Батальон диких танкистов "Германские варвары" Суббота, 19.08.2017, 15:58
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Состав батальона
  • bandidos
  • Yurik13
  • satrap1978
  • STALIN92
  • Musyaka
  • Formix
  • Spirit_War
  • KirGiz
  • Aleksashka
  • dave135
  • Love_horses
  • Gi0X
  • timmi6426
  • creckadrenalin
  • 30russia
  • sherhhan
  • branden
  • valvalval
  • vladis760
  • WifaTank
  • Quest91
  • eqi9ym
  • glendic
  • menberg
  • baron1969
  • M_a_k_s_i_m_u_s
  • lis_andrey
  • steaaler
  • Ilyxa007
  • eagle2450
  • curren
  • nerevin_e1
  • tjuri
  • Nice_Girl_1
  • Pustun88
  • MegaOverkill
  • Germanskiy_Varvar

  • Категории раздела
    Обо всем [0]
    Все что не касается танков
    Танки [5]
    Все о танках
    Смешные истории о танках [1]
    Приколы и смешные рассказы о танках
    Легкие танки [18]
    Все о легких танках
    Средние танки [11]
    Все о средних танках
    Тяжелые танки [10]
    Все о тяжелых танках
    ПТ-САУ [4]
    Все о ПТ-САУ
    Арт-САУ [5]
    Все об Арт-САУ

    Мини-чат

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Форма входа

    Счетчик посещений
    web counter


    Главная » Статьи » Легкие танки

    Танки второго уровня Советского дерева развития(часть 1я)
    И снова здравствуйте, дорогие читатели. Прошла неделя и вот на свет выходит моя следующая статья про танки. Как я и обещал, в ней я рассмотрю танки советского дерева, а именно 2й уровень.

    Начнем с того, что немного вернемся в предыдущую статью. В ней я рассказывал про первый серийный танк РККА МС-1 «Малый сопровождения 1й». Как вы помните, это был уже не купленный зарубежом танк, а детище наших конструкторов. Хотя полностью русским его тоже нельзя назвать, ведь он был сделан на базе французского танка Рено FT-17. Долгое время наши конструкторы были в поиске, но так и ничего не могли разработать, по причине нехватки опыта.

    Вы, наверное, уже задались вопросом: «А к чему автор нам все это рассказывает?». Так вот, я поясню, чтобы прийти к собственно разработке целиком и полностью «своих» танков, нашим конструкторским бюро (в дальнейшем в этой и последующих статьях я буду использовать общепринятое сокращение КБ), нужно было обратится к зарубежным проектам и опытным разработкам.
    Еще один маленький аспект, вы должно быть уже заметили, что в игре многие танки не похожи на свои аналоги, особенно в топовой сборке. Так вот, я поясню почему, это все из-за того,что разработчики игры многие танки, даже больше того, 80% всех боевых машин, скомпоновали так,что они либо содержат в топовой сборке переходные узлы и модули, либо представляют собой «два танка в одном». Так вот, БТ-2 в игре это по сути БТ-2+БТ-5, поэтому и рассмотрим их оба.

    История создания

    Долгие годы в исторической литературе, посвященной развитию бронетанковой техники в СССР, бытовало мнение, что своим появлением танк БТ обязан начальнику УММ РККА И.А.Халепского, который после ознакомления с боевыми машинами инженера У.Кристи остался "очарован” ими и всеми силами старался продвинуть в серию конструкцию быстроходных колесно-гусеничных танков. На самом деле, это утверждение справедливо лишь на малую часть, и чтобы убедиться в этом обратимся к "Системе танко-тракторного автоброневого вооружения РККА” (сокращенно будем называть её СТАВ), принятой летом 1929 года.
    Согласно утвержденному плану бронетанковые силы в течении ближайших лет должны были получить три типа танков:
    - колесно-гусеничная танкетка, предназначалась для ведения разведки и внезапного нападения на неподготовленного противника;
    - малый танк, по современной терминологии относился к классу "легких” и предназначался для сопровождения пехоты на поле боя и оперативного прорыва (высказывалось пожелание сделать этот тип машины плавающим);
    - маневренный (средний) танк, его главной задачей был прорыв оборонительных полос и закрепления успеха, достигнутого легкими танками. - тяжелый танк – этот вопрос пока оставили открытым за отсутствием опыта разработки подобных машин.

    Решение вопроса о тяжелых танках ограничилось только теоретической проработкой, за отсутствием опыта в создании надежных машин этого типа, как в СССР, так и за рубежом. Британские "ромбы” и другие танки, построенные на тех же технических решениях, в расчет не брались, так как их конструкцию справедливо посчитали устаревшей.
    В качестве "малого” танка временно был выбран Т-18 (МС-1), производство которого было налажено в том же году на заводе "Большевик” в Ленинграде, и хотя первое время объёмы выпуска было небольшими на несколько лет этими машинами удалось закрыть "брешь” в уже принятой системе вооружений. Не лучшим образом обстояли дела с "маневренными” танками. Испытанный осенью 1928 года прототип танка Т-12 мало чем уступал иностранным аналогам, однако производство его улучшенного варианта Т-24, порученное Харьковскому паровозостроительному заводу, продвигалось с большими трудностями и в итоге вовсе остановилось после сборки 24 машин.

    Однако наибольшие затруднения вызвала разработка танкетки. Едва поступивший на испытания опытный образец Т-17 ("Лилипут”) плохо вписывался в условия СТАВ из-за многочисленных недостатков и наличия только гусеничного хода. Таким образом, требовалось создать совершенно новую машину, задание на проектирование которой УММ выдало 9 августа 1929 года, причем колесно-гусеничный ход был обязательным условием. В числе других условий предъявлялись: масса не более 3500 кг, вооружение – один 7,62-мм пулемет ДТ в башне с круговым вращением, скорость на колёсах не менее 60 км\ч, на гусеницах – не менее 40 км\ч. По сравнению с Т-17 и его более глубокими модификациями Т-23 и Т-25 (первый проект с таким же индексом) это был безусловный шаг вперёд. Разработку колесно-гусеничной танкетки Т-25 на конкурсной основе поручили двум КБ – НАМИ и завода "Большевик”. Более подробно история этой машины, так и не воплощенной в металле, изложена в отдельной статье, но суть её такова – танкетка Т-25 оказалась слишком сложной и дорогой машиной.

    В это же время советская делегация от УММ провела ознакомительные "экскурсии” по предприятиям Великобритании и США, с целью выяснить возможность закупки иностранной техники и её лицензионной постройки в СССР. Из представленных образцов наибольший интерес вызвали только британские танки – 16-тонный трехбашенный Vickers и танкетка Carden-Lloyd Mk.VI.
    Что касается американских танков, то их оценка была в лучшем случае сдержанной. Например, легкий танк Cunningham Т1Е1 оказался весьма посредственной боевой машиной, обладавшей небольшой скоростью и недостаточными ходовыми качествами. Лучшего мнения заслужил танк М1928 конструкции Дж.У.Кристи, но в 1929 году, Халепский дал ему такую оценку:
    "…несмотря на высокую скорость движения, которая, по заверению американца, составляет более 45 км\ч на гусеницах и 70 км\ч на колесах…означенный танк не подходит для принятия его в систему вооружения РККА”.

    В качестве базовой модели был выбран прототип М1931. По большому счету, можно было обойтись и М1928, но эта боевая машина была вооружена только двумя 7,62-мм пулеметами, один из которых устанавливался в лобовой части корпуса, а второй на крыше боевого отделения на штыревой установке. Башня на М1928 не устанавливалась вовсе. А вот для следующих моделей М1930 и М1931 башня уже входила с "стандартный” комплект, что позволяло оценивать их как полноценные танки.

    Эта уникальная сделка вполне могла не состояться, так как Кристи очень неприязненно относился к коммунистам, однако на этот раз деньги полностью возобладали над принципами. Больше того, американскому конструктору предложили переехать на работу в СССР за весьма неплохую плату. Иногда можно встретить упоминание, что Кристи указал в таможенной декларации вместо танков тракторы и донесение о подлоге было отправлено в госдеп САСШ с опозданием. На самом деле Кристи вполне сознательно уведомил департамент о продаже двух танков собственной конструкции и получил на это соответствующее разрешение. А вот следующий образец инженерной мысли, безбашенный скоростной танк М1932, действительно пришлось продавать в тайне от контролирующих организаций, из-за запрета на поставки современной боевой техники за пределы САСШ. Официальная приёмка танков Амторгом состоялась 21 ноября 1930 года, а 24 декабря они были отправлены заказчику.
    Впрочем, отношения между американским конструктором и Амторгом далее складывались очень сложно. По прибытию в Советский Союз обнаружилось, что танки не имеют башен и вооружения, а комплект поставляемый вместе с ними документации не полный. В ответ на это советская сторона удержала 25000 долларов, а Кристи, в свою очередь, отказался от предложения работать в Советский Союз. Этот факт, который сам Кристи представил госдепу в несколько ином свете, привел впоследствии к пересмотру отношения американской армии к колесно-гусеничным танкам и заключении заказа на поставку в общей сложности 10 машин модификаций М1931, которые были переданы кавалерии (Combat Car T1) и пехоте (T3Е1). В соответствии с договором Кристи обязался предоставлять СССР сведения о всех улучшениях конструкции своих танков, в нарушение контракта никакой информации по этому вопросу Амторг больше не получал. Это вынудило пойти советскую сторону на хитрость, подкупив часть сотрудников фирмы Кристи и приобретя через них недостающую документацию.

    17 мая 1931 года, было принято следующее постановление:

    "1. Изготовление рабочих чертежей к 15.07.31 г. (один месяц) СКБ под руководством начальника конструкторского бюро оружейного объединения С.А.Гинзбурга и в составе 20 инженеров и конструкторов от Г.К.В. №8 оружейного объединения, 15 инженеров и конструкторов от НАТИ ВАТО, от Ижорского завода 2 конструктора по корпусу, от УММ Тоскин в качестве заместителя начальника Конструкторского Бюро и Рожкова в качестве конструктора по укладке боеприпасов и башне. От ХПЗ - танковое КБ Алексенко в полном составе. Кроме того, с 10.06 директор ХПЗ обеспечивает бюро тридцатью копировщиками.
    2. Для разработки техпроцесса производства танка привлечь пять высококвалифицированных специалистов от Укргипромаша.
    3. Собрать спецбюро БТ ХПЗ к 25.05.31 г.
    4. Изготовить опытные образцы в количестве 3-х штук к 15.09.31 г. 2 образца изготавливает ХПЗ и один - опытный цех завода "Большевик" с подачей отливок и поковок с ХПЗ.
    5. Изготовление первой партии 100 штук. 2 машин - к 01.11.31 г. 30 штук - к 30.12.31 г. 50 штук - к 01.01.32 г."
    (РГВА Ф.4, Оп.14, Д.505, Л.131)

    Развёртывание серийного производства

    Работа над чертежами технологической документацией по танку БТ-2 была завершена к 26 июля 1931 года. Согласно утвержденному плану изготовление корпусов, траков гусениц, поковок, стального и цветного литья поручалось Харьковскому паровозостроительному заводу. В свою очередь, Ижорский завод обязали поставить броневые листы для корпуса и башен, а также стальные цельнотянутые трубы. Пружины подвески должны были поступать с завода "Большевик” или с завода имени С.М.Буденного, радиаторы – с радиаторного завода в Москве. Вопрос с силовой установкой решили очень быстро – вместо американского Liberty на БТ-2 было решено устанавливать авиационные двигатели М-5 (их советский аналог), выработавшие ресурс, но прошедшие капитальные ремонт.

    Первоначально разработка рабочих чертежей велась только на основе документации, полученной из США, поскольку ознакомиться с реальным танком (№2501) заводу представилась возможность только по завершению его испытаний в 1932 г. При этом изготовление отдельных узлов танка началось ещё до получения полного комплекта чертежей. Планировалось, что первые шесть машин установочной серии будут готовы к 1 ноября 1931 года, а к концу года следовало собрать ещё 50 серийных машин. Однако к этому времени удалось собрать только три БТ-2, который через пять дней показали на военном параде в Харькове. Военная и заводская приёмка принимать эти "жестяные” танки отказалась, в виду несоответствия их заданным техническим требованиям и отвратительного качества сборки.

    Спешка с изготовлением танков привела к тому, что все предсерийные БТ-2 получили корпуса из обычной (неброневой) стали, поскольку освоить их выпуск из брони харьковчане вовремя не смогли. Всего на ХПЗ изготовили 13 таких корпусов и 66 башен, что позволило не сбивать темп выпуска танков. Впоследствии их заменили на броневые компоненты.
    Ходовая часть танка тоже претерпела вынужденные изменения – поскольку на ХПЗ выпуск штампованных дисков смогли освоить лишь в конце 1932 года, вместо них пришлось использовать спицованные литые, утяжелявшие танк на 800 кг, причем количество таких машин оказалось довольно большим.

    Далее возникли проблемы с силовой установкой, так как к 1932 году М-5 уже сняли с производства и заниматься их ремонтом особо никто не собирался. Тогда через Амторг в США закупили партию из 2000 "отлетавших” моторов Liberty, которые после переборки на ленинградском заводе "Красный Октябрь” начали устанавливать на БТ-2. Подобная мера, хоть и являлась временной, заметно спасла положение. Очевидно предвидя, что вариант с М-5 не будет оптимальным, в августе 1931 года поступило предложение заменить этот тип двигателя на более мощный М-17 (480 л.с.), который являлся копией немецкого BMW-VI. Этот вариант встретил ожесточенное сопротивление со стороны начальника ВВС РККА Я.И.Алксниса. Представленные им доводы были вполне уместны – только для нужд авиации требовалось выпустить в текущем году 3000 моторов М-17, в то время как советская промышленность могла дать не более 2000. Поставки этих двигателей считались первоочередными, так как они требовались для установки сразу на несколько типов самолётов, среди которых были дальние бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3, летающие лодки МБР-2, военно-транспортные АНТ-9 и разведчики Р-5. В итоге вопрос об оснащении танков серии БТ моторами М-17 был отложен на несколько лет, пока в серии его не сменил более мощный М-34.

    Много проблем вызвало вооружение танка. Опытный образец М1931 по проекту должен был оснащаться одной 37-мм пушкой и одним 7,62-мм пулеметом Browning, установленными в спаренной установке в башне. В качестве равноценной замены была предложена 37-мм пушка Б-3 (заводской индекс 5К) "повышенной мощности”, представлявшая собой копию немецкой противотанковой пушки Rheinmetall Pak 35/36, и пулемет ДТ.

    Впрочем, ещё до постройки первого танка установочной серии выяснилось, что заказ на 350 орудий, выданный ГАУ в 1931 году, выполнен в полном объёме не будет. Также ничего не вышло со спаренной установкой, в результате чего вооружение пришлось устанавливать раздельно: пушка размещалась ровно по центральной оси башни, а пулемет справа от неё в шаровой установке. Это привело к изменениям в рабочих чертежах башен БТ-2 и в планах сборки первых 350 серийных машин. Далее, большой танковой программой 1932 года, предполагалось, что остальные машины будут вооружены 45-мм пушкой 20К (также копия немецкой Rheinmetall), опытный образец которой успешно прошел испытания во 2-м квартале 1932 года и был принят к производству на заводе №8. Это позволило бы существенно увеличить огневую мощность танка, однако для данного орудия требовалась новая башня. Для серийного производства выбрали сразу два типа таких башен, отличавшихся большой (производилась на Ижорском заводе) и малой (Мариупольский завод) нишей. В 1932-1933 гг. в Мариуполе собрали 230 новых башен, но на БТ-2 они не устанавливались и перешли сразу на БТ-5.

    В начале 1933 года предприняли попытку установить 45-мм пушку 20К в штатную башню БТ-2. Этот проект разработал конструктор Родионов. В кормовой части башни был сделан вырез для снарядного ящика с противовесом из стальных листов массой 80 кг для уравновешивания башни. Пушка, установленная в новой маске, была выдвинута вперед по отношению к оси башни на 460 мм и, в свою очередь, уравновешена двумя пружинами. Передняя часть люльки и откатывающаяся часть ствола на длине 300 мм имели броневое прикрытие. Сиденья и ножной спуск были взяты от 45-мм пушки без изменений. Испытания улучшенного вооружения БТ-2, проведенные в мае 1933 года, завершились не слишком удачно – пушка имела большой вынос за габариты танка, внутри башни размещение двух человек оказалось чрезвычайно тесным, а пользование прицелами неудобным. Таким образом, этот вариант был отвернут и вооружить "сорокопяткой” новые танки сразу не удалось.
    Впрочем, хуже всего было то, что орудий Б-3 хватило далеко не на все выпущенные машины. Как выяснила военная комиссия, завод №8 не имел положенной технической документации и выпускал пушки кустарным (!) способом. В качестве временной меры на рассмотрение поступил вариант с чисто пулеметным вооружением. Вместо пушки теперь предлагалось установить спарку из двух пулеметов ДА, при сохранении боковой шаровой установки, либо без неё. Соответствующие испытания были проведены в июне-июле 1933 года и показали положительные результаты. Монтаж пулеметов производился силами ремонтных бригад прямо в строевых частях, так что количество пулеметных БТ-2 намного превысило количество танков, оснащенных пушками. В итоге, за время серийного производства, танки имели состав вооружения четырех вариантов:
    два пулемета в одной установке;
    два пулемета в одной установке и еще третий в отдельной установке;
    пушка калибра 37-мм (без пулемета);
    пушка калибра 37-мм и пулемет в отдельной установке.
    Стоит также отметить, что пушки Б-3 имели маски двух различных типов, а более поздние серии башен отличались круглым лючком для флажковой сигнализации на скошенном верхнем бронелисте.

    Проблемы с выпуском БТ-2 имели под собой несколько серьёзных причин. Прежде всего, производственные мощности ХПЗ не были рассчитаны на сборку большого количества танков за столь короткий промежуток времени. В свою очередь ввод в строй новых цехов и оборудования задерживался из-за недостатка станков, закупаемых за границей, и стройматериалов. Вместо 600 танков, запланированных на 1932 год, удалось поставить 434, из которых военной приемкой были приняты 396, причем большая часть (350 машин) были без вооружения. В совокупности с низким качеством сборки выпущенных танков это приводило к многочисленным поломкам, что позволяло использовать БТ-2 исключительно в целях обучения экипажей. Общий выпуск танков типа БТ-2 составил 620 экземпляров (208 танков в пушечно-пулемётном исполнении и 412 в пулемётном варианте).
    БТ-2 – попытки модернизации

    Создавшееся к 1933 году положение с танками БТ-2 совершенно не устраивало УММ РККА. Однако это не говорило о том, что работы над улучшением танка не велись вообще.

    Ещё в ходе сборки машин установочной партии, 6 июня 1931 года начальник УММ И.А.Халепский утвердил задание на проектирование нового танка, аналогичного танку Кристи. Масса этой боевой машины ограничивалась 14 тоннами, экипаж – 3 человека, бронирование – 13-20 мм, скорость на колёсах – 40 км\ч, скорость на гусеницах – 70 км\ч, вооружение – 37-мм или 76,2-мм пушка со спаренным пулеметом в башне и один пулемет в корпусе. Работы на таким танком начало Опытно-конструкторское и испытательное КБ УММ РККА, руководимое Н.И.Дыренковым, которое осенью 1931 года предъявило макет в натуральную величину. Машина была полностью основана на конструкции БТ-2 и получила обозначение Д-38. 25 марта 1932 года танк поступил на испытания, проводившиеся на артиллерийском полигоне Пролетарской дивизии. Конструкция башни с 76,2-мм пушкой ПС-3 оказалась крайне неудачной, что привело к быстрому отказу от проекта. Цилиндрическая башня с орудием аналогичного калибра, разработанная КБ завода "Красный Путиловец”, и проект оснащения танка БТ-2 динамореактивной пушкой конструкции Л.В. Курчевского, также не нашли поддержки в УММ РККА.

    Ещё один вариант башни "грибообразной” (сферической) формы предложило Авто-танковое бюро ЭКУ ОГПУ. Проект был начат в 1932 году и предназначался под установку 76,2-мм орудия типа ПС-3. При этом, как и в случае с "путиловской” башней, её можно было устанавливать как на Т-26, так и на БТ-2. башню предполагалось штамповать из листа 11-мм броню, но мощность имеющихся прессов оказалась недостаточной и не позволяла выпускать их массово. Дело ограничилось изготовлением в начале 1933 года опытного образца башни из 6-мм брони, после чего работы в этом направлении прекратили.

    В числе последних проектов модернизации БТ-2 можно отметить вариант оснащения танка мелкозвенчатой гусеницей и 76,2-мм пушкой. Соответствующее задание было выдано АТУ ЭКУ ОГПУ 26 октября 1933 года, и к началу 1934 года опытный образец модернизированного танка был построен на заводе "Красный пролетарий” в Москве. Танк получил новую, увеличенную по высоте, цилиндрическую башню с 76-мм орудием и пулеметом ДТ, для установки которой пришлось переделать верх корпуса и укладку снарядов. Трансмиссия, ведущие колеса и ленивцы были переконструированы подмелкозвенчатую гусеницу (по типу танка ПТ-1). Но вскоре в связи с ликвидацией АТБ все проводимые им работы в области танкостроения передали заводу Опытного машиностроения Спецмаштреста в Ленинграде, который, в свою очередь, всячески от них отказывался, ссылаясь на отсутствие средств. Поэтому дальнейшая судьба модернизированного БТ-2 неизвестна, вероятнее всего, машина была разобрана.

    Более реальными были планы модернизации БТ-2, которые были представлены на рассмотрение НТК УММ 1 декабря 1931 года. Согласно первому варианту (облегченному) танк должен был иметь массу до 7500 кг, бронирование 6-13 мм, скорость 53 км\ч, экипаж 2 человека, вооружение из 37-мм пушки и 7,62-мм пулемета, а также двигатель М-6.
    Второй вариант предусматривал боевую массу до 12500 кг, двигатель М-17, скорость 53\74 км\ч, вооружение 76,2-мм пушка и два пулемета ДТ, и экипаж из 3-х человек. Бронирование оставалось прежним, но ходовая часть подверглась сильным изменениям. Вместо стандартных четырех катков обновленный танк оснащался бы пятью опорными катками на каждый борт, два из которых были ведущими. В общих чертах этот проект соответствовал БТ-ИС конструкции Цыганова и был поддержан НТК УММ.

    Параллельно началось проектирование танков с индексами БТ-3, БТ-4, БТ-5 и БТ-6.

    «Программа работ секции нового проектирования Т-2К в 1933 году. Согласовано с начальником Т-2К В.В.Фокиным.
    1. БТ-5-М5 - выпуск в серийное производство всех устройств машины БТ-5 с 45-мм установкой – в чертежах.
    2. БТ-3 - выпуск в серийное производство чертежей с метрическими резьбами, полностью во всем согласованными со всеми особенностями производства БТ-2.
    3. БТ-5-М17 - разработка проекта, изготовление рабочих чертежей для выпуска в серийное производство машины БТ-5 (45 мм) с М17.
    4. БТ-5-БД-2 - предварительные эскизные проекты и изготовление рабочих чертежей для выпуска в серийное производство БТ-5 (45мм) с двигателем дизеля БД-2.
    5. БТ-6 - завершение сборочных чертежей машины, полностью электросварной в своем корпусе и его устройствах с упрятанными от цементационного слоя брони электрошвами, с учетом результатов испытаний БТ летом 1932 г., устроенной как БТ-5 с 45 мм. Выпуск в производство рабочих чертежей для изготовления опытных образцов этой машины.
    6. БТ-76-М5 - предварительные эскизные чертежи, а вслед разработка проекта и рабочих чертежей для выпуска в серийное производство машины на основе БТ-3 с установкой 76 мм и М5.
    7. БТ - эскизный проект с наименьшим весом, наивысшими скоростями, в особенности на гусеницах, при наибольшем вооружении. 27.01.33 года».

    Для дальнейшей разработки в конечном итоге выбрали БТ-5, а судьба остальных проектов сложилась следующим образом.
    Чертежи БТ-3 разрабатывались на ХПЗ под руководством нового начальника КБ А.О.Фирсова с декабря 1931 по сентябрь 1932 года и основное их отличие от БТ-2 заключалось в использовании метрической резьбы вместо дюймовой (чертежи БТ-2 создавались на основе документации, предоставленной Кристи, а, как известно, в США система измерения дюймовая, а не метрическая) и небольших изменениях, упрощающих техпроцесс изготовления машины. Проект БТ-4 внешне почти не отличался от серийного БТ-2, но оснащался полностью сварным корпусом наличием вместо передних буксирных крюков одного центрального зацепа и упрощенными надгусеничными крыльями. По ходовой части, оборудованию и вооружению обе машины были идентичны. Серийное производство БТ-4 не состоялось в виду большего приоритета программы БТ-5 и трудностями в освоении сварных корпусов. Сохранилась информация о постройке трёх танков данного типа, которые на вооружение не принимались.
    Похожим образом сложилась судьба танка БТ-6, который был модификацией БТ-5 с максимально возможным применением электросварки, использованием более дешевой углеродистой брони вместо молибденовой и бронировкой открытых мест (гитара и т.д.). Только в этом случае было решено отказаться даже от прототипа и БТ-6 остался только в проекте.

    Вариант с дизельным двигателем БД-2 оказался весьма многообещающим, но ещё "сырым". Первый образец дизеля испытали на стенде 28 апреля 1933 года. Основными конструктивными особенностями опытного дизеля БД-2 были: картер, выполненный из алюминиевого сплава и с разъемом по оси коленчатого вала; общий на каждые шесть цилиндров алюминиевый блок со стальными "мокрыми" гильзами и общая алюминиевая распределительная головка и верхнеклапанный механизм газораспределения с одним впускным и одним выпускным клапанами. Нижний картер (также алюминиевый) - не несущий являлся поддоном для масла. Два шестисекционных насоса фирмы «Бош» располагались в развале цилиндров и соединялись трубопроводами с закрытыми форсунками "Бош", находившимися в головках цилиндров по оси поршня. Поршень - алюминиевый с камерой сгорания в поршне (типа Гессельмана). Коленчатый вал, шатуны, клапаны, шестерни - кованые, с последующей обработкой.
    Как и следовало ожидать, у БД-2 выявили огромное количество дефектов, однако уже в ноябре 1933 года опытный образец №1 был установлен на танк БТ-2. Дизель работал устойчиво, но сильно дымил. Танк трясло, сказывалась неуравновешенность двигателя. Вибрация вызывала неприятные ощущения у танкистов. На этих и последующих испытаниях было выявлено много недостатков. Ряд конструктивных решений необходимо было пересмотреть, отдельные детали и узлы требовали доработки. В дальнейшем работы по доводке дизеля БД-2 перенесли на танк БТ-5.

    Таким образом, единственной модификацией, принятой для дальнейшего развития и серийного производства остался БТ-5.

    Корпус и башня

    Танк БТ-2 имел классическую компоновку и разделялся на четыре отделения (от носа к корме): управления, боевое, силовое и трансмиссионное. Корпус танка не имел рациональных углов наклона, за исключением передней части, которая имела вид усечённой пирамиды для обеспечения поворота передних ведущих колёс и уменьшения мёртвого пространства при стрельбе. В верхнем лобовом листе размещался люк для посадки механика-водителя. Башня танка цилиндрическая, клёпаная, со скосом спереди сверху. Численность экипажа танка составляла 2 человека (информация некоторых источников об экипаже в 3 человека не соответствует действительности)
    .

    1.Кронштейн направляющего колеса. 2.Направляющее колесо. 3.Рычаг горного тормоза. 4.Люк для посадки и высадки экипажа. 5.Колонка рулевого управления. 6.Рычаг переключения передач. 7.Передний щиток водителя. 8.Ручной механизм поворота башни. 9.Переднее управляемое колесо. 10.Башня. 11.Погон башни. 12.Двигатель «Либерти». 13.Перегородка моторного отделения. 14.Главный фрикцион. 15.Коробка перемены передач. 16.Жалюзи. 17.Глушитель. 18.Серьга. 19.Ведущее колесо гусеничного хода. 20.Картер бортовой передачи. 21.Гитара. 22.Ведущее колесо колесного хода. 23.Вентилятор. 24.Масляный бак. 25.Опорный каток. 26.Горизонтальная рессора переднего опорного катка. 27.Переднее управляемое колесо. 28.Рычаг управления гусеницами. 29.Бортовой фрикцион

    Вооружение

    Стандартное вооружение танка включало 37-мм танковую пушку Б-3 (5К) обр. 1930 с горизонтальным клиновым четверть автоматическим затвором и телескопическим прицелом, а также один 7,62-мм пулемёт ДТ в шаровой установке справа от пушки.
    Характеристики пушки:

    • Начальная скорость: 700 м/с.
    • Углы наведения по вертикали: от -8 до +25 градусов.
    • Прицелы: телескопический.
    • Скорострельность пушки с исправлением наводки: до 12 выстр/мин.
    • Наибольшая дальность стрельбы: 2000 м.
    • Приводы наведения: ручные.
    • Боекомплект к пушке: 92 выстрела.
    • Боекомплект к пулемёту: 43 магазина (2709 патронов).

    Часть танков по причине нехватки пушек имела другое вооружение. Вместо пушки устанавливалась спаренная пулемётная установка с 7,62-мм танковыми пулемётами ДТ (установка ДТ-2).

    Углы наведения установки по вертикали составляли от ?25 до +22 градусов, по горизонтали (без поворота башни) - вправо 6 градусов, влево 8 градусов. Боекомплект пулемётов не увеличивался и составлял 2709 патронов. Существует приказ об установке на БТ-2 спаренных авиационных пулемётов ДА (установка ДА-2), однако неясно, был ли он выполнен (фотографий и других документов о БТ-2 с ДА-2 не обнаружено). Два танка были вооружены авиационными пулемётами ШКАСС. 60 первых танков имели башню без дополнительной пулемётной шаровой установки, соответственно, они были вооружены либо одной 37-мм пушкой Б-3, либо 2 спаренными пулемётами. Всего было выпущено 350 (по другим данным 412) танков с пулемётным вооружением и 280 (по другим данным 208) танков с пушечным и пушечно-пулемётным вооружением. Возможно, число пушечных танков было ещё меньше, поскольку на 1 ноября 1936 года в РККА состояло 187 боевых и 36 учебных пушек Б-3.

    Бронирование

    Броневая защита танка изготавливалась из листов катаной гомогенной брони, собираемой на болтах и заклёпках. Броня (кроме передней части корпуса и, в какой-то мере, башни) не имела рациональных углов наклона и защищала только от пуль стрелкового оружия и осколков снарядов и мин малого и среднего калибра. Лоб и борта корпуса защищались 13 мм бронёй, крыша корпуса – 10 мм, днище корпуса – 6 мм. Башня имела гомогенное 13-мм бронирование.

    Двигатель и трансмиссия

    Танк был снабжён авиационным карбюраторным четырёхтактным 12-цилиндровым V-образным двигателем жидкостного охлаждения «Либерти» (или его производимым в СССР аналогом М-5-400) мощностью 400 л. с. Значительная часть двигателей была бывшими в употреблении.
    Трансмиссия механическая, состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, трёхступенчатой КПП (4 передачи переднего хода и одна заднего), двух многодисковых бортовых фрикционов с ленточными тормозами, двух одноступенчатых бортовых редукторов и двух редукторов (гитар) привода к задним опорным каткам – ведущих при колёсном ходе.

    Ходовая часть

    Танк имел индивидуальную пружинную («свечную») подвеску, широко известную как «подвеска Кристи». Три вертикальные пружины относительно каждого борта корпуса располагались между наружным броневым листом и внутренней стенкой борта корпуса, а одна располагалась горизонтально внутри корпуса в боевом отделении. Вертикальные пружины были связаны через балансиры с задними и средними опорными катками, а горизонтальные – с передними управляемыми катками.
    Танк имел комбинированный колёсно-гусеничный движитель, состоящий из 2 ведущих колёс заднего расположения диаметром 640 мм, 2 направляющих колёс переднего расположения диаметром 550 мм, 8 опорных катков диаметром 815 мм с резиновыми бандажами и 2 стальных многозвенных гусеничных цепей с шириной трака 263 мм. При переходе на колёсный ход гусеничные цепи снимались, разбирались на 4 части и укладывались на надгусеничные полки. Привод от КПП в этом случае осуществлялся на заднюю пару опорных катков, управлялся же танк поворотом передних катков. Переход с гусеничного хода на колёсный занимал 30—40 минут.
    Необходимо отметить, что среднетехническая скорость танка была существенно ниже максимальной и составляла на гусеницах 25 км/ч по шоссе и 22 км/ч по просёлку, а на колёсах — 22 км/ч по шоссе. На колёсном ходе танк мог передвигаться только по дорогам с твёрдым покрытием, по причине высокого удельного давления на грунт и наличия только одной пары ведущих колёс (катков). В то же время высокая удельная мощность позволяла танкам осуществлять прыжки на 15—20 (максимально — до 40) метров.

    Приборы наблюдения и связи

    Танк не имел специальных средств наблюдения и связи. В боевой обстановке наблюдение механиком-водителем осуществлялось через смотровую щель, а командиром — через прицел. Радиостанции не было, внешнюю связь планировалось осуществлять с помощью флажковых сигналов, для чего в башне имелся специальный люк. Внутренняя связь осуществлялась с помощью светосигнального устройства.

    Альтернативные варианты

    О путях модернизации БТ-2 в плане улучшения её боевых качеств было сказано выше, однако на этом работы остановлены не были. Уже в 1931 году известный конструктор-самоучка Н.Дыренков выступил с предложением усилить вооружение танка за счет установки 37-мм пушки в башне и 76,2-мм пушки в корпусе, как это применялось во французском танкостроении. Проект был сразу отклонён в виду излишне тесной компоновки и тогда Дыренков представил переработанный вариант только с 76,2-мм пушкой, для которой он разработал башни двух типов:

    сварной (граненой) и штампованной (куполообразной). Второй тип башни так и не был изготовлен из-за отсутствия необходимого оборудования, а вот первый вариант, после очередной доработки, появился в нескольких образцах. В качестве основной артсистемы была вначале выбрана противоштурмовая пушка образца 1910 г., аналогичная той, что устанавливалась на бронемашины "Гарфорд-Путиловец” в годы Первой Мировой войны, а затем решение изменили в пользу более мощного орудия ПС-3 конструкции П.Сячинтова. Данная модификация наконец-то получила должную поддержку со стороны военных и в начале 1932 года опытный образец башни был установлен на БТ-2, который также прошел серию небольших доработок. Проведенные в конце марта огневые испытания улучшенного танка, обозначенного как Д-38, подтвердили возможность установки на танки этого типа пушек калибра крупнее 45-мм. Вместе с тем, башня Дыренкова оказалась весьма далекой от совершенства, поэтому на вооружение эта модификация не принималась.

    Более удачной могла оказаться модернизация БТ-2 путем доработки ходовой части и повышения, тем самым, динамических характеристик танка. Этот вариант, созданный под руководством воентехника 2-го ранга Н.Ф.Цыганова, стал более известен под обозначением БТ-2-ИС и отличался от серийного аналога тремя ведущими опорными катками на каждый борт, а также соответствующими доработками корпуса и трансмиссии. Первый опытный образец без вооружения был построен к июню 1935 года и неплохо прошел ходовые испытания на полигоне под Харьковом. Танк обладал гораздо лучшей подвижностью, свободно передвигался на колесах по мягкому грунту, мог сохранять ход при потере двух катков на один борт, а полный разворот он делал практически на месте. И всё же, в качестве базового варианта был выбран БТ-5, как более современный тип танка.

    К концу 1930-х гг. была предпринята попытка переделать БТ-2 в огнеметный (или как тогда их называли "химический”) танк. Для этого вместо штатного вооружения в башне размещался огнемет, а в корпусе – баллоны со сжатым воздухом и огнесмесью. Тип огнемета неизвестен, но скорее всего это могли быть приборы КС-23 или КС-25. В некоторых источниках утверждается, что путем переделки из линейных танков к 1941 году было получено 14 таких машин, одна из которых использовалась в боях на Карельском фронте в ходе советско-финской войны.

    На основе БТ-2 неоднократно пытались сделать инженерный танк. Машин такого типа в РККА катастрофически не хватало и появление в большом количестве гусеничных шасси на основе БТ и Т-26 могло существенно поправить положение. Для быстроходного танка было разработано и изготовлено несколько вариантов гусеничных цепей с металлическими и деревянными (!) траками, а также перевозчики фашин. В опытном порядке на БТ-2 пытались установить ферменные приспособления (наподобие "хвостов” и "носов”) для преодоления широких окопов и рвов, но ни одна из этих разработок до уровня серийного производства доведена не была.

    Не менее интересным были эксперименты по оснащению танка БТ-2 оборудование для подводного вождения (ОПВТ). Первый опытный образец танка подводного хода БТ-2ПХ был построен в 1934 году на ХПЗ, которое вело работы в данном направлении с 1933 года. Разработанное оборудование было опробовано в Белорусском военном округе (БВО) при прохождении брода глубиной 4 м. Машина отличалась от серийного танка установкой специальных приспособлений, обеспечивающих герметизацию машины, подвод воздуха и отвод выхлопных газов.
    Герметизация машины обеспечивалась с помощью брезентовых уплотнений опоры башни, маски пушки и пулемета, который перед этим снимался и укладывался внутри машины. Через этот же люк (трубу) осуществлялось питание воздухом экипажа и двигателя. Выпуск выхлопных газов осуществлялся в воду, для чего на высоте 0,5 м устанавливались клапаны выпуска отработавших газов, изготовленные из двух головок цилиндров двигателя М-5.
    Моторное и трансмиссионное отделения танка перекрывались жестяным коробом, крепившимся к корпусу танка с помощью болтов и обеспечивавшим его герметизацию. Короб имел четыре люка с герметично закрывающимися крышками.
    Два передних люка использовались для охлаждения радиаторов, а два задних — для выхода воздуха из трансмиссионного отделения при движении танка к водной преграде. Для отвода охлаждающего воздуха из моторного и трансмиссионного отделений устанавливались две трубы, соединенных между собой для обеспечения жесткости брезентом. Для эвакуации экипажа из затонувшей машины на крыше башни устанавливался спасательный люк прямоугольного (450х550 мм) или круглого (диаметром 600 мм) сечения, высотой 1 м.
    Подготовка танка к преодолению водной преграды экипажем из трех человек занимала 1,5 часа. Охлаждение двигателя при движении под водой осуществлялось через краны, установленные на танке и обеспечивавшие поступление забортной воды в систему охлаждения двигателя. Скорость движения танка под водой не превышала 3 км/ч. Данная конструкция (ОПВТ) обеспечивала форсирование водных преград по дну глубиной до 3 м и шириной до 1 км и позволяла открыть огонь после выхода на другой берег уже через 5 минут после проведения работ, требующих выхода экипажа из машины. Однако эта конструкция ОПВТ была громоздкой и имела недостаточно прочное ограждение спасательного люка, что не позволило развернуть её серийное производство на базе танка БТ-2.

    В начале свей карьеры быстроходные танки часто использовались для проведения различного рода пробегов для выявления эксплуатационных технических характеристик. В этом отношении показателен пробег танков на колесах по маршруту Харьков - Москва в период с 27 по 29 октября 1933 года. Технической подготовкой машин занимался завод-изготовитель – ХПЗ . Для участия в этом мероприятии выделили пять танков БТ-5, причем все они уже прошли заводские сдаточные испытания пробегом на колесах. На машинах установили положенное им вооружение, запчасти, инструмент и принадлежности, боевая масса в результате составила 11 т. Как следует из путевого отчета:

    "Личный состав, на предмет руководства пробегом, а также обслуживания машин в пути состоял из: командора пробега (он же водитель головной машины) — директора завода тов. Владимирова; его помощника по технической части — начальника ОТК завода инженера тов.Махонина; помощника по режиму движения колонны — военпреда УММ РККА тов. Бакуревича (он же водитель последней машины колонны)”.

    Всего в пути было 29 человек, 5 танков, две легковые и две грузовые машины с ремонтной бригадой, запчастями, горюче-смазочными материалами и т.д. Расстояние от завода до Красной площади в Москве (795 км) было пройдено со средней скоростью чистого движения 36 км/ч. Средняя скорость за все время движения составила 13,9 км/ч. В пути колонна находилась 57 ч 30 мин, из них в движении – 22 ч 53 мин. Общее мнение о танках БТ-2 осталось положительным, так как пять машин благополучно добрались до Москвы, а основная масса поломок в пути пришлась на силовую установку и ходовую часть. В частности, при движении по булыжному шоссе стремительно разрушались резиновые бандажи опорных катков, изготовленные из синтетического каучука.

    Тем не менее, высокие скоростные качества БТ-2 и его невероятная "прыгучесть” делали эту машину одной из самых популярных в танковых войсках. Хорошо подготовленный экипаж на полной скорости мог совершить прыжок на расстояние 15-20, а неофициальным рекордом считается 40-метровый "полёт” выполненный, по всей видимости, с помощью трамплина. Разумеется, после таких прыжков выходила из строя подвеска и опорные катки, в результате чего танк отправляли на ремонт.


    Боевое применение БТ-2.
    Впервые опробовать танки БТ-2 в боевых условиях пришлось в сентябре 1939 года. В основном они имелись в танковых полках кавалерийских дивизий, причем их количество колебалось от 34 машин в 44-м тп 3-й кд, до 41 машины в 42-м тп 4-го кк. Начав поход против Польши 17 сентября танковые подразделения, оснащенные БТ-2, за две недели боёв не потеряли ни одной машины в бою. Выход из строя танков был связан, прежде всего, с совершением многочисленных маршей, во время которых вышел из строя один двигатель и три КПП. Для восстановления материальной части полк получил семь двигателей, три коробки передач, по десять ведущих и направляющих колес. Кроме того, требовали замены 3000 траков. В то же время, личным составом 44-го танкового полка под командованием полковника Старкова были взяты в плен: один генерал, 68 полковников и подполковников, свыше 600 офицеров и 2866 солдат. Захвачено: 2 танка, 4 орудия, 950 пистолетов и 168 лошадей с седлами. Собственные потери оказались мизерными – во время одного из редких боёв один солдат получил ранение.

    Намного более суровым противником оказалась армия Финляндии, война с которой началась 30 ноября 1940 г. Хотя к этому времени танки БТ-2 считались учебными командование совершенно не брезговало ими как полноценными боевыми единицами. Наибольшее количество БТ-2 имелось в 1-й лтбр, которая оперативно подчинялась 10-му танковому корпусу. На начало боевых действий бригада располагала следующим составом: 82 БТ-2, 83 БТ-5, 6 БТ-7А, 7 Т-26, а также 18 бронемашин БА-10 и 5 БА-20. За время боёв в качестве пополнения с заводов было получено ещё 16 БТ-2, однако собственные потери составили 90(!) танков. Правда, их абсолютно большая часть пришлась на технические причины - 68 единиц, ещё 8 танков было уничтожено артиллерией противника, 8 подорвалось на фугасах, 4 танка сгорели и 2 утонули. Впрочем, 11 танков удалось отремонтировать прямо на фронте и вновь вернуть в строй. Во время боевых действий танки БТ-2 преимущественно участвовали в блокировке долговременных огневых точек противника и оказывали непосредственную поддержку стрелковым частям.
    В ходе боевых действий два БТ-2 попали в состав 13-й лтбр, подчиненной 10-му стрелковому корпусу. Эти машины активно использовались при прорыве вражеской обороны у Кямяря в ночь с 15 на 16 февраля. В боях за этот город противник потерял около 800 человек убитыми, 80 пленных, было захвачено восемь танков Renault FT-17 без вооружения, уничтожено 12 орудий, 16 пулеметов и 12 ДЗОТов. Потери бригады составили 10 танков БТ-7. Небольшое количество танков БТ-2 по состоянию на 30 ноября 1939 года было в составе 40-й лтбр. Об использовании танков БТ-2 в других соединениях сведений пока найти не удалось.

    К июню 1941 года количественный состав БТ-2 уменьшился до 587 единиц, причем только 366 из них находились в состоянии "на ходу” и ещё могли использоваться в качестве учебных машин. Остальные 119 машин требовали среднего ремонта, 30 – капитального ремонта и ещё 72 использовались преимущественно только в виде учебных стендов.
    Применять танки БТ-2 в качестве "линейных” было крайне затруднительно. Основная масса этих машин имела на вооружении 37-мм пушки Б-3, выпуск боеприпасов к которым прекратился ещё в середине 1930-х гг., да и на складах их запасы оказались невелики. Пулеметные варианты БТ-2 можно было использовать только как противопехотное средство в условиях полного отсутствия у противника ПТО. Тем не менее, в июне-июле 1941 года устаревшие машины очень активно воевали против немцев.

    К примеру, в течении 23-25 июня силами 6-го и 11-го мехкорпусов Западного фронта была проведена серия контрударов по вклинившимся на территорию СССР войскам противника. Основной целью был разгром крупного соединения противника под Сувалками и овладение городом. На этот момент 6-й мк располагал 30 пулеметными БТ-2, а в 11-м мк имелось два танка со смешанным вооружением – все эти танки были потеряны в боях или в ходе отступления.

    После перегруппировки сил советское командование ввязалось в ожесточенные бои в междуречье Березины и Днепра. Принимавшие участие в этом сражении 5-й и 7-й механизированные корпуса имели, помимо прочей техники, 10 и 27 танков БТ-2 соответственно. Ценой больших потерь советским войскам удалось сорвать попытки противника форсировать Днепр и задержать его на несколько дней. Тем не менее, исход боёв оказался не в нашу пользу и на территории Могилевской и Гомельской областей вновь пришлось оставить значительное количество бронетехники, включая немногочисленные БТ-2.

    Затем, устаревшим танкам пришлось повоевать на смоленском направлении. Прибывшая на фронт 104-я танковая дивизия к 14 июля располагала 208 танками (включая три БТ-2), 51 бронеавтомобилем, 50 тракторами и 1205 автомобилями. Танки постепенно начали вводить в бой с 19 июля, когда дивизию задействовали при контрнаступлении под Ельней, однако уже 22 июля её передали в распоряжение группы войск генерал-лейтенанта Качалова и отправлена в район Рославля. В качестве пополнения из тыла прибыло 98 танков (большей частью новых типов – 14 КВ-1, 60 Т-34, 4 Т-40, а также 20 Т-26), не считая вспомогательной техники, что делало это соединение одним из самых боеспособных. Однако контрнаступление завершилось полным провалом и, не добившись намеченных целей, группа Качалова в скором времени попала в "котёл”, где с 1 августа вела тяжелые бои в окружении. После выхода на соединения со своими войсками 104-я тд располагала всего пятью Т-34, двумя БТ-7, восемью БА-10 и БА-20, а также 621 автомашиной. Танки остальных типов (как подбитые, так и брошенные из-за нехватки горючего или мелких поломок) были оставлены на территории противника.

    Незначительное количество БТ-2 приняло участие в танковой битве, развернувшейся в районе городов Луцк-Дубно-Броды. К началу советского наступления на Юго-Западном фронте 35 боеспособными БТ-2, 21 их которых числились в составе 9-го мк и ещё 14 – в составе 8-го мк. Но даже эти "ветераны” при правильном их использовании могли нанести серьезный урон противнику. Подтверждение тому – оценка командира 20-й танковой дивизии 9-го мехкорпуса М.Е.Катукова (впоследствии командующий 1-й гвардейской танковой армией). На 22 июня танковый парк его дивизии состоял "из 33 учебных подержанных и побитых БТ-2 и БТ-5". Первый бой произошел 24 июня у местечка Клевань на Украине. Дивизия получила приказ атаковать 13-ю моторизованную дивизию противника.

    "... в этом первом неравном бою мы потеряли все 33 наши учебные "бэтушки". Наши БТ не представляли собой грозной силы, к тому же использовали мы их неправильно. С такими быстроходными, но слабобронированными и легковооруженными машинами нельзя было вступать в открытый бой. Но горький урок не прошел даром, и не только потому, что за каждый наш танк немцам пришлось заплатить несколькими своими, — опыт боев на Украине и, в частности, именно этот бой под Клеванью впервые заставил меня задуматься над вопросом широкого использования тактики танковых засад. Эта тактика впоследствии в боях под Орлом помогла нам с малыми силами нанести серьезный урон 24-му корпусу 2-й танковой группы Гудериана".

    Теперь поговорим о БТ-5,ведь по сути это была модификация БТ-2.

    Во время производства и эксплуатации в войсках танка БТ-2 выявилось немало недоработок, что свойственно каждой новой машине. Поэтому с целью повышения боевой эффективности, улучшения эксплуатационных характеристик в его конструкцию были внесены следующие изменения: установлен советский двигатель М-5, усилена ходовая часть, увеличены размеры башни, у которой появилась кормовая ниша. В кормовой нише командирских танков БТ-5РТ устанавливалась радиостанция 71-ТК-1 или 71-ТК-З. В линейных танках она использовалась для размещения боезапаса. В башне вместо 37-мм пушки была установлена пушка калибром 45 мм и спаренный с ней пулемет ДТ. Танк имел перископический и телескопический прицелы. По причине с имевшими место случаями возгорания двигателя в силовом отделении было установлено противопожарное оборудование. Танк был принят на вооружение в 1933 году. Его производство продолжалось до 1934 года, всего было выпущено 1884 танка этого типа.

    При разработке БТ-2 использование 37-мм орудия рассматривалось, как временная мера. В окончательном варианте танк должен был нести 45-мм пушку. Но, несмотря на все усилия разместить такое орудие в стандартной башне, БТ-2 не удалось. К тому же у машины имелись серьезные недостатки как конструктивного, так и технологического плана. Например, танк оказался довольно трудоемким для производства. Параллельно с выпуском серийного БТ-2 на ХПЗ работали над дальнейшим совершенствованием машины. Новая модель получила наименование БТ-5.

    Был утвержден проект танка, отличавшегося от БТ-2 в первую очередь башней с установленным вооружением. Двигатель "Либерти", получаемый из США, был заменен на отечественный 12-цилиндровый М-5 мощностью 400 л.с., который представлял собой отработавший летный ресурс авиационный мотор, выпуск которого, был прекращен еще в 1930 г. Однако, из-за недостаточной надежности и ограниченного количества поступающих в ремонт двигателей М-5, ХПЗ получил задание проработать возможность установки на танк БТ-5 авиационного двигателя М-17, выпускавшегося в СССР по лицензии немецкой фирмы БМВ и находящегося на тот момент в серийном производстве. На протяжении всего 1934 г. велись опытные работы и последние выпущенные БТ-5 получили новый мотор - М-17.

    На танке установили топливные и масляные баки увеличенной емкости, улучшили конструкцию ряда агрегатов, усилили ходовую часть.

    К выпуску БТ-5 завод приступил в марте 1933 г. Первые 50 танков должны были участвовать в Первомайском параде на Красной площади, поэтому к их изготовлению были привлечены лучшие силы завода, и выпуск шел под строжайшим контролем.

    БТ-5 был вооружен 45-мм танковой пушкой 20К образца 1932 г. и спаренным с ней 7,62-мм пулемётом ДТ. Пушка была создана в 1932 году в КБ Московского орудийного завода № 8 им Калинина на базе 45-мм противотанковой пушки 19К и в том же году после успешных испытаний принята к серийному производству.
    На первых 230 машинах спаренная установка была размещена в цилиндрической башне увеличенных размеров конструкции Мариупольского завода.

    Для уравновешивания спаренной установки в кормовой части башни снаружи устанавливался снарядный ящик.

    В дальнейшем на БТ-5 устанавливалась новая эллиптическая башня выпуска того же Мариупольского завода, которая была специально разработана под установку 45-мм пушки на машиностроительном заводе имени Ворошилова и предназначалась для установки на танк Т-26.
    Клепанная и сварная башни танка БТ-5


    Бронирование танка осталось на уровне БТ-2(чертеж компоновки брони смотри выше,в описании бронирования БТ-2). В отличие от своего предшественника БТ-5 оборудовался радиостанцией. Радиостанция 71-ТК-1 "Шакал" устанавливалась только на танки с эллиптической башней на каждую пятую и шестнадцатую машину. Радийные БТ-5 (всего 263 танка) внешне отличались от линейных танков наличием поручневой антенны, расположенной по периметру башни.
    Впоследствии эти антенны сыграли негативную роль. Оснащенные радиостанциями танки чаще всего являлись машинами, командиров подразделений, а антенна, хорошо видна издали, являлась своего рода мишенью. Выпуск БТ-5 был прекращен в конце 1934 г., по причине перехода на выпуск танка БТ-7. Танки БТ-5 поступали на вооружение механизированных соединений. Часть танков была передана для учебных заведений, где к лету 1941 г. числилось 324 машины.

    Эксплуатация войсками продемонстрировала более высокую по сравнению с БТ-2 надежность новых танков. Так для демонстрации возможностей пять танков БТ-5 совершили пробег на колесах по маршруту Харьков - Москва протяженностью 795 км без поломок. Также без поломок и происшествий прошел показательный пробег в условиях зимнего Забайкалья при 50-градусном морозе.

    До начала Второй мировой войны танки БТ-5 успели повоевать в Испании во время гражданской войны 1936 -1939 гг. (именно там впервые грозно заявил о себе основной противник легкобронированных машин - малокалиберные скорострельные противотанковые пушки), летом 1938 г. у озера Хасан и на следующий год на реке Халхин-Гол. Во всех этих боях танки зарекомендовали себя с лучшей стороны, хотя уже тогда стала сказываться их недостаточная огневая мощь и слабость броневой защиты. В сентябре 1939 г. БТ-5 приняли активное участие в "освободительном походе" в Западную Белоруссию и Западную Украину. Действуя совместно с кавалерийскими подразделениями благодаря своим скоростным данным, танки совершили молниеносные марши фактически без потерь. Боевые потери при таких действиях составили считанные единицы.

    Широко БТ применялись в советско-финской войне 1939-1940 гг. Они использовались для прорыва оборонительных рубежей и для действий в глубине обороны финских войск. Потери от боевых повреждений и от технических неисправностей распределились фактически поровну. Большинство танков удалось восстановить после окончания боевых действий. После участия в сражениях к июню 1941 г. в Красной армии осталось 1688 танков БТ-5, из них 1261 боеспособны. В четырех западных приграничных округах - 632 исправные машины.
    С первых же дней войны механизированные соединения, на вооружении которых находились и БТ-5, вступили в бои с частями вермахта. Они использовались в основном для нанесения контрударов по наступающим группировкам противника и несли при этом тяжелые потери, обусловленные разбросанностью соединений, неустойчивостью управления, неорганизованностью ремонтно-восстановительной службы и общей неразберихой начала войны.

    За первые месяцы войны большинство участвовавших в ожесточенных боевых действиях танков БТ-5 были безвозвратно потеряны. Применялись они и в битве за Москву осенью-зимой 1941 г, и неудачном наступлении под Харьковом, и в обороне Кавказа и Сталинграда в следующем 1942 г., состава частей Ленинградского фронта, танки БТ-5 использовались еще при окончательном освобождении Ленинграда от блокады в январе 1944 г.

    Всю войну танки БТ несли службу на Дальнем Востоке, где им пришлось поучаствовать в последних боях Второй мировой войны - разгроме Квантунской армии Японии.


    В статье использованы материалы и фотографии из источников:
    Виртуальная энциклопедия бронетехники
    www.aviarmor.net
    Приложение к журналу"Моделист-Конструктор" М.Барятинский,М.Коломиец Легкие танки БТ-2 и БТ-5 №1(4) 1996г.

    В следующей части я расскажу вам о легком танке Т-26.
    Ваш обозреватель исторической информации Дмитрий=позывной sherhhan.
    Категория: Легкие танки | Добавил: sherhhan (28.01.2012) | Автор: Гинзбург Дмитрий E
    Просмотров: 1797 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 4
    4  
    good

    3  
    wink

    2  
    barbarian пасип

    1  
    good

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • GB © 2017 Создать бесплатный сайт с uCoz