Батальон диких танкистов "Германские варвары" Вторник, 23.04.2024, 09:45
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Состав батальона
  • bandidos
  • Yurik13
  • satrap1978
  • STALIN92
  • Musyaka
  • Formix
  • Spirit_War
  • KirGiz
  • Aleksashka
  • dave135
  • Love_horses
  • Gi0X
  • timmi6426
  • creckadrenalin
  • 30russia
  • sherhhan
  • branden
  • valvalval
  • vladis760
  • WifaTank
  • Quest91
  • eqi9ym
  • glendic
  • menberg
  • baron1969
  • M_a_k_s_i_m_u_s
  • lis_andrey
  • steaaler
  • Ilyxa007
  • eagle2450
  • curren
  • nerevin_e1
  • tjuri
  • Nice_Girl_1
  • Pustun88
  • MegaOverkill
  • Germanskiy_Varvar

  • Категории раздела
    Обо всем [0]
    Все что не касается танков
    Танки [5]
    Все о танках
    Смешные истории о танках [1]
    Приколы и смешные рассказы о танках
    Легкие танки [18]
    Все о легких танках
    Средние танки [11]
    Все о средних танках
    Тяжелые танки [10]
    Все о тяжелых танках
    ПТ-САУ [4]
    Все о ПТ-САУ
    Арт-САУ [5]
    Все об Арт-САУ

    Мини-чат

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Форма входа

    Счетчик посещений
    web counter


    Главная » Статьи » Средние танки

    "Рабочая лошадка" Панцерваффе(часть 3я)
    Северо-Западная Европа


    Стратегия союзников в Нормандии предусматривала создание постоянного давления на противника в английском и канадском секторах, в то время как американцы готовились к решительному броску с южного участка высадки. Серия боев в районе Кана, где англичане столкнулись с немецкими танкистами, стала самой ожесточенной за всю кампанию.Из-за тотального превосходства в воздухе авиации союзников, экипажам немецких танков пришлось уделять огромное внимание маскировке своих машин, ни до, ни после немцы так технику не маскировали; передвижения осуществлялись, в основном, по ночам. Немцы уступали союзникам в численном отношении, однако на руку обороняющимся играла изрезанная живыми изгородями местность. Правилом стала ситуация, когда танкисты Панцеваффе уничтожали несколько танков союзников ценой потери одного своего.
    Союзникам в Нормандии противостояло несколько немецких танковых дивизий (12-я танковая дивизия СС, учебная танковая дивизия и 21-я панцердивизия), одной из которых была 21-я панцердивизия; утром 6 июня 1944 г. в ней насчитывалось 127 танков Pz.Kpfw IV и 40 штурмовых орудий. Рота 21-й дивизии, в которой служил ефрейтор Вернер Кортенхаус, начала движение по шоссе Фалез-Кан ровно в 8.00. Танкисты чувствовали себя очень озабоченно, так как шоссе было совершенно прямым и открытым. Следуя в колонне средь бела дня, они не без основания считали себя легкоуязвимыми. Рота часто останавливалась, чтобы дать возможность подтянуться следовавшим за ней подразделениям. На горизонте уже различались дымы, поднимавшиеся над полем боя. Южнее Кана их внимание привлекла непривычная картина: два английских солдата одиноко стояли с поднятыми вверх руками у придорожного поля.
    У танкистов не было времени возиться с пленными, и танки прогрохотали мимо. Затем был получен приказ трем ротам полка повернуть на северо-запад и принять участие в отражении высадки противника с моря. Рота Кортенхауса продолжила движение в направлении восточного берега реки Орн, чтобы завязать бой с английским воздушным десантом. Не раз, едва рота возобновляла движение, танкам приходилось сползать на обочину шоссе, спасаясь от налетов авиации экипажи приноровились быстро нырять под днища своих боевых машин. Остается одной из многих небольших загадок первого дня вторжения, как случилось, что 21-я танковая дивизия, проделавшая в то утро долгий путь к полю боя по открытому шоссе, понесла очень небольшой материальный урон от действий авиации даже после того как рассеялась утренняя дымка, мешавшая работе истребителей-бомбардировщиков.


    В течение всего утра и далеко за полдень полки 21-й панцердивизии двигались на север, останавливаясь только для проверок, устранения разного рода неувязок и получения новых распоряжений, что являлось скорее следствием недоработок разведки и нерешительности командования, нежели результатом противодействия со стороны противника. Командир дивизии Фойхтингер спешил скорее ликвидировать плацдарм, захваченный 6-й английской воздушно-десантной дивизией, но его планам мешал захват англичанами единственного моста через Орн севернее Кана. Поэтому мотопехота была направлена прямо через город. 2-й батальон 22-го танкового полка в составе 40 танков, в числе которых находилась и машина Кортенхауса, уже подходил к району, занятому британскими парашютистами, когда неожиданно был остановлен приказом генерала Маркса, решившего, что использование целого танкового батальона против парашютного десанта будет слишком большой роскошью. Против десантников направилась одна 4-я танковая рота. Все же остальные силы батальона были повернуты для участия в контратаке, намечавшейся западнее Кана. 1-й батальон в составе 80 танков под командованием капитана фон Готтенберга на максимальных скоростях выдвигался к исходному рубежу атаки возле населенного пункта Либесей, где батальон ожидал командир полка полковник фон Оппельн-Брониковски вместе с командиром 84-го корпуса генералом Марксом. Было уже около 16.30 когда немецкие войска подготовились к первой с момента вторжения союзников крупной танковой контратаки против плацдарма 3-й английской дивизии.

    Генерал Маркс, находившейся на высоте, господствовавшей над местностью, обращаясь к командиру 22-го танкового полка, заметил: «Оппельн, если вам не удастся сбросить англичан в море, мы наверняка проиграем эту войну». Офицер-танкист, бывший чемпион Олимпийских игр по верховой езде, откозырял и вскочил в люк своей машины. Сам Маркс двигался с исходных позиций танкистов вместе с группой управления 1-го батальона 192-го моторизованного полка. Танки неслись на север, к морю, прямо по открытой местности, стремясь выйти на побережье на стыке между английским и канадским плацдармами.
    С плацдарма английских войск докладывали, что на их позиции двигаются несколько танковых колонн противника. Наткнувшись на плотную организованную оборону и стену огня, немцы начали откатываться к западу. В районе высоты «61» они встретились с батальоном 27-й бригады, имевшим на вооружении танки «Шерман-Фаерфлай». Для немцев эта встреча оказалась катастрофической: за несколько минут боя батальон 22-го полка лишился 13 танков Pz.Kpfw IV.Только небольшому числу танков и мотопехоты 21-й панцердивизии удалось продвинуться к уцелевшим в районе Лион-сюр-Мер опорным пунктам 716-й немецкой дивизии. По случайному совпадению сразу же после выхода немецких танков к опорным пунктам, здесь началась высадка посадочным способом на 250 планерах подразделений 6-й английской дивизии. Для немцев это был уже слишком. 21-я танковая дивизия считалась довольно сильным соединением, но не обладала той сокрушительной мощью, которую имели танковые дивизии СС. Оправдывая себя тем, что высадка английского десанта создавала угрозу окружения,21-я дивизия отошла к высотам, расположенным на подступах к Кану. В общей сложности дивизия потеряла за день 70 танков. Несмотря на всю энергию, проявленную Марксом и Оппельном, при введении в сражение 22-го танкового полка, его запоздалый удар был отбит без особых усилий.

