Pz.Kpfw.III - стальной символ блицкрига(часть 2я) - Средние танки - Каталог статей - Дикие танкисты с золотыми погонами
Батальон диких танкистов "Германские варвары" Четверг, 19.01.2017, 03:25
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Состав батальона
  • bandidos
  • Yurik13
  • satrap1978
  • STALIN92
  • Musyaka
  • Formix
  • Spirit_War
  • KirGiz
  • Aleksashka
  • dave135
  • Love_horses
  • Gi0X
  • timmi6426
  • creckadrenalin
  • 30russia
  • sherhhan
  • branden
  • valvalval
  • vladis760
  • WifaTank
  • Quest91
  • eqi9ym
  • glendic
  • menberg
  • baron1969
  • M_a_k_s_i_m_u_s
  • lis_andrey
  • steaaler
  • Ilyxa007
  • eagle2450
  • curren
  • nerevin_e1
  • tjuri
  • Nice_Girl_1
  • Pustun88
  • MegaOverkill
  • Germanskiy_Varvar

  • Категории раздела
    Обо всем [0]
    Все что не касается танков
    Танки [5]
    Все о танках
    Смешные истории о танках [1]
    Приколы и смешные рассказы о танках
    Легкие танки [18]
    Все о легких танках
    Средние танки [11]
    Все о средних танках
    Тяжелые танки [10]
    Все о тяжелых танках
    ПТ-САУ [4]
    Все о ПТ-САУ
    Арт-САУ [5]
    Все об Арт-САУ

    Мини-чат

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Форма входа

    Счетчик посещений
    web counter


    Главная » Статьи » Средние танки

    Pz.Kpfw.III - стальной символ блицкрига(часть 2я)
    Pz.III Ausf.A

    К танкам модификации А относились 10 машин «нулевой серии». Фактически это была установочная партия.
    Толщина лобовых, бортовых и кормовых листов корпуса и башни Ausf.A составляла 14,5 мм и обеспечивала защиту только от пуль и осколков снарядов. Крыша башни имела толщину 10 мм, а днище корпуса — 4. Танк имел боевую массу в 15,4 т. В сварной трехместной башне конструкции фирмы Rheinmetall была установлена 37-мм пушка с длиной ствола в 46,5 калибров. Пулеметное вооружение состояло из трех пулеметов MG 34, два из которых были установлены в башне справа от пушки, а один — в лобовом листе корпуса. Боекомплект пушки включал 120 выстрелов с бронебойными и осколочно-фугасными снарядами, пулеметов — 4425 патронов. В экипаж танка входили пять человек — командир, наводчик, заряжающий, механик-водитель и стрелок-радист.

    Башня Pz.Kpfw Ausf.A с 37-мм пушкой и внутренней маской.

    В распоряжении командира имелась командирская башенка цилиндрической формы с восемью смотровыми щелями и двухстворчатым люком в крыше. Для посадки и высадки из танка других членов экипажа предназначались два одностворчатых люка в бортах башни. Необходимо отметить, что механик-водитель и стрелок-радист обходились без собственных посадочных люков. Теоретически для этой цели можно было использовать люки доступа к агрегатам трансмиссии, расположенные в верхнем носовом листе корпуса. Но на практике они применялись редко.
    Танк оснащался 12-цилиндровым V-образным карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения Maybach HL 108TR мощностью 250 л.с. при 3000 об/мин, разработанным фирмой Maybach Motoren-werken GmbH из Фридрихсхафена. Транс¬миссия включала в себя пятискоростную синхронизированную коробку передач типа Zahnradfabrik ZF SFG75, планетарный механизм поворота и бортовые передачи. Максимальная скорость достигала 32 км/ч, запас хода по шоссе — 165 км.

    Главной характерной особенностью танков модификации А была их ходовая часть. Применительно к одному борту она состояла из пяти сдвоенных обрезиненных опорных катков, двух поддерживающих катков, ведущего колеса переднего расположения, направляющего колеса с натяжным механизмом. Подвеска — индивидуальная пружинная.

    Pz.III Ausf.B

    В 1937 году заводские цеха покинули 15 танков Ausf.B. Наиболее принципиальным отличием от машин предыдущей модификации стала ходовая часть. Она состояла из восьми сдвоенных обрезиненных опорных катков малого диаметра на борт, сблокированных попарно в четыре тележки, подвешенные на двух полуэллиптических листовых рессорах.На каждой тележке устанавливался амортизатор фирмы Fichtel & Sachs. Количество поддерживающих катков увеличилось до трех. Направляющее и ведущее колеса остались без изменений. Длина опорной поверхности гусениц сократилась с 3400 до 3200 мм.Новый тип ходовой части позволил танку развивать максимальную скорость 35 км/ч. При этом, правда, масса танка возросла до 15,9 т.

    Pz.Kpfw Ausf.B

    Подверглись изменениям конструкция вентиляционных отверстий силового отделения, выхлопная система и люки доступа к агрегатам механизма поворота на верхнем лобовом листе корпуса. Ближе к корме была перенесена антенна радиостанции FuG 5. Наконец, на танках Ausf.B устанавливалась новая командирская башенка, аналогичная примененной на танке Pz.IV Ausf.A.

    Pz.III Ausf.C

    Машины модификации С почти не отличались от Ausf.B. Несколько изменилась схема подвески, в которую теперь входили три полуэллиптических листовых рессоры. Амортизаторы сохранились только в подвесках передней и задней тележек. Кроме того, вновь подверглась изменениям система выхлопа и были внесены улучшения в конструкцию планетарного механизма поворота. Масса танка возросла до 16 т. С середины 1937 по январь 1938 года фирма Daimler-Benz изготовила 15 танков этой модификации.

    Pz.III Ausf.D

    из 40-го танкового батальона специального назначения,Финляндия,зима 1941/42гг.

    С января по июнь 1938 года велось производство боевых машин модификации D. За шесть месяцев было изготовлено аж 30 танков этой версии! (В ряде источников приводится другое число — 50, но автору оно представляется маловероятным и совершенно не соотносится с общим количеством танков, выпущенных в 1938 году).
    Подвеска танка вновь подверглась изменениям, но и на этот раз весьма незначительным — рессоры передней и задней тележек установили наклонно. Переделали также кормовую часть корпуса и крышу моторного отделения, в которой ликвидировали жалюзи. Зато появились отверстия для притока воздуха в бортах машины. Увеличив емкость топливных баков, запас хода повысили со 105 до 165 км. На Ausf.D устанавливалась шестискоростная коробка передач ZF SSG76.

    Толщина брони корпуса и башни возросла до 30 мм (у первых пяти танков ее сохранили прежней — 14,5 мм), в результате чего масса танка достигла 19,8 т. Машина получила новую командирскую башенку с пятью смотровыми щелями, а также новые ведущие и направляющие колеса.

    Pz.III Ausf.E

    Первая относительно крупносерийная (во всяком случае, по немецким меркам тех лет) версия Pz.III — с октября 1938 по октябрь 1939 года изготовлено 96 единиц. Интересно отметить, что согласно заказу, выданному в январе 1939 года, немецкая промышленность должна была изготовить 1250 танков Pz.III. Однако в связи с тем, что к концу мая удалось изготовить только 10 Средний танков, заказ был сокращен на 500 штук. В танк Pz.III Ausf.D. последующие два месяца из заводских цехов вышли только 19 боевых машин, и заказ вновь сократили еще на 200 единиц. Выполнить его до начала Второй мировой войны так и не удалось.

    На Ausf.E была применена полностью новая ходовая часть, включавшая в себя шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт и торсионную подвеску. В подвесках первого и шестого опорных катков были установлены амортизаторы. Изменились поддерживающие катки и ленивец. Был установлен двигатель Maybach HL 120TR мощностью 300 л.с. и десятискоростная коробка передач Variorex SRG 328-145.

    Курсовой пулемет размещался в новой шаровой установке Kugelblende 30 (число 30» в обозначении соответствует толщине брони). Механик-водитель получил комбинированный (смотровая щель с триплексом и перископ) прибор наблюдения Fahrersehklappe 30. Крышки бортовых башенных люков стали двухстворчатыми. В нижних бортовых листах корпуса между верхней ветвью гусениц и опорными катками появились эвакуационные люки. Несколько видоизменились люки моторного отделения. Остальные узлы и агрегаты танка, включая вооружение, изменений не претерпели. В 1940 — 1941 году часть машин модификации Е была перевооружена 50-мм пушками KwK 38.
    В ходе войны некоторое количество Pz.III Ausf.E переоборудовали в машины передовых артиллерийских наблюдателей и БРЭМ.

    Pz.III Ausf.F

    Незначительно модернизированный вариант Ausf.E. Обе машины практически идентичны по внешнему виду. Танки варианта F поздних выпусков имели защиту башенного погона от пуль и осколков, предохранявшую от заклинивания, дополнительные приборы наружного освещения и новую командирскую башенку.
    С октября 1939 по июль 1940 года заводские цеха покинуло 435 танков Ausf.F. Выпуск такой большой серии боевых машин в такие сроки был уже не под силу фирме Daimler-Benz. Поэтому к производству подключились фирмы FAMO, MAN, Alkett и Henschel.
    В июне 1940 года были выпущены первые 10 танков вооруженные 50-мм пушкой KwK 38 с длиной ствола 42 калибра. Установка новой пушки потребовала переделки лобовой части башни. На танках с 37-мм орудием маска располагалась как бы внутри башни, а на машинах с 50-мм пушкой — снаружи. Количество спаренных пулеметов сократилось до одного.

    Pz.Kpfw III Ausf.F 10-й танковой дивизии

    Pz.III Ausf.G

    Производство танков Ausf.G началось в апреле — мае 1940 года и продолжалось до февраля 1941-го. За это время было выпущено около 600 машин.
    В конструкцию танка внесли много мелких изменений. Толщину брони кормы корпуса увеличили с 21 до 30 мм. На крыше башни появился электрический вентилятор закрытый броневой крышкой и лючок для стрельбы из ракетницы. На корме башни начали крепить ящик для снаряжения, получивший прозвище «ящик Роммеля» — они впервые появились на танках Африканского корпуса. Танки поздних выпусков получили новые командирские башенки с пятью смотровыми приборами, унифицированные с башенками танков Pz.IV. Ширину гусениц на них довели до 400 мм, установили новые ведущие и направляющие колеса.

    Pz.Kpfw III Ausf.G пересекает реку,Греция,конец 1941г.

    Некоторое количество боевых машин модификации G изготовили в тропическом варианте Ausf.G (trop), установив на них усиленные систему охлаждения и воздушные фильтры.
    К этапному же изменению в конструкции танка можно отнести только замену вооружения. После завершения Французской кампании, в августе 1940 года, был поднят вопрос об усилении огневой мощи Pz.III. В этой связи часто упоминается достаточно любопытный факт расхождения во взглядах фюрера и Службы вооружения сухопутных войск. Гитлер, якобы, потребовал установить на танк 50-мм пушку с длиной ствола в 60 калибров, но оружейники ослушались и остановили свой выбор на «короткой» 50-мм пушке с длиной ствола в 42 калибра. На самом же деле все обстояло несколько проще — установить 60-калиберную пушку в «тройку» в тот момент не представлялось возможным, поскольку испытания нового орудия начались только I августа 1940 года и продолжались до зимы 1942-го. Что касается 42-калиберной пушки, то ее серийное производство началось в конце июня 1940 года и альтернативы ей не было. В июле месячный выпуск достиг 40 штук, а к осени 1941-го ежемесячно изготавливалось 250 орудий. Быстрому освоению новой пушки способствовало ее конструктивное подобие 37-мм орудию.

    Pz.III Ausf. Н

    В октябре 1940 года заводы MAN, Alkett, Henschel, Wfegmann, MNH и M1AG начали производство боевых машин версии Н. До апреля 1941 года было выпущено 310 единиц. Первоначальный заказ на 759 танков был сокращен в пользу следующей модификации — Ausf.J.
    Важнейшие изменения затронули кормовую часть башни — теперь она изготавливалась из цельной гнутой 30-мм бронеплиты. На лобовую часть корпуса наваривался дополнительный 30-мм броневой лист, в котором выполнялись вырезы под смотровой прибор механика-водителя и установку курсового пулемета. Таким образом, лобовая броня корпуса увеличилась до 60 мм.
    Подобно танкам Ausf.G поздних выпусков машины версии Н оснащались новыми командирскими башенками, 400-мм гусеницами массой 700 кг каждая, новыми ведущими и направляющими колесами. Передние поддерживающие катки смести-ли вперед, ближе к амортизаторам.

    На танках взамен десятискоростных устанавливались шестискоростные механические синхронизированные коробки пере¬дач типа Maybach SSG77.В результате всех нововведений масса танка возросла до 21,6 т.

    Pz.III Ausf.J

    Установка накладной брони являлась не более чем временной мерой в ожидании нового варианта танка, имеющего более толстую броню, так сказать, «от рожденья». Такой вариант, Ausf.J (обозначение шасси 8/ZW), появился в 1941 г., толщина брони на нем в лобовой и кормовой частях корпуса доведена до 50 мм, бортов корпуса - до 30 мм.; толщина брони башни осталась 30 мм, но толщина брони маски пушки увеличена до 50 мм. Корпус танка стал длиннее, а форма задней его части изменилась. На этой модели несколько изменили органы управления: вместо педалей, которые использовались для управления тормозами на танках предыдущих модификаций, установлены рычаги. Курсовой пулемет монтировался не в шаровой установке Kugelblende-50, как на предыдущих модификациях, а в новой установке Kugelblende-ЗО с прямоугольной амбразурой; вместо двустворчатых люков для осмотра выходных валов трансмиссии и тормозов применены одностворчатые.

    Потоки жидкой грязи срываются с гусениц танка Pz.Kpfw III Ausf.J В задней части корпуса наварен металлический щит,который хоть немного уменьшает забрызгивание грязью кормы танка.Как правило,на относительно низких "тройках" грязь залепляла почти всю крышу моторного отделения.

    На совещании, состоявшемся вскоре после падения Франции, Гитлер потребовал установить на PzKpfw III 50-мм пушку с длиной ствола в 60 калибров. В связи с трудностями, возникшими при интеграции нового орудия в старую башню, указание фюрера было проигнорировано; в результате PzKpfw III, столкнувшись лицом к лицу с Т-34 и КВ, вооруженными 76,2 мм пушками, ничего не смогли противопоставить советским танкам. Гитлер пришел в ярость, узнав, что его требование не выполнено; он, совершенно несправедливо, оценил PzKpfw III как неудачную конструкцию.

    Pz.Kpfw III Ausf.J на учениях с трудом прокладывает себе путь в сплошном слое грязи,Германия

    С декабря 1941 г. стандартным вооружением машин этой модификации стало 50-мм орудие KwK 39 с длиной ствола 60 калибров, а ранее выпущенные танки стали возвращать в Германию для перевооружения. Из-за того, что снаряды 60-калиберной пушки имели большие размеры, чем снаряды орудия с длиной ствола 42 калибра, возимый внутри танка боекомплект пришлось уменьшить с 99 до 84 выстрелов. Появление на поле боя советских танков КВ-1 и Т-34 доказало, в данном случае, мудрость Гитлера. Пушки с длиной ствола 60 калибров успешно боролись с английскими и американскими танками в Северной Африке, но против КВ и Т-34 это орудие оказалось, все же, слабовато.Танки с длинноствольной пушкой обозначались Sd.Kfz. 141/1, англичане стали называть их после первых столкновений в Северной Африке «Мк III special».

    Pz.Kpfw III Ausf.J из 24-й танковой дивизии,Россия,лето 1942г.

    Танки Pz.Kpfw III Ausf. J выпускались на нескольких заводах с начала 1941 г. по середину 1942 г.; с орудием KwK L/42 было построено 1549 машин (№№ шасси 68001-69000), с пушкой KwK L/60 - 1067 (№№ шасси 72001- 74100). Sonderkraftfahrzeug (специальный номер машины - SdKfz) после установки длинноствольной пушки был изменен на SdKfzl41/1.В строевые части танки модификации «J» начали поступать с конца 1941 г., к этому времени выяснилось, что толщины брони в 50 мм уже недостаточно.

    Pz.III Ausf.L
    В начале 1942 г. специалисты министерства вооружений Германии приступили к изучению возможности установки на шасси танка Pz.Kpfw III башни с 75-мм пушкой KwK 40 от танка Pz.Kpfw IV. Исследования показали принципиальную возможность такой модернизации, при условии внесения многочисленных усовершенствований в ходовую часть «тройки», что неизбежно приводило к снижению выпуска крайне необходимых фронту танков. Отчет министерства вооружений рекомендовал продолжить производство танков PzKpfw III с 60-калиберной 50-мм пушкой, проведя лишь локальные доработки маски орудия и башни.

    Отдельные улучшения были опробованы на танке варианта Ausf J, после чего он был запущен в серийное производство под обозначением PzKpfw III Ausf L. Бронирование лобовой части башни модели Ausf L составляло 57 мм, пружинный противоткатный механизм пушки заменили на торсионный. Использование занимающего больший объем торсионного механизма привело к дальнейшему снижению боеукладки с 84 снарядов до 78. Среди других изменений - замена двустворчатых люком для доступа к двигателю на открывающиеся вперед одностворчатые и изменение конструкции воздухозаборников.

    Танк Pz.Kpfw III Ausf. L стал первой «тройкой», оснащенной разнесенной броней, чрезвычайно эффективной при обстреле кумулятивными снарядами. Бронелисты толщиной 20 мм монтировались на некотором расстоянии от основной брони на лобовой части надстройки корпуса и на маске пушки. Ряд нововведений в конструкции Pz.Kpfw III Ausf L был направлен на снижение трудозатрат при изготовлении танков, так машины модели Ausf L лишились аварийных люков в бортовых стенках корпуса, наблюдательного прибора заряжающего в орудийной маске и смотровых щелей в скулах бортов башни.
    Специально для «Африканского корпуса» выпускался тропический вариант с увеличенными воздухозаборниками и специальными масляными и воздушными фильтрами.
    Всего было заказано 1100 танков PzKpfw III Ausf L, однако изготовлено только 653 (№№ шасси 74101-75500). В середине 1942 г. производство машин прекратили, отдав приоритет модификации Pz.Kpfw III, вооруженной короткоствольной 75-мм пушкой.

    Pz.III Ausf.M
    Модификация Ausf М стала последней моделью танка Pz.Kpfw III, запущенной в серийное производство. Вариант Ausf М представлял собой дальнейшее развитие танка Pz.Kpfw III Ausf L. Первоначально было заказано 1000 машин марки Pz.Kpfw III Ausf М, однако заказ резко уменьшили в связи с началом серийного производства танка PzKpfw V «Пантера». Недостаточная эффективность 50-мм пушки для борьбы с советскими Т-34 также повлияло на дальнейшее уменьшение количества заказанных танков PzKpfw III Ausf М. Всего было построено 250 машин данной модификации, еще 165 корпусов было переоборудовано в штурмовые орудия Stug III, 100 достроено как огнеметные танки Pz.Kpfw III (F1), остальные - завершены как танки огневой поддержки Pz.Kpfw III Ausf N, вооруженные 75-мм орудием с длиной ствола 24 калибра.

    Основное отличие Ausf М от Ausf L заключалось в доработке конструкции для форсирования без подготовки водных преград глубиной до 1,4 м. Коренной переделке подверглась выхлопная система двигателя, ее сделали по типу использовавшейся на «таучпанцерах». Обе выхлопные трубы объединялись одним цилиндрическом глушителем с односторонним клапаном-подлавком; глушитель крепился в верхней части кормового бронелиста корпуса. Воздухозаборники двигателя закрывались заглушками, заглушки устанавливались вручную перед форсированием водной преграды, но могли быть сброшены дистанционно (изнутри танка) посредством специальных тяг после выхода танка на берег. При форсировании воздух к мотору подавался из боевого отделения вентиляционной системой.Танки модификации Ausf М имели и другие отличия; фары перенесены с лобового листа корпуса на крылья; танки поздних выпусков комплектовались экранами, предохраняющими башню и борта корпуса от кумулятивных боеприпасов; вместо дымопусковых устройств, расположенных на более ранних вариантах в корме корпуса, на башне монтировались встроенные блоки 90-мм дымовых гранатометов.

    С конца 1942 г. до начала 19943 г. изготовлено 250 танков PzKpfw III Ausf М, которые направлялись в строевые части, главным образом для восполнения потерь; №№ шасси 76101- 77800, хотя использовались далеко не все зарезервированные номера.
    С конца 1941 г. по весну 1943 г. всего было изготовлено 1969 танков PzKpfw III, вооруженных 50-мм пушкой с длиной ствола 60 калибров. Дальнейший выпуск «троек» не имел смысла - конструкция полностью исчерпала все резервы для усиления огневой мощи и увеличения толщины брони. Основным немецким танком окончательно стал Pz.Kpfw IV.

    Pz.III Ausf.N

    Танк огневой поддержки Pz.Kpfw III Ausf N стал последним вариантом «тройки» и серийно выпускался с конца 1942 г. по август 1943 г., когда выпуск линейных танков Pz.Kpfw III уже завершился. В данный вариант переоборудовались ранее построенные танки моделей Ausf J, L и М; после переоборудования все танки внешне становились идентичными. Вместо штатного вооружения «тройки» на Ausf N монтировалась короткоствольная 75-мм пушка с длиной ствола 24 калибра, возимый внутри танка боекомплект составлял 64 выстрела различного назначения.
    Из-за значительной массы орудия подавляющее большинство танков Pz.Kpfw III Ausf N не имело на маске пушки дополнительной брони. Танки поздних выпусков получили командирские башенки с более толстой броней и одностворчатым люком; в ходе модернизации на борта корпуса и башни устанавливались противокумулятивные экраны, а начиная с 1943 г., в заводских условиях танки стали покрывать антимагнитным составом «циммерит».

    Короткоствольные 75-мм пушки использовались на ранних модификациях танков Pz.Kpfw IV. После перевооружения «четверок» более мощными орудиями высвободилось значительное количество 75-миллиметровок с длиной ствола 24 калибра. Фугасные снаряды этого орудия имели большие разрушительный эффект по сравнению со снарядами 50-мм пушки KwK 39 L/60.
    Успех первых Ausf N, переделанных из Pz.Kpfw III Ausf J (три танка) и Ausf L (447 танков), подвигнул на принятие решения о модернизации в вариант огневой поддержки еще 213 танков Pz.Kpfw III Ausf М и 37 - из «троек» других модификаций, возвращенных на заводы для восстановления или ремонта. Всего с середины 1942 г. по август 1943 г. было изготовлено 700 танков Pz.Kpfw III Ausf N, №№ шасси 73851-77800.

    Танки огневой поддержки использовались, главным образом, в составе батальонов тяжелых танков Pz.Kpfw VI «Тигр» и в панцергренадерских дивизиях.

    "Вторая жизнь" Pz.Kpfw III Ausf.N - мишень для танкистов,на лобовой броне видны следы от минимум 6 попаданий




    БОЕВЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ НА БАЗЕ PZ.III


    Командирский танк Panzerbefehlswagen III

    В течение 1938 — 1943 годов значительная часть танков модификаций D, Е, Н, J и М была выпущена в командирском варианте — Panzerbefehlswagen.Первой машиной этого типа стал Pz.Bf.Wfe.III Ausf.Dl. Внешне он был почти неотличим от танка Ausf.D, но его башня приваривалась к корпусу, а пушка представляла собой макет из дерева и металла. Кроме того,отсутствовал курсовой пулемет. По бортам корпуса были прорезаны дополнительные смотровые щели и бойницы для стрельбы из личного оружия. По периметру крыши моторного отделения устанавливалась рамочная антенна, а на правом борту корпуса — штыревая длиной 1,4 или 2 м. Вооружение танка состояло лишь из одного пулемета MG 34, установленного в башне. Внутри машины были оборудованы рабочие места для командира, офицера связи и двух радистов (помимо них в экипаж, разумеется, входил и механик-водитель). Здесь же имелся складной столик для работы с картами. Наблюдение велось через пять смотровых щелей и стереотрубу, устанавливаемую в командирской башенке. На танках в различных комбинациях устанавливались радиостанции FuG 6, FuG 7, FuG 8 и FuG 13. В зависимости от этого имелись три варианта машин: Sd.Kfz.266, Sd.Kfz.267 и Sd.Kfz.268. С июня 1938 года по март 1939-го цеха фирмы Daimler-Benz покинули 30 танков этого типа.

    Pz.Bf.Wfe.III Ausf.E май 1940г.

    Следующая серия командирских машин из 45 единиц изготавливалась на базе танка Pz.III Ausf.E с июля 1939-го по февраль 1940-го и по конструкции ничем, кроме ходовой части, не отличалась от машин предыдущей версии.Производство командирских танков такого типа продолжалось вплоть до января 1942 года с использованием шасси Pz.III Ausf.H и Ausf.J. Было выпущено 145 и 30 единиц соответственно.
    В дальнейшем конструкция командирских танков изменилась. Их стали переоборудовать из Pz.III Ausf.J с сохранением основного вооружения — 50-мм пушки KwK 38. Демонтировался только курсовой пулемет, а боекомплект пушки сокращался до 75 выстрелов. В результате высвобождалось место для размещения трех радиостанций: FuG 5, FuG 7 и FuG 8. В дополнение к штатным приборам наблюдения на машине устанавливался перископический прибор TSF1. Такие танки выпускались двумя сериями с августа по ноябрь 1942 года (81 единица) и с мая по сентябрь 1943-го (104 единицы) и поступали в основном во вновь формируемые танковые части войск СС.

    Pz.Bf.Wfe.III Ausf.K на них устанавливалась башня от Pz.Kpfw IV,имевшие больший объем

    Последними командирскими танками стали 50 машин, изготовленных на базе Pz.III Ausf. М с декабря 1942-го по февраль 1943года. Они вооружались 50-мм пушкой KwK 39 с боекомплектом 65 выстрелов, установленной в уменьшенной маске. В остальном они были подобны машинам Pz.Bf.Wfe.Ill Ausf.J.

    Штурмовой танк Sturminfanterie-Geschutz 33
    Инициатором создания штурмового танка выступил доктор Фердинанд Порше, занимавший до 1944 года пост председателя «танковой комиссии» министерства вооружения и боеприпасов. Он предложил использовать в качестве базы шасси танка Pz. III и смонтировать на нем 150-мм тяжелое пехотное орудие sIG 33 в полностью закрытой броневой рубке. Управление вооружений отнеслось к предложению прохладно, но фирма Alkett зимой 1941 — 1942 годов взялась изготовить прототип такой САУ.
    При боевой массе в 21 т штурмовой танк имел полностью бронированную рубку с 50-мм (впоследствии усиленной до 80-мм) лобовой броней. В рубке была установлена 150-мм пехотная гаубица sIG 33 с длиной ствола в 11,4 калибра. В качестве оборонительного вооружения использовался пулемет MG34, размешенный в шаровой установке в лобовом листе рубки. Боекомплект состоял из 30 выстрелов и 600 патронов. Экипаж состоял из 5 человек.

    На четырех фото представлены Sturminfanterie-Geschutz 33 из 201-го полка 23-й танковой дивизии,населенный пункт Мариновка,недалеко от реки Миус

    Контрактом, заключенным Управлением вооружения сухопутных войск с фирмой Alkett, предусматривалось изготовление в течение 1942 года опытной серии из 12 таких машин, получивших название Sturm-lnfanterie-Geschutz 33 (StulG 33), или Sturmpanzer 33. Но производство велось медленно, во многом потому, что довольно долго новым штурмовым танкам не находилось достойного применения. Вспомнили о них только в ходе боев за Сталинград. В составе 177-го штурмового дивизиона первые 12 машин принимали участие в боях за город. Удачное бронирование САУ обеспечивало хорошую защиту экипажа и вооружения. Положительные отзывы о действиях StulG 33 в Сталинграде привели к тому, что в сентябре 1942 года началось спешное изготовление еще 12 таких машин. Но в Сталинград они уже не попали и весной 1943 года были отправлены в 22-ю танковую дивизию группы армий «Юг».

    Огнеметный танк Flammpanzer III

    В октябре 1942 года Служба вооружений приняла решение о выпуске партии огнеметных танков на базе Pz.HI. В соответствии с этим решением фирма MIAG передала 100 машин модификации М без вооружения фирме Wfegmann AG для переоборудования их в огнеметные. Фирма Wfegmann имела уже достаточный опыт таких работ, накопленный при переоборудовании в огнеметные танков Pz.II и трофейных французских танков В1bis.
    Вместо пушки в башне Pz.IIl устанавливалась стальная труба длиной 1,5 м, являвшаяся защитным кожухом для 14-мм брандспойта. Рабочее давление в стволе, достигавшее 15 Мпа, создавалось с помощью вспомогательного двухтактного двигателя DKW мощностью 3 л.с. Перед стрельбой оба бака с огнесмесью общей емкостью по 1000 л в течение 5 мин. нагревались горячей водой, поступавшей из системы охлаждения двигателя танка. Расход огнесмеси составлял 8 л/мин, что позволяло производить 125 односекундных выстрелов или до 80 двухсекундных. Дальность стрельбы достигала 55 м. Углы наведения огнемета по вертикали колебались в пределах от —8° до +20°, по горизонтали — 360°. Вспомогательным вооружением являлись два пулемета MG 34, установленные на своих штатных местах. Их боекомплект состоял из 3750 патронов. Экипаж танка Pz.III(Fl) состоял из трех человек — командира, он же стрелок-огнеметчик, стрелка-радиста и механика-водителя. Масса танка достигала 23 т.
    Заказ на изготовление огнеметных танков был выполнен к апрелю 1943 года. Большинство машин отправили на Восточный фронт.

    Огнеметный танк Flammpanzer III

    Машина артиллерийских наблюдателей Panzerbeobachtungswagen III
    В период с февраля 1943 по апрель 1944 года 262 танка Pz.III модификаций Е — G были переоборудованы в машины передовых артиллерийских наблюдателей — Panzer-beobachtungswagen III (Sd.Kfz. 143), предназначенных для частей самоходной артиллерии.
    Танки получили 30-мм дополнительный броневой лист в лобовой части корпуса, при этом амбразура пулемета заделывалась. В новой маскустановке на месте пушки был смонтирован пулемет MG 34. Правее него к бронировке маски приваривалась стальная труба — имитация орудия. Машина оснащалась радиостанциями FuG 8 и FuG 4. В башне устанавливался прибор наблюдения TBF 2.

    Танк подводного хода Tauchpanzer III
    В ходе подготовки к высадке на Британс-кие острова (операция Seelove — «Морской лев») 168 танков Pz.III Ausf.F, G и Н и несколько командирских Pz.Bf.Wg.Ill Ausf.E были оснащены оборудованием подводного хода.
    Все люки и щели в башне и корпусе танка подверглись герметизации с помощью разного рода резиновых прокладок и чехлов, а также битумной замазки. Воздух в танк подавался через резиновый рукав длиной 18 м и диаметром 200 мм. На конце рукава крепился поплавок, удерживавший его на поверхности воды. К этому же поплавку крепилась радиоантенна. Для откачки воды, которая могла бы поступать в танк, был установлен дополнительный водооткачивающий насос. При движении под водой двигатель танка охлаждался морской водой. Члены экипажа имели в своем распоряжении индивидуальные дыхательные средства, заимствованные у подводников. Переоборудованные таким образом танки, получившие название Tauchpanzer III, должны были доставляться к английскому берегу на специальных баржах, а затем опускаться в воду на 15-м глубину с помощью крана. Для выдерживания направления движения под водой предназначался гирокомпас. Кроме того, корректировка направления могла осуществляться по радио с поверхности моря.

    Из танков подводного хода Pz.IIl и Pz.IV и плавающих танков Pz.II сформировали 18-й танковый полк, развернутый в 1941 году в бригаду, а затем — в 18-ю танковую дивизию. Часть машин поступила на вооружение 6-го танкового полка 3-й танковой дивизии. Эти части проходили подготовку на полигоне Миловицы в Протекторате Чехии и Моравии. Поскольку высадка на берега «Туманного Альбиона» не состоялась Tauchpanzer III перебросили на восток. В первые часы операции «Барбаросса» эти танки по дну форсировали Западный Буг. В дальнейшем они использовались как обычные танки.
    Еще раз применить эти машины по назначению планировалось при подготовке десантной операции на Мальту. Но и эта операция не состоялась.

    БРЭМ и другие машины
    К концу 1943 года началось интенсивное переоборудование линейных танков Pz.III в различные машины технической помощи.В частности часть танков переоборудовали в БРЭМ Bergepanzer III. При этом вместо башни монтировался кран грузоподъемностью до 1 т и деревянная грузовая платформа. Из штатного вооружения сохранялся только курсовой пулемет MG 34. Прототип такой машины испытывался в марте
    1944 года на Куммерсдорфском полигоне, после чего последовал заказ на 240 БРЭМ. Правда, с апреля 1944 по март 1945 года заводские цеха покинули только 176 машин этого типа. Они поступали, главным образом, в части самоходной артиллерии оснащенные штурмовыми орудиями StuG III.
    Одну машину оснастили специальным якорем больших размеров, с помощью которого БРЭМ могла «зацепиться» за грунт. После этого ее лебедкой можно было вытащить застрявшую машину массой до 15 т. Якорь перевозился за БРЭМ на специальном прицепе.

    В 1943 году небольшое число Pz.III Ausf.L и М переоборудовали в инженерные машины. Башни снимались, а на их месте монтировалось различное оборудование и крепления для перевозки двух малых штурмовых мостов. Некоторое количество Pz.III ранних выпусков (модификации Е и G) переделали в подвозчики боеприпасов Munitions-slepper III и артиллерийские тягачи.
    Следует отметить, что значительное число высвободившихся в результате переоборудования танковых башен было установлено в качестве огневых точек на различных фортификационных сооружениях, в частности на «Атлантическом валу» и в Италии на «Линии готов». Только в 1944 году на эти цели пошло 110 башен.
    В 1945 году начались работы по оснащению шасси танков Pz.III башнями ЗСУ Wirbelwind или Ostwind. Было заказано 90 машин, но ни одна так и не была выпущена.
    Из стадии опытного образца не вышел и специальный танк-тральщик Minenraum-panzer III. Эта машина имела ходовую часть особой конструкции с мощной системой амортизации, позволявшей выдерживать взрывы мин. Кроме того танк оборудовался и катковым минным тралом.

    Говоря об опытных образцах, необходимо упомянуть боевую машину, которая разрабатывалась на замену Pz.III. Задание на проектирование нового танка 20-тонного класса в мае 1938 года получила фирма Daimler-Benz.
    Зимой 1939—1940 годов был изготовлен прототип танка VK 2001(DB), оснащенный дизелем Daimler-Benz МВ809 мощностью 400 л.с. В качестве альтернативы ему предлагался, впрочем, и карбюраторный Maybach HL190 той же мощности. В 1941 году работы над новым танком были свернуты в пользу интенсивного проектирования более тяжелых машин.

    «Композитный» танк Pz.Kpfw III/IV.
    К сентябрю 1941 г. обстановка сложилась таким образом, что Pz.Kpfw III и Pz.Kpfw IV стали играть в бою схожие роли. Наличие двух различных танков для решения одинаковых тактических задач затрудняло снабжение линейных подразделений запасными частями и расходными материалами. Попыткой стандартизировать хотя бы часть узлов и агрегатов двух танков стал «композитный танк» Pz.Kpfw III/IV. Было построено несколько прототипов. Особенностью «композитного танка» являлась ходовая часть, включавшая по шесть опорных катков большого диаметра на борт. Разработка Pz.Kpfw III/IV велась в инициативном порядке и окончательно была прекращена в 1944 г. Построенный прототип использовался для испытаний различного оборудования и тренировок солдат-истребителей танков.


    Ещё фото и схемы(для прочтения описания к ним кликните на него для увеличенного просмотра):



    Источники материалов и фото:
    Михаил Барятинский PANZER III СТАЛЬНОЙ СИМВОЛ БЛИЦКРИГА Москва «Яуза» «Коллекция» «Эксмо» 2008
    ОСНОВНОЙ ТАНК PANZERWAFFE часть 2-3 ВОЕННО ТЕХНИЧЕСКАЯ СЕРИЯ №97-98

    P.S.Продолжение следует.....
    Категория: Средние танки | Добавил: sherhhan (01.07.2012) | Автор: Дмитрий Гинзбург E
    Просмотров: 2854 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • GB © 2017 Создать бесплатный сайт с uCoz