Батальон диких танкистов "Германские варвары" Воскресенье, 22.10.2017, 20:10
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Состав батальона
  • bandidos
  • Yurik13
  • satrap1978
  • STALIN92
  • Musyaka
  • Formix
  • Spirit_War
  • KirGiz
  • Aleksashka
  • dave135
  • Love_horses
  • Gi0X
  • timmi6426
  • creckadrenalin
  • 30russia
  • sherhhan
  • branden
  • valvalval
  • vladis760
  • WifaTank
  • Quest91
  • eqi9ym
  • glendic
  • menberg
  • baron1969
  • M_a_k_s_i_m_u_s
  • lis_andrey
  • steaaler
  • Ilyxa007
  • eagle2450
  • curren
  • nerevin_e1
  • tjuri
  • Nice_Girl_1
  • Pustun88
  • MegaOverkill
  • Germanskiy_Varvar

  • Категории раздела
    Обо всем [0]
    Все что не касается танков
    Танки [5]
    Все о танках
    Смешные истории о танках [1]
    Приколы и смешные рассказы о танках
    Легкие танки [18]
    Все о легких танках
    Средние танки [11]
    Все о средних танках
    Тяжелые танки [10]
    Все о тяжелых танках
    ПТ-САУ [4]
    Все о ПТ-САУ
    Арт-САУ [5]
    Все об Арт-САУ

    Мини-чат

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Форма входа

    Счетчик посещений
    web counter


    Главная » Статьи » Средние танки

    Vickers Medium Mk.I/II
    Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня я вам расскажу о двух разработках межвоенного периода,которые положили начало многим танкам времен Второй Мировой Войны.

    Vickers Medium Tank Mk.I

    Склонность британских чиновников из военных ведомств к "ромбовидными” танками с гусеницами полностью охватывающими корпус, крепко засела в их умах и не давала покоя вплоть до появления TOG, который в итоге положил конец истории машин этого типа. В первую очередь они нравились своей хорошей проходимостью и способностью без труда преодолевать "лунный ландшафт”, однако минусов у них оказалось намного больше. Большие габариты, неповоротливость и крайне низкая защищенность гусеничных цепей делали эти танки хорошими мишенями на поле боя, что было неоднократно доказано немецкими артиллеристами и пехотинцами. Тем не менее, даже после завершения войны в Великобритании работы в данном направлении продолжались. В 1919 г. прошла вполне ожидаемая реорганизация танковых сил, после которой в Королевском Танковом Корпусе (КТК) осталось всего пять батальонов, оснащенных средними танками Mk.V и легкими Mk.B. Остальные машины отправили в резерв или перевели в разряд учебных. В первые послевоенные годы из бюджета всё ещё выделялись немаленькие суммы на разработку новых машин, но большая их часть ушла на не оправдавший надежд Mk.D, испытания которого завершили в 1921 г. Спустя два года Департамент Разработки Танков (Tank Design Department, TDD), занимавшейся проектированием новых машин для нужд КТК был вообще закрыт, что окончательно прервало государственную поддержку направленную на создание танков. Однако, как можно догадаться, "свято место пусто не бывает”.
    Ещё в 1920 г. британская пехота выразила желание приобрести легкий танк под первоначальным обозначением Mk.D, обладавший проходимостью Mk.V и маневренностью Mk.A. Такая машина была в 1921 г. была спроектирована фирмой Vickers-Armstrong (в то время – одного из основных поставщиков вооружения для армии) и получила соответствующее название Vickers Light Tank (иногда его называют Vickers Light Tank D). Она сохранила ромбовидную схему, но получила сферическую башню с круговым вращением и, что немаловажно, обладало предельно малыми размерами. Испытания этого танка прошли вполне успешно – по крайней мере, по основным показателям, Mk.D превосходил Mk.C, но в 1922 г. все силы были брошены на более современный проект, получивший название Vickers Light Tank Mk.I, которое в 1924 г. заменили на Vickers Medium Tank Mk.I. На фирме этот танк проходил под индексом А2Е1.

    Техническое задание, выдвинутое в 1922 г. армейским штабом, предусматривало создание среднего танка массой около 12 тонн, вооруженного 47-мм пушкой и бронированием, способным выдерживать обстрел из крупнокалиберных пуль. Планировалось, что в ближайшие годы такой танк полностью заменит собой морально устаревшие Medium Mk.C и станет основой сил Королевского Танкового Корпуса.

    Ходовая часть танка осталась многоколесной. Она состояла из 11 опорных и 1 "натяжного” катка, 4 поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса. Коробкообразный корпус танка собирался из катаных бронелистов толщиной от 5 до 8,5 мм при помощи клёпки, причем бортовые и задняя панели были вертикальными, что только ухудшало их пулестойкость. Башня танка была оригинальной конструкции: она имела цилиндрическую форму, но крыша получила два скоса по бортам. Бронирование в лобовой части было доведено до 12 мм. Такая защита спасала экипаж и агрегаты танка только от мелкокалиберных пуль, и была совершенно не эффективно против огня даже легкой артиллерии или бронебойных патронов. Вооружение танка состояло из спаренной установки 2-фунтовой (47-мм) пушки и 8-мм пулемета Hotchkiss в башне, а также двух аналогичных пулеметов, установленных по бортам. Для наблюдения за окружающей обстановкой использовались смотровые щели. В распоряжении командира танка находилась перископическая командирская панорама. Над местом механика-водителя был установлен специальный бронеколпак цилиндрической формы. На танке устанавливался карбюраторный 8-цилиндровый двигатель Armstrong-Siddley, мощностью 90 л.с., располагавшийся слева от водителя. Трансмиссия включала 4-скоростную КПП и многодисковое сцепление без синхронизаторов. При движении танка к шуму двигателя прибавлялся ещё и треск переключаемых передач, в сумме создававших впечатление, что трансмиссия вот-вот развалится. Топливная система также не отличалась новизной. Запас бензина находился в двух топливных баках, располагавшихся сверху в передней части корпуса. От них горючее поступало в промежуточный бак и уже оттуда, самотеком, к двигателю. Для смазки и охлаждения силовой установки был разработан 4-галлонный бак, в котором находился весь запас масла. Впрочем, очень скоро выяснилось, что текущий расход и утечка масла слишком велики, поэтому серийные танки оснащались уже 13,5-галонным баком. По мнению генерал-майора Н.В.Данкана (N.W.Dunkan), принимавшего участие в приёмке танков Mk.I и следивших за их эксплуатацией, подобные технические решения были безусловным шагом назад, оставлявших Великобританию на уровне машин Первой Мировой войны.

    На испытаниях, проходивших в 1923-1924 гг., танк Mk.I показал сопоставимые с Mk.V ходовые характеристики, при несколько лучшей маневренности. Его максимальная скорость составила 15 миль в час (24 км\ч), а запас хода приближался к 200 милям (322 км). На основании этого был сделан вывод, что танк пригоден к серийному производству. В том же году Mk.I был принят на вооружение КТК и построен в количестве 30 экземпляров.
    Второй серийный вариант Mk.IА получил сразу несколько улучшений. На нем усилили до 8 мм толщину бортовых листов, для облегчения ведения огня по самолётам задняя часть башни получила небольшой скос, были также улучшены бортовые пулеметные установки. Запуск двигателя танка мог производится теперь и снаружи (ранее – только из отделения управления). Постройка машин этой серии производилась в 1925 г. и была завершена после сборки 50 танков.

    Начавшаяся в войсках эксплуатация танков сразу выявила многочисленные технические проблемы, связанные, прежде всего, с ходовой частью. На марше слишком часто выходили из строя опорные катки, так что экипажам Mk.I приходилось запасаться впрок и этими деталями, а весь путь от полигона до танковых боксов был усеян выброшенными колесами. Кстати, ремонт ходовой части в полевых условиях оказался очень нелегким делом, поэтому зачастую с танков снимали бронещиты, закрывавшие наружные элементы подвески и трансмиссии. В связи с этим на всех 80 Mk.I и Mk.IA была произведена замена на опорные катки улучшенной конструкции.