    Наибольших успехов в обороне немцы добились при срыве операции «Гудвуд», когда в наступление на Кан англичане бросили не менее трех танковых дивизий. Основной шит обороны вокруг Кана составляли подразделения трех танковых дивизий: 21-й, 12-й СС и «Гитлерюгенд». Долина в районе маленького города Тили стала ареной самых ожесточенных боев за всю кампанию. Городок прочно удерживала учебная танковая дивизия «Гитлерюгенд». 9 июня, в сражении восточнее Орна ефрейтор Вернер Кортенхаус при атаке подразделениями 21-й панцердивизии замка Эконсвиль своими глазами видел как за 5 минут сгорело четыре из десяти танков его роты. 13 июня рота Кортенхауса в боях с частями 51-й английской дивизии потеряла еще четыре танка. «Мы были очень подавлены, - вспоминал Кортенхаус, - После неоднократных провалов наших атак мы оставили всякие надежды на победу». Сходные настроения царили и в стане противника. «Несомненным фактом было то, - отмечается в истории английской 51-й дивизии, - что обычно очень высокий боевой дух личного состава дивизии в тот период упал до самого низкого уровня... Войска были поражены своеобразной разновидностью клаустрофбии, а продолжавшийся артиллерийский и минометный обстрел со стороны невидимого врага был безусловно очень изнурительным...»

    При проведении контратак, те же самые живые изгороди мешали немецким танкистам, они не могли реализовать техническое превосходство своих машин. В условиях стесненной изгородями местности, танки становились уязвимыми для вооруженных базуками пехотинцев, огня противотанковых пушек и танков; панцеры несли потери от налетов авиации и сокрушительной стрельбы корабельной артиллерии.
    В первые дни боев экипажи закопанных на подготовленных позициях по башню в землю «четверок» получили неожиданный комплимент от англичан: в радиопереговорах союзники вели речь не о Mk IV, а о «Пантерах». Единственным оружием, способным поражать Pz.Kpfw IV на дальних дистанциях, были вооруженные английскими 17-фунтовыми пушками танки «Шерман-Фаерфлай» и истребители танков М10 «Ахиллес»(3" пушки заменяли британскими 17-фунтовыми (76-мм) орудиями, имевшими большую бронепробиваемость, нежели 3" М10. В этом новом варианте M10 "Wolverine" обозначалась как 17-фунтовая самоходная установка «Ахиллес» Мk IС.).
    Лишенные возможности восполнять потери панцердивизии истекли кровью, выполняя приказ Гитлера «ни шагу назад», уцелевшие танки союзники добили в Фалезском котле. Последним крупным наступлением, в котором принимали участие танки Pz.Kpfw IV стала операция в Арденнах, проводившаяся в декабре 1944 г. После провала наступления, «четверки» наряду со штурмовыми орудиями и истребителями танков использовались в составе боевых групп. Масштабные танковые бои остались в прошлом.

    В различное время на протяжении Второй мировой войны Германия поставила небольшое количество танков Pz.Kpfw IV союзным и дружественным Рейху государствам, в том числе Финляндии, Румынии, Болгарии, Венгрии, Испании и югославским четникам.
    Венгрия получила в мае 1942 г. 22 танка Pz.Kpfw IV с коротко-ствольными 75-мм пушками, в сентябре того же года было поставлено еще 10 аналогичных машин, в 1943-44 г.г. Румыния получила еще несколько десятков Pz.Kpfw IV. Румынские танки Pz.Kpfw IV принимали участие в боях с немецкими войсками, после того как 23 августа 1944 г король Михай перешел на сторону союзников. Румынские танковые подразделения воевали бок о бок с частями Красной Армии.В марте-сентябре 1942 г. румыны получили одиннадцать «четверок».

    Болгары получили в 1943-44 г.г. 88 длинноствольных «четверок», которые использовали в боях против самих же немцев, после того как в 1944 г. Болгария «сменила флаг». На вооружении финской и испанской армий танки Pz.Kpfw IV оставались еще в течение нескольких послевоенных лет.
    Финны получили летом 1944 г. три танка Pz.Kpfw IV, по результатам испытаний этих машин до конца года в Рейхе было куплено еще 15 танков. В боевых действиях финские Pz.Kpfw IV участия не принимали, в 1949-50 несколько машин прошли переоборудование в танки-тральщики, в 1951-62 г.г. все танки использовались только как учебные, последний финский Pz.Kpfw IV снят с вооружения в сентябре 1962 г. Надо сказать, «четверки» не пользовались особой популярностью у финских танкистов, нарекания вызывали ходовая часть и механизмы управления движением.

    Отмечались случаи боевого использования трофейных танков Pz.Kpfw IV в Красной Армии. Захваченные в Северной Африке «четверки» применялись в ходе обучения танкистов «Свободной польской армии», действовавшей в составе британских войск.
    В начале 1943 г. Германия по политическим мотивам вынуждена была продать танки Pz.Kpfw IV Турции.


    Последние известные случаи боевого применения «четверок» относятся к имевшей место между Израилем и Сирией в 1965 г. в «Войне за воду». Сирия купила несколько танков Pz.Kpfw IV во Франции, машины не проходили модернизации, за исключением установке на командирских башенках советских пулеметов ДШК. Эти танки размещались на Голанских высотах, откуда обстреливали лежащие ниже израильские поселения.
    Сирийским танкам противостояли имевшиеся на вооружении Армии обороны Израиля «Центурионы». Более современные, по сравнению с Pz.Kpfw IV, «Центурионы» имели преимущество в дуэлях на больших дистанциях, «Центурионы» были вооружены 105-мм орудиями. Однако первая попытка поразить сирийские машины успехом не увенчалась: в бой вступила артиллерия арабов, все окрестности заволокло пылью и дымом - в результате израильские экипажи не сумели обнаружить цели.
    Командир израильского бронетанкового корпуса генерал Таль считал, что причина неудач кроется не в ограниченной видимости, а в недостаточной подготовке танкистов, он немедленно организовал тренировки в стрельбе на большие расстояния. Когда 12 августа 1965 г. сирийские танки вновь окрыли огонь по еврейским поселениям - экипажи «Центурионов» были начеку. Первыми выстрелами питомцы генерала Таля поразили танки противника, после чего переключились на строительную технику, занятую на сооружении водоотводного канала (Сирия пыталась отвести русло реки, текущей в Израиль, из-за чего конфликт и получил название «Война за воду»). Танки и строительную технику «Центурионы» расстреляли с расстояния не менее, чем 11 000 ярдов (примерно 5 км). «Война за воду» завершилась.
    Уцелевшие в конфликте 1965 г. сирийские Pz.Kpfw IV, оставались на Голанских высотах вплоть до шести-дневной войны 1967 г., когда они были захвачены или уничтожены израильской пехотой. Последний танк Pz.Kpfw IV уничтожил в боевой обстановке снаряд, выпущенный из длинноствольной 75-мм французской пушки, которые устанавливались на «Шерманах» Армии обороны Израиля.

    ОЦЕНКА МАШИНЫ


    Начать, по-видимому, следует с достаточно неожиданного утверждения о том, что созданием в 1937 году танка Pz.IV немцы определили перспективный путь развития мирового танкостроения. Тезис этот вполне способен шокировать нашего читателя, поскольку мы привыкли считать, что это место в истории отведено советскому танку Т-34. Ничего не поделаешь, придется потесниться и поделить лавры с врагом, хотя и побежденным. Ну а чтобы это утверждение не выглядело голословным, приведем ряд доказательств.
    С этой целью попытаемся сравнить «четверку» с противостоявшими ей в разные периоды Второй мировой войны советскими, английскими и американскими танками. Начнем с первого периода — 1940-1941 годы; при этом не станем ориентироваться на тогдашнюю немецкую классификацию танков по калибру пушки, относившую средний Pz.IV к классу тяжелых. Поскольку у англичан не было среднего танка как такового, то придется рассматривать сразу две машины: одну — пехотную, другую — крейсерскую. При этом сравниваются только «чистые» заявленные характеристики, без учета качества изготовления, эксплуатационной надежности, уровня подготовки экипажей и т.д.

    табл.1

    Как видно из таблицы 1, в 1940 — 1941 годах в Европе было только два полноценных средних танка — Т-34 и Pz.IV. Британская «Матильда» превосходила немецкий и советский танк в бро- невой защите в той же степени, в которой Mk IV им уступал. Французский S35 представлял собой доведенный до совершенства танк, соответствовавший требованиям Первой мировой войны. Что же касается Т-34, то, уступая немецкой машине по ряду немаловажных позиций (разделение функций членов экипажа, количество и качество приборов наблюдения), он имел равноценное с Pz.IV бронирование, несколько лучшую подвижность и значительно более мощное вооружение. Такое отставание немецкой машины легко объяснимо — Pz.IV задумывался и создавался как штурмовой танк, предназначенный для борьбы с огневыми точками противника, но не с его танками. В этом плане Т-34 был более универсальным и, как следствие, по заявленным характеристикам лучшим на 1941 год в мире средним танком. Спустя всего полгода ситуация изменилась, о чем можно судить по характеристикам танков периода 1942 — 1943 годов.

    Из таблицы 2 видно, сколь резко возросли боевые характеристики Pz.IV после установки длинноствольного орудия. Не уступая танкам противника по всем прочим параметрам, «четверка» оказалась способной поражать советские и американские танки вне пределов досягаемости их пушек. Об английских машинах речь не идет — четыре года войны англичане топтались на месте. Вплоть до конца 1943 года боевые характеристики Т-34 оставались практически неизмененными, Pz.IV занял первое место среди средних танков. Ответ—и советский, и американский — не заставил себя долго ждать.


    Сравнивая таблицы 2 и 3, можно увидеть, что с 1942 года тактико-технические характеристики Pz.IV не менялись (за исключением толщины брони) и в течение двух лет войны оставались ни кем не превзойденными! Лишь в 1944 году, установив на «Шерман» 76-мм длинноствольную пушку, американцы догнали Pz.IV, а мы, запустив в серию Т-34-85, перегнали. Для достойного ответа у немцев уже не оставалось ни времени, ни возможностей.
    Анализируя данные всех трех таблиц, можно сделать вывод, что немцы раньше других стали рассматривать танк как основное и наиболее эффективное противотанковое средство, а это — главная тенденция послевоенного танкостроения.
    В целом можно утверждать, что из всех немецких танков периода Второй мировой войны Pz.IV был наиболее сбалансированным и универсальным. В этой машине различные характеристики гармонично сочетались и дополняли друг друга. У «Тигра» и «Пантеры», например, имел место явный перекос в сторону защищенности, что привело к их перетяжелению и ухудшению динамических характеристик. Pz.lll при многих прочих равных характеристиках с Pz.IV не дотягивал до него по вооружению и, не имея резервов для модернизации, сошел со сцены.
    Pz.IV с аналогичной Pz.lll, но чуть более продуманной компоновкой, такими резервами обладал в полной мере. Это единственный танк военных лет с пушкой калибра 75 мм, у которого основное вооружение было существенно усилено без смены башни. У Т-34-85 и «Шермана» башню пришлось менять, и, по большому счету, это были почти новые машины. Англичане шли своим путем и, словно модница наряды, меняли не башни, а танки! Но появившийся в 1944 году «Кромвель» так и не дотянул до «четверки», как, впрочем, и «Комета», выпущенная в 1945-м. Обойти немецкий танк, созданный в 1937 году, смог только послевоенный «Центурион».

    Из сказанного, конечно же, не следует, что Pz.IV был идеальным танком. Скажем, он имел недостаточную мощность двигателя и довольно жесткую и несовременную подвеску, что отрицательно сказывалось на его маневренных характеристиках. В некоторой степени компенсировать последнее помогало наименьшее среди всех средних танков отношение L/B — 1,43.
    Нельзя отнести к удачному ходу немецких конструкторов оснащение Pz.IV (как, впрочем, и других танков) противо-кумулятивными экранами. В массовом порядке кумулятивные боеприпасы применялись редко, экраны же увеличили габариты машины, затрудняя движение в узких проходах, перекрывали большинство приборов наблюдения, затрудняли посадку и высадку экипажа. Впрочем, еще более бессмысленным и довольно дорогостоящим мероприятием была обмазка танков циммеритом.

    Но, пожалуй, самая большая ошибка немцев заключалась в попытке перехода на новый тип среднего танка — «Пантеру». В качестве последнего она не состоялась (подробнее об этом я расскажу в статье про "Пантеру",которая выйдет в августе-сентябре этого года), составив компанию «Тигру» в классе тяжелых машин, но сыграла в судьбе Pz.IV роковую роль.
    Сосредоточив в 1942 году все усилия на создании новых танков, немцы перестали заниматься серьезной модернизацией старых. Попробуем представить себе, что было бы, если бы не «Пантера»? Хорошо известен проект установки на Pz.IV башни «Пантеры», причем как стандартной, так и «тесной» (Schmallturm). Проект вполне реальный по габаритам — диаметр башенного погона в свету у «Пантеры» 1650 мм, у Pz.IV — 1600 мм. Башня вставала без расширения подбашенной коробки. Несколько хуже обстояло дело с весовыми характеристиками — из-за большого вылета ствола орудия центр тяжести смещался вперед и нагрузка на передние опорные катки возрастала на 1,5 т. Однако ее можно было компенсировать усилением их подвески. Кроме того, надо учитывать, что пушка KwK 42 создавалась для «Пантеры», а не для Pz.IV. Для «четверки» можно было ограничиться орудием с меньшими массо-габаритными данными, с длиной ствола, скажем, не 70, а 55 или 60 калибров. Такое орудие если и потребовало бы замены башни, то все равно позволило бы обойтись более легкой конструкцией, чем «пантеровская».
    Неизбежно возраставший (кстати, и без подобного гипотетического перевооружения) вес танка требовал замены двигателя. Для сравнения: габариты двигателя HL 120TKRM, устанавливавшегося на Pz.IV, составляли 1220x680x830 мм, а «пантеровского» HL 230Р30 — 1280x960x1090 мм. Почти одинаковыми были у этих двух танков и габариты моторных отделений в свету. У «Пантеры» оно было на 480 мм длиннее, главным образом, за счет наклона кормового листа корпуса. Следовательно, оснащение Pz.IV двигателем большей мощности не являлось неразрешимой конструкторской задачей.
    Результаты такого, конечно, далеко не полного, перечня возможных модернизационных мероприятий были бы весьма печальными, поскольку свели бы на нет работу по созданию Т-34-85 у нас и «Шермана» с 76-мм пушкой у американцев. В 1943— 1945 годах промышленность третьего рейха изготовила около 6 тысяч «пантер» и без малого 7 тысяч Pz.IV. Если учесть, что трудоемкость изготовления «Пантеры» была почти вдвое больше, чем у Pz.IV, то можно предположить, что за это же время немецкие заводы могли бы выпустить дополнительно 10—12 тысяч модернизированных «четверок», которые доставили бы солдатам антигитлеровской коалиции гораздо больше неприятностей, чем «пантеры».

    Еще различные фото(для увеличения кликните по фото)





    Источники фото и материалов:
    Средний танк Panzer IV М.Барятинский «БРОНЕКОЛЛЕКЦИЯ»'99
    ВОЕННЫЕ МАШИНЫ Panzer IV части 1-5



    Сохранившиеся экземпляры танка Pz.IV в музеях мира: слева направо - музей в Латруне,Израиль;музей Абердине,США;Pz.IV Hydraulic Абердинский музей,США

    До новых встреч,с вами был ваш исторический обозреватель Дмитрий=позывной sherhhan.
    Категория: Средние танки | Добавил: sherhhan (11.07.2012) | Автор: Дмитрий Гинзбург E
    Просмотров: 1173 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • GB © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz