мм были литыми и изготовлялись из стали Гартфилда.
    При движении на колёсах ведущими были только две задние пары колёс, а поворот осуществлялся при помощи обычного дифференциала с передачей на переднюю пару колёс. Для управления при движении на гусеницах применялись рычаги управления, на колесах - рулевая колонка автомобильного типа. При сваливании гусениц переход на колесный ход можно было произвести без выхода экипажа из машины при помощи рычагов на коробке передач.
    Состав вооружения первого образца Т-46 мало изменился по сравнению с серийным Т-26. Переделке подверглась башня, которая была немного увеличена в размерах и предназначалась для установки как 45-мм пушки 20К, так и 76,2-мм пушки ПС-3. В кормовой нише, в шаровой установке, монтировался 7,62-мм пулемет ДТ. Второй ДТ находился в спаренной установке вместе с пушкой.
    Экипаж танка состоял из трех человек. Механик-водитель размещался в отделении управления слева в выступающей вперед броневой будке. Посадка и выход экипажа из машины производились через двустворчатый люк механика-водителя и два люка в крыше башни.

    Первый прототип колесно-гусеничного танка Т-46 был готов в 1935 году. После непродолжительной заводской обкатки его отправили на полигон НИБТ, где танк подвергли всесторонним испытаниям. Особых нареканий Т-46 не вызвал, однако было указано, что масса танка составила более 14 тонн. Это самым негативным образом сказалось на работе коробки передач и бортовых редукторов, которые с трудом выдерживали сильно возросшие нагрузки.
    Тем не менее, проект был сочтен перспективным, и в скором времени на рассмотрение технической комиссии УММ РККА было предложено несколько доработанных вариантов танка, имевших индексы 46-1, 46-2 и 46-3, разработанных конструкторской группой нового КБ Опытного завода Спецмаштреста им. Кирова (бывшего ОКМО) под руководством О. Иванова. Последний из вариантов показался наиболее оптимальным и , постановлением СТО от 29 февраля 1936 г., он был принят на вооружение РККА под обозначением Т-46-1.

    Столь большая спешка объяснялась тем, что серийные Т-26 от серии к серии только набирали массу, при откровенно небольшом росте боевого потенциала и снижении ходовых качеств. Поэтому, принятие на вооружение более скоростного и лучше вооруженного танка было одной из приоритетных задач.
    Первый прототип Т-46-1 был готов лишь в ноябре 1936 года. Конструкция танка была доработана, хотя по большей части это был тот же Т-46. В ходе изменений танк должен был оснащаться 300-сильным дизельным двигателем ДМТ-5, поэтому его моторное отделение было запроектировано под 8-цилиндровую V-образную силовую установку. Тем не менее, и этот двигатель получен не был. Вместо него установили бензиновый двигатель воздушного охлаждения МТ-5-1 мощностью 330 л.с. В системе охлаждения использовались два осевых вентилятора с забором охлаждающего воздуха с двух сторон в передней части крыши моторного отделения. Ёмкость топливных баков составляла 428 литров. Трансмиссия танка включала в себя четырехскоростную КПП, расположенную под полом боевого отделения, бортовые фрикционы, бортовые редуктора.
    Бронирование усилили за счет введения 15-мм бортовых бронелистов, однако этот шаг лишь незначительно повысил защищенность танка. Броня Т-46-1 по-прежнему могла выдержать обстрел только крупнокалиберными пулями.

    В качестве основного вооружения также планировалось использовать 45-мм пушку 20К или 76,2-мм пушку ПС-3, однако последний тип артсистемы промышленность так и не освоила. Оба пулемета ДТ оставили, а кроме того, справа от спаренной установки в шаровом яблоке был закреплен брандспойт пневматического огнемета КС-45. Боекомплект танка составляли 101 выстрел к 45-мм орудию, 43 магазина (2709) патронов к пулеметам ДТ, бак с 50 литров огнесмеси на 10–12 выстрелов из огнемета КС-45.
    Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме с напряжением бортовой сети 12 В. В качестве источников питания использовались аккумуляторная батарея 6СТЭ-128 емкостью 128 Ач и генератор мощностью 500 Вт.
    Танк оснащался радиостанцией 71-ТК-1, размещенной в нише башни, с поручневой антенной.

    Испытания Т-46-1 прошли вполне успешно. Танк обладал значительно большей скоростью и подвижностью на гусеницах, чем Т-26, а на колесах его максимальная скорость достигала 72 км\ч. Также упростилась управляемость танка, за счет использования новой трансмиссии. По вооружению Т-46-1 вполне соответствовал требованиям РККА, однако от установки огнемета впоследствии отказались.
    Решение о запуске танка в серийное производство было получено ещё до окончания его испытаний.

    Производство Т-46-1 с декабря 1936 года развернули на заводе №174 им.Ворошилова, где параллельно шла сборка Т-26, однако после сборки 4 машин их выпуск прекратили. Причина оказалось весьма прозаичной – при всех имеющихся преимуществах Т-46-1 оказался слишком дорогим и по стоимости не уступал среднему трехбашенному танку Т-28. Таким образом, выпуск "двадцать шестых” был продолжен, а готовые образцы колесно-гусеничных танков, после короткого периода войсковой эксплуатации, передали в распоряжение полигона НИБТ. Все работы по танкам Т-46 в конце 1937 года полностью свернули, за исключением варианта с противоснарядным бронированием, которые в дальнейшем был значительно переработан и теперь известен нам под индексом Т-111 (Т-46-5). По решению военного совета один из выпущенных Т-46-1 передавался в распоряжение бронетанкового музея, где он и оставался до середины 1941 г.

    Казалось бы, с этого момента судьба Т-46-1 была решена окончательно, однако начавшаяся война заставила вновь обратиться к "ненужной” технике. В октябре 1941 года, когда немецкие воска вышли на ближние подступы к Москве, со складов и полигонов начали "вытаскивать” всю боеспособную технику. По всей видимости, к этому времени ни один из Т-46 не был в состоянии "на ходу” (скорее всего это был тот самый музейный экспонат), поэтому из них решили сделать бронированные огневые точки (БОТ). Несколькими годами ранее уже был получен положительный опыт переделки устаревших танков Т-18 и Т-24, так что имевшиеся Т-46 без ходовой части закопали по башню в землю, сохранив им тот же комплект вооружения, но без огнемета. Как сложилась их судьба дальше, и было ли успешным их боевое применение остается неясным. Один из таких БОТ был обнаружен несколько лет назад и тем демонстрируется в музее Великой Отечественной.

    К сожалению это все,что мне удалось найти про эти редкие машины,но я надеюсь что скудность материала и фото,не уменьшило полезности информации.Надеюсь что каждый из вас,дорогие читатели,почерпнул много новой и интересной для вас информации о казалось бы неказистых боевых машинах.

    Источники использованные при написании статьи:
    М.Свирин. Броня крепка. "История советского танка 1919-1937", Москва, Яуза\Эксмо
    САУ СУ-26
    www.aviarmor.net
    фото взяты:
    3v-soft.clan.su
    www.aviarmor.net

    P.S. Надеюсь что у меня будет достаточно времени в ближайшие дни и я успею закончить статьи еще по двум советским танкам БТ-7 и СУ-76.Ваш исторический обозреватель Дмитрий=позывной sherhhan
    Категория: Танки | Добавил: sherhhan (22.05.2012) | Автор: Дмитрий Гинзбург E
    Просмотров: 1179 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 2
    2  
    good Прочитал хоть и с опозданием

    1  
    good Очень познавательно.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • GB © 2017 Создать бесплатный сайт с uCoz