    В скором времени часть танков доработали до модификации Mk.IA*: на них башенные 8-мм пулеметы Hotchkiss были заменены на спарку из двух 7,71-мм пулеметов Vickers, а для компенсации увеличившейся нагрузки в кормовой части башни был установлен свинцовый противовес. С целью улучшить обзор за окружающей обстановкой на крыше башни появился небольшой командирский купол ("Bishops's Mitre”). В очень небольшом количестве были построены "танки огневой поддержки” Mk.ICS. Вместо стандартной 47-мм пушки на них устанавливали 15-фунтовую гаубицу, а по бортам размещали оборудование для постановки дымовых завес. В опытном порядке один из серийных танков Mk.I был оснащен двигателем Ricardo мощностью 90 л.с.

    Из всех модификаций наиболее интересной всё же следует признать колесно-гусеничный вариант, получивший название Vickers Wheel-Cum-Track Tank и появившийся в 1926 г. Главной задачей при его разработке было исследование возможности увеличения скорости передвижения танка, одновременно решалась проблема износа гусеничной ходовой части. Переход с гусениц на колёса осуществлялся механическими домкратами с отбором мощности от двигателя и проходил всего 1 минуту. Первый экземпляр Vickers Wheel-Cum-Track Tank Mk.I прошел испытания с переменным успехом – управление танком при движении на колесах оказалось чрезмерно тяжелым, при этом скорость практически не увеличилась. Обе этих проблемы попытались решить на модифицированном танке Vickers Wheel-Cum-Track Tank Mk.Iа, отличавшегося только увеличенным диаметром задних колёс. Однако, после непродолжительных тестов, был сделан вывод о бесперспективности данного направления и в начале 1928 г. работы по колесно-гусеничному варианту были прекращены.

    Тактико-технические характеристики среднего танка Vickers Medium Mk.I

    БОЕВАЯ МАССА 11700 кг
    ЭКИПАЖ, чел.  5
                             ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
    Длина, мм 5330
    Ширина, мм 2780
    Высота, мм 2820
    ВООРУЖЕНИЕ  47-мм пушка QF3 и три 7,71-мм пулемета Vickers (на Mk.I - два 8-мм пулемета Hotchkiss)
    БОЕКОМПЛЕКТ ?
    ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический орудийный прицел
    БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса - 12 мм
      борт корпуса – 8 мм
      корма корпуса - 8 мм
      башня - 12 мм
      крыша и днище - 4 мм 
    ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный, Vickers-Armstrong, 8-цилидровый, мощностью 90 л.с.
    ТРАНСМИССИЯ механическая, 4-скоростная КПП
    ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 10 опорных катков сблокированных попарно в 5 тележк, 1 натяжной ролик, 4 поддерживающих ролика, заднее ведущее колесо
    СКОРОСТЬ 42 км\ч
    ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 190 км
                  ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
    Высота стенки, м 0,7
    Ширина рва, м 2
    Угол подъёма, град. ?
    СРЕДСТВА СВЯЗИ ?


    Medium Tank Mk.II
    Работы над новой модификацией танка Mk.I, на которой постарались максимально сгладить имеющиеся недостатки, начались в 1923 г. Спустя несколько месяцев были подготовлены рабочие чертежи и в 1925 г. первый прототип танка, названного Vickers Medium Mk.II вышел на испытания.

    Первая серийная модификация танка под таким же названием была построена в количестве 100 экземпляров.
    В 1932 г. 44 танка были модифицированы путем установки радиостанции в специальную нишу прямоугольной формы, которая устанавливалась в кормовой части башни. После проведенных доработок масса танка повысилась до 13,5 тонн. Этот вариант стал известен как Mk.II**.
    Следующая модификация – Vickers "Medium” Mk.II*, вместо пулеметов Hotchkiss получила британские 7,71-мм пулеметы, ставшее затем стандартными для всех крейсерских и средних танков. Кроме того, место командира было сдвинуто немного назад, так как при выстреле откат ствола был слишком большим и оставалась опасность задеть танкиста отстрелянной гильзой. Общий объём выпуска этого варианта составил 56 экземпляров. Модификация Mk.IIA, 12 экземпляров которой были выпущены в течении 1930 г., отличалась отсутствием скосов с задней стороны башни и бронекрышкой над выходным отверстием вентилятора с левой стороны. Впоследствии их модернизировали и присвоили новое обозначение Mk.IIA*. Более кардинальной стала модификация Mk.IIA CS, отличавшаяся установкой 15-фунтовой (3,7-дюймовой) мортирой QF Mk IV L/52 и приборами дымопуска. Их оценивали как "танки огневого усиления” – по плану каждая рота обычных Mk.II должна была получить по два Mk.IIA CS.

    Экспериментальные варианты Mk.II

    В 1925 г. на базе шасси Mk.II был создан экспортный вариант среднего танка, предназначенный для продажи Японии. В отличии от оригинала, эта машина имела уже классическую компоновку, с задним расположением МТО. Соответственно, корпус и башня танка были полностью перепроектированы. Вооружение немного усилили: в башне устанавливалась 47-мм пушка и 7,7-мм пулемет Vickers K, ещё три пулемета аналогичного калибра находились в корпусе.
    Прототип танка, получивший обозначение Vickers Medium Mk.C, был отправлен в Японию, где прошел всесторонние испытания. Дальнейших заказов на него не последовало, так как японская сторона полностью купила документацию по этому танку и с 1931 г. наладила его серийное производство под новым названием "тип 89”.

    В 1927 г. под руководством лейтенанта Дж.Т.Крокера (J.T. Crocker), специально для индийского колониального правительства, был создан вариант танка Medium Mk.II Female.
    Эта машина практически полностью соответствовала серийному Mk.II, но вместо пушки был установлен четвертый пулемет Vickers. В данном случае, подобная замена вооружения была оправдана – как правило, в Индии британским войскам противостояли легковооруженные формирования, против которых скорострельные пулеметы были лучшим оружием. По документам два доработанных таким образом танка проходили как Tank Light Mark IA Special (L) India, но на практике их по прежнему именовали Mk.II.

    Австралийский вариант танка, названный Medium Mark II* Special, был построен в 1929 г. в четырех экземплярах.
    От обычного Mk.II он отличался спаренным с пушкой пулеметом Vickers, установленным с левой стороны, и дополнительным пулеметом с правого борта в башне.

    На базе серийного Mk.II была предпринята попытка сделать танк-мостоукладчик.
    Эта экспериментальная модификация была названа Medium II Bridgecarrier. С танка демонтировалась башня и вооружение, а вместо него устанавливалась мостовая конструкция. Этот вариант не был принят британской армией и остался в единственном экземпляре.

    Более удачными оказались командирские версии. Первая из них (Medium II Box Tank) появилась в 1928 г. и была
    построена на основе серийного танка Mk.II. С танка была снята башня, а вместо неё установлена бронированная коробка, в которой размещался экипаж и две радиостанции (коротко- и длинноволновая). Вооружение командирского танка состояло из одного 7,71-мм пулемета, установленного в лобовом листе бронекоробки. По всей видимости, единственный экземпляр этой машины использовался до 1931 г. сначала командиром одного из танковых батальонов, а затем бригадным командиром. Второй вариант командирского танка (Medium Mark II* Command Tank), созданный в 1931 г., внешне ничем не отличался от обычного Mk.II. Однако, в башне был установлен муляж пушки, а на освободившемся месте разместили дополнительную радиоаппаратуру. Серийной эта модификация также не стала.

    В боевом строю

    Решение о создании танковых сил в Египте было принято в 1933 г. Тогда были сформированы два танковых взвода, составивших основу 6-го батальона Королевского Танкового Корпуса. Как можно догадаться, их ударной силой стали средние танки Vickers "Medium” и старые бронеавтомобили Rolls-Royce. Впрочем, "виккерсы” прибыли в Африку намного раньше – в сентябре 1928 г. колониальным войскам были доставлены пять танков модификации Mk.II Tropical. От стандартной модификации они отличались установкой на корпус асбестовых плит, предохранявших внутренние агрегаты и экипаж от сильной жары. Танки базировались близ Александрии и действовали исключительно в пределах этого района.
    Когда Италия объявила Великобритании войну, батальон был реорганизован и получил на вооружение легкие танки Mk.VIb. Средние "виккерсы”, переклассифицированные к тому времени в "крейсерские”, остались в резерве и продолжали использоваться для обучения экипажей. В ноябре 1939 г. к ним прибавилось ещё несколько машин, прибывших из Великобритании для усиления обороноспособности Египта.
    О боевом применении танков Vickers "Medium” Mk.II информация весьма неоднозначная. Большинство источников утверждает, что старые "виккерсы” были задействованы только при обороне главных египетских городов. Однако, встречаются утверждения об использовании этих танков против немецких и итальянских войск под Тобруком и Мерса Матрух.

    Четыре танка, перевооруженных 76-мм пушкой Vickers 3pdr, были проданы в Австралию в 1928 г. В 1937 г., для "усиления” бронетанковых сил на Тихом Океане вооруженным силам этой страны передали ещё четыре средних танка Vickers Medium Mk.IIA. Поскольку для ведения боевых действий они не годились, австралийцы использовали их вплоть до 1942 г. для обучения танковых экипажей. При этом Mk.IIA были модернизированы путем установки дополнительного 7,71-мм пулемета Vickers в башне в шаровой опоре справа от пушки.

    Очень немного известно о Mk.II отправленных в Индию. Туда в конце 1920-х гг. была отправлена небольшая партия средних танков, которые, по всей видимости, ближе к началу войны использовались только в качестве учебных.

    Тактико-технические характеристики среднего танка Vickers Medium Tank Mk.II

    БОЕВАЯ МАССА 13717 кг
    ЭКИПАЖ, чел.  5
    ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
    Длина, мм 5183
    Ширина, мм 2762
    Высота, мм 2730
    ВООРУЖЕНИЕ  47-мм пушка QF3 и три 7,71-мм пулемета Vickers
    БОЕКОМПЛЕКТ 111 выстрелов и 2250 патронов (Mk.II**)
    ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический орудийный прицел
    БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса - 12 мм
      борт корпуса – 8 мм
      корма корпуса - 8 мм
      башня - 12 мм
      крыша и днище - 4 мм 
    ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный, Vickers-Armstrong, 8-цилидровый, мощностью 90 л.с.
    ТРАНСМИССИЯ механическая, 4-скоростная КПП
    ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 10 опорных катков сблокированных попарно в 5 тележк, 1 натяжной ролик, 4 поддерживающих ролика, заднее ведущее колесо
    СКОРОСТЬ 42 км\ч
    ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 193 км
    ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
    Высота стенки, м 0,7
    Ширина рва, м 2
    Угол подъёма, град. ?
    СРЕДСТВА СВЯЗИ ?


    Список источников:


    Полная энциклопедия танков мира 1915-2000 гг. Сост. Г. Л. Холявский. Минск, "Харвест", 1999.
    Британские и американские танки второй мировой войны. П.Чемберлен и К.Элис. Москва, АСТ-Астрель. 2003.


    Категория: Средние танки | Добавил: sherhhan (16.10.2012) | Автор: Дмитрий Гинзбург E W
    Просмотров: 2203 | Теги: Vickers Medium Mk.I/II | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • GB © 2017 Создать бесплатный сайт с uCoz