Батальон диких танкистов "Германские варвары" Пятница, 19.04.2024, 16:37
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Состав батальона
  • bandidos
  • Yurik13
  • satrap1978
  • STALIN92
  • Musyaka
  • Formix
  • Spirit_War
  • KirGiz
  • Aleksashka
  • dave135
  • Love_horses
  • Gi0X
  • timmi6426
  • creckadrenalin
  • 30russia
  • sherhhan
  • branden
  • valvalval
  • vladis760
  • WifaTank
  • Quest91
  • eqi9ym
  • glendic
  • menberg
  • baron1969
  • M_a_k_s_i_m_u_s
  • lis_andrey
  • steaaler
  • Ilyxa007
  • eagle2450
  • curren
  • nerevin_e1
  • tjuri
  • Nice_Girl_1
  • Pustun88
  • MegaOverkill
  • Germanskiy_Varvar

  • Категории раздела
    Обо всем [0]
    Все что не касается танков
    Танки [5]
    Все о танках
    Смешные истории о танках [1]
    Приколы и смешные рассказы о танках
    Легкие танки [18]
    Все о легких танках
    Средние танки [11]
    Все о средних танках
    Тяжелые танки [10]
    Все о тяжелых танках
    ПТ-САУ [4]
    Все о ПТ-САУ
    Арт-САУ [5]
    Все об Арт-САУ

    Мини-чат

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Форма входа

    Счетчик посещений
    web counter


    Главная » Статьи » ПТ-САУ

    Танки второго уровня Немецкого дерева развития(часть 4)
    И снова здравствуйте,дорогие читатели. Вы уже заждались заключительной статьи по немецкой технике 2го уровня. Ваши ожидания не были напрасны. Прошу прощения за долгие сроки выхода статьи,надеюсь что в дальнейшем,они будут выходит как и прежде 1-2 раза в неделю.
    Итак,сегодня я вам предлагаю рассказ о маленьком,но от этого не менее ужасном "истребителе танков",известного вам под названием "Panzerjager I". Этот зверек стал по сути прародителем всех последующих немецких противотанковых САУ и штурмовых орудий.

    Официальное обозначение: 4.7cm Pak(t) Sfl auf Panzerkampfwagen I Ausf.B
    Альтернативное обозначение: Panzerjager I
    Год постройки первого прототипа: 1940
    Стадия завершения работ: серийно выпускался в 1940-1941 гг.

    История создания и описание конструкции.
    А все началось с банальности,наличие у армий вероятных противников значительного количества танков вынуждало руководство вермахта позаботиться о создании эффективных средств противотанковой обороны. Артиллерия на конной тяге уже с начала 30-х гг. оценивалась как слишком тяжеловесная и медлительная. Конная упряжка представляла собой легко поражаемую цель и затрудняла передвижение орудий на поле боя. Артиллерия на механической тяге была более подвижна, но в качестве оптимального решения рассматривалось орудие на самоходном гусеничном шасси.

    К октябрю 1938 года, когда Германия открыто заявила о своих территориальных притязаниях, наличие в боевых частях легких танков (а по сути, танкеток с башнями) Pz.Kpfw.I рассматривалось как вынужденная мера. Вермахт пытался как можно скорее вывести эти слабо бронированные боевые машины из частей первой линии, но выпуск новых танков Pz.III и Pz.IV проходил с большими задержками.
    Нельзя сказать, что работы по модернизации Pz.I не проводились – достаточно вспомнить проект VK1801\VK1802 с новой ходовой частью (с торсионной подвеской) и обновленным корпусом. За усиление брони, которая в лобовой части корпуса доходила до 80 мм, пришлось пожертвовать ходовыми качествами. Однако всё это стало "лебединой песней” устаревшего танка, поскольку резервы по его улучшению на этом полностью исчерпались.
    На момент объявления войны с Польшей в эксплуатации находилось около 1000 танков Pz.I, многие из которых использовались в качестве учебных. Чтобы продлить жизнь этой конструкции был найден вполне уместный выход – создать на танковом шасси самоходную установку. Решением этого вопроса занялась фирма Alkett, которая в начале 1939 года предложила сразу три варианта самоходки:

    - зенитная САУ оснащенная 20-мм пушкой FlaK 38;
    - противотанковая САУ оснащенная 37-мм пушкой PaK35\36;
    - САУ огневой поддержки пехоты, оснащенная 75-мм короткоствольным полевым орудием LelG18.

    Судьба этих проектов сложилась следующим образом.
    Вариант с установкой 20-мм зенитки был признан приемлемым, но по конъюнктурным причинам постройка ЗСУ, впоследствии получившей неофициальное название Flakpanzer, задержалась до весны 1941 г. Всего было изготовлено 24 самоходки, которые поступили в распоряжение 614-го моторизованного зенитного батальона и активно использовались в боях на Восточном фронте в течении 1942-1943 гг.
    Проект противотанковой самоходки с 37-мм орудием был отвергнут по весьма прозаической причине – шасси Pz.I не выдерживало отдачи при выстреле. Без использования специальных сошников мог деформироваться направляющий каток, опущенный на землю.
    Самоходное 75-мм орудие огневой поддержки также не получило одобрения. Подобные работы уже велись фирмой Daimler-Benz с использованием более мощного шасси от среднего танка Pz.Kpfw.III Ausf.B и впоследствии привели к созданию знаменитой StuG III, которая прошла почти всю войну.

    Казалось бы, участь Pz.I предрешена, однако нашелся ещё один вариант. Дело в том, что после оккупации Чехии в руки немецкой армии попало несколько сотен противотанковых пушек калибра 37-мм и 47-мм. Очень хорошими показателями обладала как раз 47-мм пушка Skoda A5, которая в армии Чехословакии получила индекс 4.7 cm KPUV vz.38. Аббревиатура KPUV расшифровывалась как "kanon proti utocne vozbe” – то есть, противотанковая пушка. Это орудие было разработано на основе вариантов А3 и А4, но обладало более высокими показателями по бронепробиваемости. Так, бронебойный снаряд массой 1,65 кг имел начальную скорость порядка 775 м\с и на дистанции до 1500 метров мог пробивать вертикально установленный лист брони толщиной 40 мм. Фактически это означало, что в 1938-1939 гг. единственным серийным танком, броня которого могла выдержать обстрел из этого орудия, был французский FCM 2C (и то, лишь при обстреле лобовой части корпуса).
    В то же время, пушка Skoda A5 обладала критически низкой мобильностью. В "наследство” от модели Skoda А3 (3.7cm KPUV vz.37) её достался лафет оснащенный тележкой с деревянными колесами, поэтому максимальная скорость транспортировки не превышала 15 км/ч (!). Не удивительно, что приняв Skoda A5 на вооружение под новым обозначением 4.7cm PaK(t), вермахт поставил эти ПТО на временное хранение. В дальнейшем предполагалось использовать их в стационарном варианте на "Линии Зигфрида” и других укрепленных районах. Часть орудий получили новые подрессоренные тележки, но всё это были полумеры.

    Зимой 1940 года немецкая фирма Alkett получила заказ на проектирование САУ с применением чешской противотанковой пушки и шасси легких танков Pz-I или Pz-II. К этому моменту инженерами компании уже был создан проект противотанковой САУ с 37-мм пушкой на базе легкого танка Pz-I Ausf.A. Однако этот танк оказался непригоден для переделки под новое орудие – при стрельбе без использования специальных упоров у танка просто разбивало ленивец. Поэтому орудие смонтировали на шасси танка Pz-I Ausf.B, установив его в открытую сверху и сзади бронерубку. Максимальная толщина ее брони составляла 14,5 мм. Горизонтальные углы наведения орудия равнялись ±17.5 градусам, вертикальные составляли от -8 до +12 градусов. Штатное стрелковое вооружение отсутствовало и экипажу САУ, в случае атаки пехоты противника, приходилось рассчитывать только на личное оружие.
    Боекомплект составил 86 выстрелов, причем в начале карьеры активно использовались штатные снаряды чехословацкого или австрийского производства. Как правило, соотношение бронебойных снарядов к осколочно-фугасным было 50/50, но в дальнейшем доля противотанковых боеприпасов несколько увеличилась.

    В качестве базового варианта шасси была выбрана модификации Pz.Kpfw.I Ausf.B. В ней сохранялась схема с пятью опорными катками и четырьмя поддерживающими роликами на каждый борт. Ведущие колеса находились спереди, направляющие – сзади. Гусеница мелкозвенчатая, двухгребневая, шириной 280 мм.
    Корпус самоходного орудия также полностью перешел от танка. Он имел сварную конструкцию и катаных листов хромо никелевой стали толщиной от 6 до 13 мм. В носовой части корпуса размещалась трансмиссия и отделение управления. Среднюю часть занимал боевой отсек, заднюю – моторное отделение. Машина оборудовалась штатной радиостанцией Fu 2 или Fu 5.
    На САУ устанавливался 6-цилиндровый бензиновый двигатель Maybach NR38TR мощностью 100 л.с. и рабочим объёмом 3791 см.куб. Ёмкости двух бензобаков на 146 литров хватало на 140 км движения по твердому грунту или на 95 км по местности. Трансмиссия состояла из карданной передачи двухдискового главного фрикциона сухого трения, коробки передач, механизма поворота, бортовых фрикционов, передач и тормозов.


    Panzerjager-I, первая версия с тесной рубкой


    Первый прототип противотанкового самоходного орудия на шасси Pz.I фирма Alkett построила в январе 1940 г. и к июню в действующую армию поступило 120 САУ и ещё 12 числились в резерве. Нужное количество шасси поставила фирма Daimler-Benz, которая проводила их капитальный ремонт, в то время как окончательная сборка проводилась на предприятии Alkett. В вермахте самоходка получила официальное обозначение 4.7cm Pak(t) Sfl auf Pz.Kpfw.I Ausf.B. Есть его альтернативный вариант - Selbstfahrlafette mit 4,7-cm-Pak(t) auf Fahrgestell des Panzer I и армейский "сквозной" индекс Sd.Kfz.101 ohne Turm. Впрочем, сейчас эта боевая машина более известна как Panzerjager I.

    Приказ о перевооружении 16 самоходных противотанковых батальонов (Pz.Jaeg.Abt.521 – 616) новыми машинами был подписан 3 марта 1940 года, но фактически выполнить его в полном объёме не удалось.Начальник генерального штаба вермахта Франц Гальдер оставил по поводу данной САУ следующую запись: «47-мм орудия: 132 самоходные установки (47-мм орудия «Шкода»). Из них 120 переданы танковым дивизиям; 12 остаются в резерве. Тем самым танковые дивизии получают в свои противотанковые дивизионы по 1 роте противотанковых самоходных орудий». Первоначальный заказ составлял именно 132 САУ (из них 2 прототипа). Тогда же САУ Panzerjager I были официально приняты на вооружение немецкой армии. В скором времени к ним присоединились Pz.Jaeg.Abt.(mot S)643 и Pz.Jaeg.Abt.(mot S)670, которые раньше были вооружены буксируемыми ПТО, - эти подразделения получили по 27 машин. Приказом командования танковых сил 26 марта 1940 года, для ускорения процесса обучения экипажей, в Вюндсдорфе был сформирован учебный полк Pz.Jaeg.Ersatzkp.(Sfl.). Предполагалось, что боевая готовность противотанковых подразделений будет достигнута к 15 апреля 1940 г.

    Организационно батальоны находились в подчинении командования танковых дивизий. Основной боевой единицей батальона являлась рота, состоящая из трех взводов. Именно роте предстояло быть главным "инструментом” в уничтожении вражеской бронетехники, так как разрозненное использование взводов допускалось в исключительных случаях.
    В состав взвода входило три "линейных” Panzerjager, пулеметный расчет и Krad (полугусеничный мотоцикл). Рота, в свою очередь, состоял из трех взводов самоходных орудий, боевого обоза и обоза материального обеспечения. Таким образом, штатное расписание батальона включала три роты САУ, один командирский танк Pz.Kpfw.Ib и отделение материального обеспечения.
    В наставлении о боевом применении экипажам самоходных орудий Panzerjager I предписывалось атаковать противника с флангов и с тыла, а в случае огневого превосходства вражеских танков использовать скорость и высокую подвижность своих машин для смены позиций. На марше, когда САУ находились в составе танковой дивизии, Panzerjager ставилась задача по прикрытию флангов и тыла колонны. Предусматривалось также, что в отдельных случаях допускается применение самоходок в боевых порядках пехоты. Кроме борьбы с бронетехникой противника Panzerjager I можно было использовать для разрушения долговременных полевых укреплений.


    Боевое применение.
    Вопреки распространенному в нашей литературе мнению Panzerjager принимали очень ограниченное участие в военных кампаниях 1940-1941 гг. В ходе вторжения во Францию и страны Бенилюкса в составе ударной группировки немецких войск находилось всего четыре истребительно-противотанковых батальона типа Pz.Abt.(mos T). Один из них был придан группе Клейста и участвовал в боевых действиях с 10 мая 1940 г. Три других, с номерами 616, 643 и 670, вводились в бои по мере достижения боевой готовности.
    Как утверждалось в донесении 18-й пехотной дивизии самоходки Panzerjager I проявили себя с хорошей стороны, уничтожив несколько танков противника и разрушая строения в населенных пунктах "производя деморализующее действие на противника”. Однако этот хвалебный отзыв имел и другую сторону, не указанный в донесении.
    Переучивание экипажей Pz.Jaeg.Abt.643, вступивших в битву за Францию, велось ускоренными темпами в период с 15 апреля по 13 мая 1940 года, к тому же расстояние между отдельными подразделениями составляло 20 км. За это время механики-водители успели получить только базовые знания по вождению боевых машин, эксплуатации и ремонту. Боевых стрельб было всего две, и то, на уровне взводов – ротные и батальонные стрельбы не проводились. По мнению командира батальона его подразделение было тогда не готово к боевых действиям. Прибыв во Францию самоходки совершили несколько продолжительных маршей. Сразу же выяснилось, что держать постоянную скорость движения выше 30 км/ч невозможно из-за низкой надежности шасси. Примерно каждые 20 км (т.е. полчаса) приходилось останавливаться, проводить осмотр техники и при необходимости проводить текущий ремонт или менять смазку. В дальнейшем "разовый” пробег удалось увеличить до 30 км, но при отсутствии сменных водителей по холмистой местности удавалось пройти только 120 км в сутки. При наличии хороших дорог этот показатель составил 150 км. В ходе маршей бывали ситуации, когда самоходки не могли продолжать движение из-за поломки и вынуждены были догонять свои подразделения после ремонта. В связи с этим имел место следующий интересный случай. Отстав на марше один из Panzerjager смог присоединиться к приписанному подразделению лишь спустя 8(!) дней, поскольку за это время батальон несколько раз менял дислокацию. Достаточно сказать, что за 4 дня он пять раз переходил из подчинения одной дивизии к другой.
    В боевых условиях Panzerjager I зарекомендовали себя весьма неплохо. С французскими средними танками, толщина бронирования которых не превышала 40-50 мм, пушка А5 справлялась на дистанциях 500, максимум – 600, метров. При ведении стрельбы по ходовой части танков или при обстреле амбразур ДОТов положительного эффекта удавалось достичь на дистанциях до 1000 метров. На завершающем этапе кампании противотанковые самоходки неплохо показали себя при отражении танковых атак - 29 мая отделение 642-го батальона, прикрывая действия танков Pz.35(t) из 11-й танковой дивизии, подбило четыре французских SOMUA S35 без собственных потерь.
    В качестве недостатков отмечался плохой обзор, стесненность работы в боевом отделении, большую высоту машины и недостаточную защищенность экипажа САУ. В результате, использовать Panzerjager I в уличных боях или на открытой местности было крайне затруднительно. Особо указывалось, что часто практикуемое командирами самоходок выглядывание за край щита грозит фатальными последствиями. Бронирование было признано крайне слабым. Лобовые бронелисты свободно пробивались не только 25-мм французскими ПТО, но и пулями винтовочного калибра! Кроме того, при попадании снаряда образуется масса вторичных осколков, поражающих экипаж и агрегаты машины.

    Panzerjager-I, бои во Франции


    После успешной кампании на Западном фронте осенью 1940 года были проведены дополнительные полигонные стрельбы по трофейным "рено”, "гочкиссам” и "сомуа”, в ходе которых табличные значения бронепробиваемости орудия А5 были подвергнуты сомнению. Французская наклонная броня пробивалась далеко не всегда – для этого требовалось подпустить танки на предельную дистанцию, где их 37-мм пушки могли запросто уничтожить самоходку. Эффективность действия чехословацкого орудия удалось существенно поднять лишь после появления подкалиберного снаряда, который ввели в боекомплект к концу 1940 г. Параллельно провели текущий ремонт самоходок и их модернизацию, которая заключалась в установке новых, более просторных, сварных рубок.

    19 сентября 1940 года, после проведенных доработок, вермахт выдал заказ ещё на 70 шасси Schutzshcilden fuer LaS-47 для противотанковых самоходных орудий. Возможно, заказ мог быть более объёмным, но к этому времени количество пригодных для переделок шасси сильно сократилось. На этот раз основным производством 47-мм САУ занималось предприятие Klekner-Humboldt-Deutche AG, где было собрано 60 машин. Остальные 10 выпустила фирма Alkett, которая тогда была сильно загружена заказами на штурмовые САУ. По месяцам поставки Panzerjager I второй партии распределились следующим образом: декабрь – 10, январь – 30, февраль – 30.

    В сентябре-октябре 1940 года был сформирован пятый батальон, получивший номер Pz.Jaeg.Abt.529. Следом, 28 октября, началось перевооружение 605-го батальона, а 15 апреля 9 самоходок направили в состав 12-й отдельной роты 900-й учебной бригады. Впоследствии эта бригада была переброшена на Восточный фронт.
    В сентябре 1941 года появился отдельный противотанковый батальон в составе моторизованной бригады SS "Адольф Гитлер" (SS-Panzer-Division Leibstandarte-SS Adolf Hitler или сокращенно LSSAH), которая 15 марта получила первые девять Panzerjager I. Личный состав этого подразделения набирался из 14-й роты противотанковой артиллерии. Всего LSSAH имел в своём составе две противотанковые роты с номерами 3 и 5 (18 машин). Первоначально самоходки базировались в пригороде Меца, но к 20 марта их перебросили в болгарский город Сливница в рамках подготовки вторжения в Грецию.
    Самоходные орудия Panzerjager I собирались использовать и при вторжении на Британские острова. В рамках подготовки к операции "Seelowe" проводились учения с погрузкой и выгрузкой САУ с кораблей. Для вторжения готовили наиболее боеспособные подразделения (521-й, 643-й и 670-й батальоны), но высадка так и не состоялась.
    Менее активно, чем на Западном фронте, прошла операция по захвату Югославии. Действовавшая здесь 5-я рота самоходок 9-го апреля пересекла югославскую границу, разгромив наблюдательный пункт противника у ж/д станции Битоль. Затем самоходки двинулись на Охриды с задачей соединиться с итальянскими войсками. За всё время кампании экипажи Panzerjager I не имели ни одной встречи с танками. Главным образом самоходки использовались для подавления очагов сопротивления, как например у греческого города Клиди,захватить который удалось только после затяжного штурма. В общем, кка противотанковое средство Panzerjager I здесь себя проявить не удалось.

    Впервые по-настоящему "понюхать пороха” экипажам Panzerjager довелось в ходе начального этапа кампании на Восточном фронте. На 22 июня 1941 года вермахт располагал 11 батальонами противотанковых САУ на шасси Pz.I. Из них в первой линии находились:

    521-й, 529-й и 643-й батальоны в составе группы армий "Центр”
    616-й батальон в составе группы армий "Север” (Норвегия)
    670-й батальон в составе группы армий "Юг” (резерв 1-й танковой группы)
    605-й батальон – находился в распоряжении 5-й легкой дивизии отправленной в Северную Африку.

    В целом, противотанковые самоходные орудия действовали успешно. Согласно донесениям командира 529-го батальона (27 Panzerjager и 4 танка Pz.I) к 27 июля безвозвратные потери составили всего 4 самоходки, но все танки находились в небоеспособном состоянии. По мере продвижения вглубь СССР батальон лишился 40% первоначального состава – на 23 ноября из 16 самоходок только 14 могли участвовать в боях, о наличии танков не сообщается.
    Летом 1941 года удалось отличиться и 3-й и 5-й ротам, действовавших теперь с составе тяжелого батальона LSSAH. В приграничных сражения с советским 34-м мехкорпусом самоходки добились немалых успехов. В частности, 12-го июля у н/п Хенрикув роте Panzerjager I удалось подбить шесть советских танков без потерь со своей стороны. Далее противотанковые самоходки успешно действовали против укреплений на "Линии Сталина" в центральной части Беларуси (11-15 июля), а во время боёв за Херсон подразделения Panzerjager I сражались с кораблями Днепровской флотилии. В период с 29 сентября по 2 октября батальон SS оборонял позиции под Перекопом, поддерживая действия 46-й пехотной дивизии. Весной 1942 года устаревшие Panzerjager I начали постепенно заменять на Marder II, но по штату от 5 июля дивизия ещё располагала двумя ротами 47-мм САУ. В дальнейшем противотанковые подразделения LSSAH были переброшены во Францию, где 19 августа 1942 года приняли участие в отражении "пробной" высадки союзников под Дьеппом.
    Низкие потери в подразделениях укомплектованными самоходками Panzerjager объяснялись грамотным их применением. Чаще всего САУ действовали из засад, либо использовались при обороне из укрытий, что существенно снижало риск их уничтожения. Прямых столкновений с советскими танками немцы старались всячески избежать, ведь 45-мм орудия даже не самых новых Т-26 или БТ-5 свободно пробивали броню САУ с любой дистанции. В подобную ситуацию попала рота 529-го батальона действовавшая под Рогачевом. Советские танки открыли огонь из 45-мм пушек с расстояния 1200 метров, подбив 5 из 10 самоходок, причем только две из них удалось потом отремонтировать.

    Встреча с новыми советскими танками тоже не стали большой неожиданностью для немцев. Каким бы ни был рациональным наклон лобовых и бортовых бронелистов "тридцатьчетверки” их прочность имела предел. Уже в июне 1941 года отмечались случаи, когда 45-мм бортовой лист пробивался из 37-мм ПТО, так что у пушек Skoda A5 было немало шансов одолеть броню советского среднего танка. Впрочем, воздействие на броню советских танков (прежде всего, Т-34 и КВ) вольфрам-молибденового сердечника подкалиберного снаряда оказалось недостаточным. В ряде случаев "болванка” пробивала борт советского танка и, раскалываясь на 2-3 куска, просто падала на пол танка. Иногда получались "патовые” ситуации, когда высокая точность стрельбы сводилась к нулю низкой пробивной способностью стандартных боеприпасов. Если же экипаж советского танка успевал вовремя заметить противника у Panzerjager почти не было шансов спастись. Приведем два таких эпизода.

    27 августа в бою под Яассами самоходке из 521-го батальона была поставлена задача прикрыть пехотные подразделения. Появившийся в поле зрения одинокий Т-34 привлек внимание сразу трех немецких офицеров, которые стали давать командиру САУ противоречивые указания. Вместо того, чтобы открыть огонь по противнику командир растерялся и неверно оценил ситуацию – в итоге Panzerjager получил снаряд в борт и был уничтожен, хотя командир советского танка вначале даже не заметил самоходку.
    30 августа, к северу от Воронежа, одна из самоходок того же батальона была внезапно атакована танком БТ. Водитель своевременно отреагировал и переключился на задний ход, что дало возможность командиру сделать два прицельных выстрела. Танк загорелся уже после первого попадания (командир и заряжающий сразу покинули поврежденную машину), но продолжил движение и таранным ударом уничтожил самоходку.
    В то же время, обстрел из 47-мм противотанковых орудий ДОТов и блиндажей производил деморализующий характер на противника, что уже имело место во Франции. В этом плане самоходчикам удалось отличиться на участке фронта на р.Березина. В некоторых боевых эпизодах Panzerjager действовали в первой волне атакующей пехоты, но только в случае полного отсутствия советской ПТО или танков.

    Panzerjager-I, бои в Ростове-на-Дону, осень 1941 года, на заднем плане горит гостиница "Дон"

    Были и другие, не менее неприятные замечания. Прежде всего, отметили слабость ходовой части Panzerjager, которая сразу дала о себе знать в период осенней распутицы. Обладавшие невысокой подвижностью по местности самоходки часто застревали на русских грунтовых дорогах. Также, повышенные эксплуатационные нагрузки приводили к частым поломкам трансмиссии и КПП. Эта неприятная особенность была отмечена ещё в феврале 1940 г., когда началась сборка первых Panzerjager. Тогда генерал Гальдер вполне резонно заметил, что данные САУ смогут действовать на фронте только при обязательной поддержке со стороны ремонтных частей. Помимо этого, надежность радиостанций Fu5 оказалась крайне низкой. Аккумуляторные батареи быстро разряжались, крепления были неудачными, мощности передатчика явно не хватало для обеспечения требуемой дальности связи.
    По мере поступления новой техники самоходные орудия Panzerjager начали постепенно отводить в тыл, хотя потери тоже оказались немаленькими. Например, на 5 мая 1942 года в составе 521-го батальона осталось всего три САУ и три танка Pz.I. Примерно в этот же период 670-й батальон располагал одной ротой Panzerjager и двумя ротами Marder. До конца 1942 года дожили лишь машины, находившиеся в составе 616-го (формально всё ещё состоявшего из трех рот Panzerjager) и 529-го батальона (две роты Panzerjager).
    Последние данные о наличии Panzerjager I на Восточном фронте относятся к началу 1943 года. К этому времени по 12 машин числилось в составе 3-й роты 197-го батальона и 237-й роты 237-й пехотной дивизии. Кроме того, несколько 47-мм самоходок на шасси Pz.I ещё оставалось в составе 155-й роты и 232-й роты истребителей танков.

    Вояж в Северную Африку обернулся не менее дорого. В период с 18 по 21 марта 1941 года батальон в полном составе был переброшен в Ливию. Несколько машин было потеряно в июне и для восполнения потерь из Германии отправили ещё пять Panzerjager. До пункта назначения удалось добраться только троим, поскольку две самоходки пошли на дно вместе с транспортом "Castellon”.
    Особо эффективными 47-мм орудия Panzerjager оказались против крейсерских танков. Лобовая броня британских машин толщиной не более 30 мм свободно пробивалась даже стандартными боеприпасами на любых дистанциях. С пехотными танками "Matilda II” было несколько сложнее. Лобовая и бортовая броня этих машин, толщиной 60-77 мм, с расстояния 600-800 метров не пробивалась стандартным типом снаряда, но при этом образовывалось множество вторичных осколков. При использовании подкалиберного боеприпаса удавалось достичь заметно лучших показателей. В апреле 1941 года, во время боёв на перевале Хальфая, отделение Panzerjager подбило девять танков, включая несколько "Matilda II”, при помощи снарядов с вольфрамовыми сердечниками.

    Panzerjager-I в Африке

    С августа 605-й батальон был переведен в резерв Afrika Korps, но с октября противотанковые самоходки включили в состав дивизии особого назначения под командованием М.Зюммерманна. По состоянию на 18 ноября в батальоне числилась 21 САУ.
    К началу операции "Crusader” (27 ноября 1941 г.) в составе 605-го батальона имелись все 27 штатных машин. В течении следующих двух месяцев было потеряно 13 самоходок, три из которых удалось отремонтировать к концу мая. Пока война была в позиционной стадии численность самоходных орудий Panzerjager практически не менялась. Однако перед контрнаступлением британской армии под Эль-Алемейном, которое началось 23 октября 1942 года, вермахт располагал всего 11 машинами этого типа. Противотанковые самоходки воевали вплоть до дня капитуляции Afrika Korps и впоследствии несколько Panzerjager I стали трофеями союзников.

    Отзывы по боевому использованию во Франции

    Во французской кампании приняли участие 4 истребительно-противотанковых батальона. Один из них был придан танковой группе Клейста с первого дня кампании, то есть с 10 мая 1940 года, три других батальона 616, 643 и 670 втягивались в сражения по мере своей боеготовности. В боевом донесении 18-й пехотной дивизии, боевые действия новых истребителей танков были оценены, как успешные. Новые ПТ-САУ отменно боролись с бронетехникой противника, а также были эффективны при разрушении строений в населенных пунктах, оказывая на солдат противника деморализующее действие.

    Командир 643 истребительно-противотанкового батальона, который имел на его подготовку всего месяц, обобщил свои наблюдения от применения данных боевых машин:

    Движение на марше

    Совместные с пехотой марши привели к тому, что машины часто выходили из строя. Особенно часто отмечались поломки, связанные с выходом из строя дифференциалов и сцепления. Совместные марши с танковыми частями приводили точно к таким же деструктивным результатам. Перетяжеленный и отличающийся повышенной шумностью Panzerjager-I не в состоянии поддерживать одинаковый с танками темп движения.

    На марше САУ не способно держать скорость более 30 км/ч, также каждые полчаса в первые 20 км. марша необходимо делать остановки, для того чтобы охладить двигатель машины, а также провести осмотр, при необходимости выполнить мелкий ремонт и смазку. В дальнейшем остановки необходимо совершать через каждые 30 километров. Из-за отсутствия сменных механиков-водителей, протяженность дневного марша по холмистой местности не превышает 120 км., по хорошим дорогам – не более 150 км. Протяженность марша в ночное время суток с включенными фарами очень сильно зависит от степени естественной освещенности и погодных условий.
    Эффективность истребителей танков 4,7 cm Рак (t)

    Противотанковая самохода показала себя достаточно эффективной при борьбе с техникой, бронирование которой не превышало 40-50 мм. на дистанциях не более полкилометра, максимум 600 метров. На дистанциях до 1 километра противотанковое орудие может выводить из строя гусеницы танков, которые повреждаются прямыми попаданиями или рикошетами. Также ПТ-САУ в состоянии эффективно поражать пулеметные гнезда противника на дистанциях до 1 километра, на больших дистанциях поражение мелкоразмерных целей существенно затруднено в первую очередь из-за малого увеличения имеющегося телескопического прицела. Настильная траектории применяемых бронебойных снарядов составляет 2000 метров. Деморализующий эффект от появления на поле боя Panzerjager-I огромен, особенно в то время, когда они ведут огонь бронебойными и осколочно-фугасными снарядами.

    Наблюдение

    Обзор из самоходки достаточно плохой, при этом можно смотреть вперед через верхний обрез щита рубки, но результатом этого станет смерть. В уличных боях экипаж практически не имеет возможности следить за происходящим. Командир самоходки практически постоянно должен удерживать цель в орудийном прицеле, что очень сложно осуществить в движении. Обзор по сторонам машины должен осуществлять заряжающий, который из-за этого часто отвлекается от работы непосредственно с орудием. Механик-водитель полностью концентрирует свое внимание на маршруте движения и также не может осуществлять контроль за местностью. Любой достаточно храбрый неприятельский солдат в состоянии уничтожить экипаж самоходки ручной гранатой, забросив ее в рубку с борта или с кормы машины. Часто в пылу боя предупреждения командира рота по радио об угрозе остаются без внимания.

    Бронирование

    Личный состав батальона осведомлен о том, что Panzerjager-I создавался в условиях достаточной спешки и является первой такой машиной в немецкой армии. Но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что бронирование машины совершенно неадекватно боевой обстановке. Снаряды французских 25-мм противотанковых пушек в состоянии пробивать броню машины даже с серьезных дистанций. Броня рубки может быть пробита даже бронебойными пулями винтовочного калибра! В результате прямых попаданий снарядов образуется большое количество осколков не только от самого снаряда, но и от брони ПТ-САУ. Данные осколки представляют серьезную угрозу для всего экипажа. Вырезы для орудийного прицела и ствола орудия очень большие. Кажется необходимым создание новой рубки, имеющей более толстую броню, особенно по бортам, а также оснащение ее наблюдательными приборами.

    К сожалению, до наших дней сохранилась только одна САУ Panzerjager I позднего варианта. Эту самоходку, захваченную в Северной Африке, вывезли в США и после войны передали в экспозицию Абердинского танкового музея. Один Panzerjager I, оказавшийся в качестве трофея на Восточном фронте, в 1942 году проходил испытания на полигоне в Кубинке.

    ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОТИВОТАНКОВОЙ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ
    4.7cm Pak(t) Sfl auf Pz.Kpfw.I Ausf.B \ Panzerjager I образца 1940 г.



    Использованы материалы:
    www.aviarmor.net
    www.topwar.ru
    Military Day
    Виртуальная Энциклопедия Бронетехники

    P.S. Ну вот мы и закончили рассматривать танки Германии соответствующие 2му уровню в игре World of Tanks,дальнейший рассказ пойдет уже об американской технике.Надеюсь вы будете довльны новыми статьями и не потеряете интерес к моему проекту,ваш историк обозреватель Дмитрий=позывной sherhhan.
    Категория: ПТ-САУ | Добавил: sherhhan (18.03.2012) | Автор: Гинзбург Дмитрий E
    Просмотров: 2242 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 3
    3 sherhhan  
    0
    пасип barbarian

    2 bandidos  
    0

    1 yurik13  
    0

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • GB © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz