Батальон диких танкистов "Германские варвары" Суббота, 16.12.2017, 17:49
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Состав батальона
  • bandidos
  • Yurik13
  • satrap1978
  • STALIN92
  • Musyaka
  • Formix
  • Spirit_War
  • KirGiz
  • Aleksashka
  • dave135
  • Love_horses
  • Gi0X
  • timmi6426
  • creckadrenalin
  • 30russia
  • sherhhan
  • branden
  • valvalval
  • vladis760
  • WifaTank
  • Quest91
  • eqi9ym
  • glendic
  • menberg
  • baron1969
  • M_a_k_s_i_m_u_s
  • lis_andrey
  • steaaler
  • Ilyxa007
  • eagle2450
  • curren
  • nerevin_e1
  • tjuri
  • Nice_Girl_1
  • Pustun88
  • MegaOverkill
  • Germanskiy_Varvar

  • Категории раздела
    Обо всем [0]
    Все что не касается танков
    Танки [5]
    Все о танках
    Смешные истории о танках [1]
    Приколы и смешные рассказы о танках
    Легкие танки [18]
    Все о легких танках
    Средние танки [11]
    Все о средних танках
    Тяжелые танки [10]
    Все о тяжелых танках
    ПТ-САУ [4]
    Все о ПТ-САУ
    Арт-САУ [5]
    Все об Арт-САУ

    Мини-чат

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Форма входа

    Счетчик посещений
    web counter


    Главная » Статьи » Легкие танки

    Танки второго уровня Немецкого дерева развития(часть 1я)
    Доброе время суток, дорогой читатель. Совсем недавно ты прочел мою заключительную часть про советские танки второго уровня, и вот перед тобой первая часть из цикла статей про немецкую технику. В ней я расскажу про легкий танк Pz.Kpfw.II - этот маленький танк был боевой "лошадкой" первого этапа Блицкрига. У него было множество модификаций,на его основе были построены различные боевые машины. Но о них мы поговорим позже,здесь я расскажу только о некоторых из них.

    Блицкриг - это похожее на выстрел слово известно, наверное, всем. Оно обычно ассоциируется с жарким летом 1941 года, с трагическим началом Великой Отечественной войны. Однако вторая половина 1941 года - это уже закат блицкрига, его последний аккорд. Его начало - это сентябрь 1939 года в Польше, апогей - май-июнь 1940 года во Франции. Именно об этом периоде и о тех танках, которые обеспечили феноменальный успех вермахта в этих кампаниях, пойдет речь в этой статье.
    Сразу нужно оговориться, что принятое в советской печати обозначение немецких танков буквой "Т" в корне неверно. Буквенные индексы, как правило, не переводятся. Поэтому в этой, да и в последующих статьях о германской бронетанковой технике немецкие танки будут обозначаться так, как это принято во всем мире, - Pz Kpfw (Panzerkampfwagen - бронированная боевая машина) или для краткости Pz (Panzer - танк). Подобное сокращение принято и в самой Германии.

    Как известно, положения Версальского договора запрещали Германии производить танки и иметь в составе армии танковые части. Но нет такого договора, который нельзя было бы обойти, тем более при тогдашних способах контроля. Уже в 20-х годах в Германии разрабатывается и строится ряд опытных конструкций, известных как "малый трактор" и "большой трактор".
    Обычно работы по созданию первых массовых германских танков Pz Kpfw I и Pz Kpfw II связывают с приходом к власти нацистов. Это не совсем верно. Еще в 1931 году инспектор автомобильных войск рейхсвера генерал-майор Освальд Луц выдвинул проект формирования крупных танковых соединений, оценив при этом достигнутые к тому времени результаты по постройке танков в Германии как неудовлетворительные. Находясь под сильным влиянием начальника своего штаба подполковника Гейнца Гудериана, он отдал указание приступить к разработке проекта танка массой 5000 кг для использования его в учебных целях (единственная поблажка Версальского договора). До сих пор для этого в войсках применялись деревянные макеты танков, смонтированные на легковых автомобилях.

    Заказ поступил на четыре фирмы: Daimler-Benz, Rheinmetall-Borsig, Maschinenfabrik Augsburg-Nurnberg (MAN) и Krupp. Последняя уже располагала готовым проектом "малого трактора" LKA, разработанного инженерами Хогельлохом и Вольфертом. В целях дезинформации танк получил название LaS (Landwirtschaftlicher Schlepper - сельскохозяйственный тягач). Первый прототип был готов в июле 1932 года. Летом следующего года пять первых шасси LaS прошли испытания на Куммерсдорфском полигоне. По их результатам в конструкцию машины были внесены некоторые изменения. Первые 15 серийных танков, получивших индекс 1 LaS Krupp, были готовы к концу апреля 1934 года.

    Они поступили на вооружение Kraftlehrkommando Zossen (Учебная команда автомобильных войск в Цоссене). Вскоре команду преобразовали в 1-й танковый полк. На базе аналогичной части в Ордурфе был сформирован 2-й танковый полк. В 1935 году, после отказа Гитлера соблюдать условия Версальского договора, о формировании танковых частей было объявлено уже официально. Вскоре танк 1 LaS Krupp сменил название на Pz Kpfw I Ausf A (Ausfuhrung - модель, тип). Наряду с этим была принята и сквозная система обозначений для всех подвижных средств вермахта: Kraftfahrzeuge Nummersystem der Wermacht. По этой системе танк Pz I и его последующие модификации имели номера от Sd Kfz 101 до Sd Kfz 120 (Sd Kfz - Sonderkraftfahrzeug - машина особого назначения, спецмашина), а командирский вариант - Sd Kfz 265.
    Боевая масса Pz I Ausf A составляла 5.4 т, экипаж 2 чел.; четырехцилиндровый карбюраторный двигатель Krupp М305 мощностью 57 л.с. позволял танку двигаться с максимальной скоростью до 57 км/ч. Вооружение состояло из двух 7.92-мм пулеметов Dreyse MG-13.

    В целом же танк Pz I отличался от танкеток наличием вращающейся башни и несколько большей толщиной броневых листов (6-13 мм), не превышавшей у последних 10 мм. С 1936 года началось производство танка Pz I Ausf В, главным отличием которого была установка шестицилиндрового двигателя Maybach NLЗ8ТR мощностью 100 л. с. Пулеметы MG-13 заменили новыми - MG-34, внесли изменения и в ходовую часть. В результате масса танка выросла до 6 т и его подвижность существенно не возросла. Танки Pz I обеих версий послужили базой для командирского танка, САУ с 47-мм чешской противотанковой пушкой, тягачей и других специальных машин. В последующем делались попытки создания новых конструкций в развитие линии Pz I. Но дальше выпуска установочных партий (46 танков Pz I Ausf С и 30 Ausf F) дело не пошло.


    С самого начала было ясно, что даже для временного вооружения танковых частей (в ожидании более мощных боевых машин) танков Pz I недостаточно. Поэтому уже в конце 1934 года были разработаны тактико-технические требования к танку массой 10 т, вооруженному 20-мм пушкой. По уже упомянутым причинам танк получил обозначение LaS 100 и также, как Pz I, предназначался для учебных целей. Прототипы LaS 100 на конкурсных началах разрабатывались тремя фирмами: Krupp, Henschel и MAN. Весной 1935 года фирма Krupp представила комиссии танк LKA-2 - версию танка LKA с увеличенной башней под 20-мм пушку. Henschel и MAN представили только шасси.
    В результате для серийного производства было выбрано шасси MAN, броневой корпус для которого изготовила фирма Daimler-Benz. Генподрядчиками по серийному выпуску должны были стать фирмы MAN, Daimler-Benz, Fahrzeug und Motorenwerke GmbH (FAMO), Wegmann и Muhlenbau und Industrie AG (MIAG). К концу года изготовили первые 10 танков, оснащенных бензиновыми двигателями Мауbach НL57ТR мощностью 130 л. с. Скорость движения достигала 40 км/ч, запас хода - 210 км. Толщина брони колебалась в пределах от 5 до 14.5 мм. Вооружение состояло из 20-мм пушки KwK 30 (KwK -Kampfwagenkannone - танковая пушка) и пулемета MG-34. По уже упомянутой системе обозначения боевых машин танк LaS 100 получил индекс Sd Kfz 121. Первые же серийные танки были обозначены Pz Kpfw II Ausf. а1, следующие 15 машин - Ausf а2. Танков версии Ausf а3 было выпущено 75 штук. Все эти варианты незначительно отличались друг от друга. На а1 и а3, например, отсутствовали резиновые бандажи поддерживающих катков. Немногим отличались от предыдущих и 25 танков Ausf b. Самым крупным отличием стала установка нового двигателя - Maybach HL62ТR.
    Испытания всех этих танков выявили существенные недостатки в конструкции ходовой части. Поэтому в 1937 году был сконструирован совершенно новый тип шасси. Впервые его применили на 200 танках Pz II Ausf c. Ходовая часть состояла из пяти опорных катков среднего диаметра, подвешенных на полуэллиптических рессорах. Число поддерживающих катков возросло до четырех. Новая ходовая часть повысила плавность хода по местности и скорость движения по шоссе и оставалась неизменной во всех последующих модификациях (кроме вариантов D и Е, речь о которых пойдет ниже). Масса танка возросла до 8.9 т.

    В 1937 году на заводе фирмы Henschel в Касселе началось серийное производство наиболее массовых вариантов Pz II Ausf. A, B и C. Месячный выпуск составлял 20 машин. В марте 1938 года на этом заводе производство было завершено и началось на заводе Altmarkische Kettenfabrik GmbH (Alkett) в Берлине, с темпом 30 танков в месяц.
    В танках Ausf A были введены синхронизированная коробка передач, двигатель Maybach НL62ТRМ мощностью 140 л. с., новый тип смотровой щели у механика-водителя. Модификация В имела изменения. носившие в основном технологический характер и упрощавшие серийное производство. Pz II Ausf. C получил улучшенную систему охлаждения двигателя и бронестекла в смотровых приборах толщиной 50 мм (у A и B - 12 мм).

    На боевых машинах модификации С улучшили систему охлаждения двигателя и установили в смотровых блоках бронестекла толщиной 50 мм (у А и В — 12 мм). Темпы выпуска танков Ausf.C были крайне низкими. Достаточно сказать, что в июле 1939 года собрали 9 машин, в августе — 7, в сентябре — 5, в октябре — 8, а в ноябре — всего 2 танка! Завершилось его производство в марте — апреле 1940 года. Это можно объяснить, по-видимому, тем, что еще до окончания производства началась модернизация боевых машин этой модификации и параллельно вариантов с, А и В. Дело в том, что к этому времени немцы завершили анализ испанского опыта. В гражданской войне в Испании приняли участие несколько десятков легких танков Pz.l. И хотя Pz.ll в этой войне не участвовали, но и они, по сравнению с советскими легкими танками Т-26 и БТ-5. воевавшими на стороне республиканцев, и танками вероятных противников (французскими R35 и Н35. а также польскими 7ТР), имели слабое вооружение и бронирование.

    Вооружение немцы почему-то модернизировать не стали — обычно это объясняется малыми размерами башен. Действительно, из пушек большего калибра в башню Pz.ll, «вписывалась» только 37-мм KwK L/45. устанавливаемая в Pz.HI. но тогда в башне «двойки» становилось слишком тесно, да и размещать боекомплект было практически негде. Впоследствии эту пушку устанавливали в башни Pz.ll. используемые в фортификационных сооружениях, где эти проблемы легко разрешались (пулемет МО 34 при этом демонтировался).

    Однако совершенно непонятно, почему в штатную башню нельзя было установить 20-мм пушку с «зенитным» неукороченным стволом длиной 1300 мм. В этом случае начальная скорость бронебойного снаряда увеличивалась с 780 до 835 м/с и соответственно возрастала бронепробивае-мость. Видимо, решающее значение тут имел выход ствола пушки за габариты танка, что в то время повсеместно считалось неприемлемым. Кстати, именно из-за этого ствол пушки KwK 30 был укорочен на 300 мм, по сравнению со стволом зенитного орудия Flak 30.

    Словом, модернизация Pz.II спелась и основном к увеличению толщины брони. Лобовую броню башни усилили листами толщиной 14.5 и 20 мм, корпуса - 20 мм. Изменилась и конструкция лобовой части корпуса. Поверх штатного гнутого 14,5-мм бронелиста приваривались два. соединяемых под углом 70°. Верхний лист имел толщину 14,5 мм, нижний — 20 мм. На машинах Ausf.C вместо двухстворчатого люка в крыше башни стала устанавливаться командирская башенка, позволявшая вести из танка круговое наблюдение. Такая же башенка появилась на части танков моделей с, А и В. Поскольку изменения вносились в ходе капремонта, то затронули не все машины.

    После Польской кампании почти все «двойки» ранних выпусков были доведены до стандарта Ausf.C. Последовали и новые улучшения, в частности, погон башни спереди и сзади был защищен специальным броневым бортиком, предохранявшим башню от заклинивания при попадании пуль и осколков.

    Следует упомянуть, что в ноябре 1938 года фирма MAN начала работы над установкой в танк Pz.II дизеля HWA 1038G мощностью 175 — 200 л.с. Однако испытания закончились неудачно, и в конце 1940 года эксперименты прекратили.

    Pz.II Ausf.D/E

    В 1938 году фирма Daimler-Benz разработала проект так называемого «быстрого танка» (Schnellkampfwagen), предназначенного для танковых батальонов легких дивизий. По внешнему виду эта машина резко отличалась от других модификаций «двойки». У Ausf.C позаимствовали только башню с вооружением, ходовую часть и корпус сконструировали заново.
    В ходовой части типа Кристи использовались четыре опорных катка большого диаметра на борт, новые ведущие и направляющие колеса. Корпус был практически такой же. как у танка Pz.lll. Боевая масса машины составляла 10 т. Двигатель Maybach HL 62TRM позволял танку развивать максимальную скорость по шоссе 55 км/ч. Коробка передач Maybach Variorex VG 102128H имела семь скоростей вперед и три — назад. Pz.ll Ausf.E отличались от Ausf.D усиленной подвеской, новой гусеницей и измененной конструкцией ленивца. В 1938 — 1939 годах фирмы Daimler-Benz и MAN выпустили 143 танка обеих версий и около 150 шасси.

    27 ноября 1939 года было принято решение о производстве серии модернизированных танков Ausf.F — последней модификации «классического» Pz.ll. Это объяснялось дефицитом танков в вермахте, не позволявшим укомплектовать вновь формируемые танковые соединения. Танки этой серии получили корпус новой конструкции, имевший вертикальную лобовую плиту во всю его ширину. В правой ее части устанавливался макет прибора наблюдения механика-водителя, в то время как настоящий находился слева. Новая форма крышек смотровых окон в маске-установке усилила ее бронестойкость. На некоторых машинах устанавливалась 20-мм пушка KwK 38.

    Производство Ausf.F развертывалось очень медленно. В июне 1940 года собрали только три танка, в июле — два, в августе - декабре — четыре! Темп удалось набрать лишь в 1941 году, когда годовой выпуск составил 233 машины этой модификации. В следующем году заводские цеха покинул 291 Pz.ll Ausf.F. Всего же было выпущено 532 танка модификации F. Основными его изготовителями стали заводы FAMO в Бреслау, Vereinigten Maschinenwerken в оккупированной Варшаве, MAN и Daimler-Benz.

    К сожалению, как и в случаях с большинством других немецких боевых машин, указать абсолютно точное число выпущенных Pz.ll не представляется возможным. Вот данные,которые я смог найти.

    МАШИНЫ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ НА БA3E Pz.II

    ОГНЕМЕТНЫЙ ТАНК Pz.ll (F)
    После того как 21 января 1939 года было принято решение о формировании танковых подразделений специального назначения фирмы MAN и Wegmann получили задание спроектировать огнеметный танк — Flammpanzer.
    Фирма MAN при создании такой машины использовала шасси танков Pz.ll Ausf.D/E. На них установили башни оригинальной конструкции, вооруженные одним пулеметом MG 34. Два огнемета Flamm 40 размещались в дистанционно управляемых вращающихся башенках, расположенных в передней части надгусеничных полок. Бронированные баки с огнесмесью устанавливались на надгусеничных полках позади башенок с огнеметами. Давление для огнеметания создавалось с помощью сжатого азота. Баллоны с азотом находились внутри корпуса танка. Огнесмесь при выстреле поджигалась ацетиленовой горелкой. Позади баков с огнесмесью на специальных кронштейнах были установлены мортирки для пуска дымовых гранат.
    Танки Pz.II(F) или Flammpanzer II получили индекс Sd.Kfz.122 и название Flamingo (насколько оно официально, автору выяснить не удалось). Серийное производство огнеметных танков началось в январе и закончилось в октябре 1940 года после выпуска 90 машин. В августе 1941 года был выдан заказ еще на 150 танков этого типа, но после пере¬оборудования 65 единиц Pz.ll Ausf.D/E заказ аннулировали.

    Из танков Flamingo сформировали три огнеметных батальона, которые воевали под Смоленском и на Украине и везде несли тяжелые потери из-за неудачного расположения на танках баков с огнесмесью. Здесь небезынтересно будет привести выдержки из памятки "Как бороться с зажигательными средствами врага", предназначенной для бойцов Красной Армии.

    ••На вооружении бронетанковых частей немецко-фашистской армии имеются огнеметные танки Sd-122.
    Танк имеет две огнеметные установки с вращающимся до 180° устройством для брандспойтов емкостью 160 л каждая. Это позволяет танку производить до 80 двух-трехсекундных выстрелов на расстоянии 60 - 70 м.
    Применяемые огнеметами смеси состоят из каменноугольного масла, тяжелого бензола и керосина или смеси моторного масла с керосином и бензином. Смесь хорошо горит в воздухе, развивая температуру до 600 — 700°. Горение происходит быстро и сопровождается выделением густого черного дыма.

    Огнеметный танк можно отличить по коротким тупым брандспойтам в правой и левой башнях, которые отличаются от пушки тем, что не имеют широких отверстий канала ствола. На некоторых огнеметных танках в задней части находятся мортирки для метания дымовых шашек, хорошо заметные издали.
    Встретив огнеметный танк противника, атакуй его с фланга, не давай ему возможности использовать огнеметы. Старайся попасть снарядом в правую или левую башню (у основания). Это сразу приведет к взрыву резервуаров огнеметов или испортит установку.

    ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ


    Компоновка танка представляла собой классическую немецкую схему с передним расположением трансмиссии. Особенностью компоновки Pz.ll было размещение двигателя и трансмиссии со смещением к правому борту. Соответственно обитаемые отделения танка оказались смещены к левому борту.

    КОРПУС танка сваривался из катаных листов хромоникелевой стали. Посадочного люка в крыше корпуса у механика-водителя не было, и для этой цели он пользовался одностворчатым люком в верхнем лобовом листе корпуса. В отделении управления находились брезентовое сиденье механика-водителя, органы управления танком и контрольные приборы.

    В корпусе имелись четыре смотровых прибора со стеклоблоками триплекс, закрывавшиеся снаружи броневыми крышками со смотровыми щелями. Моторное отделение отделялось от боевого перегородкой. В последнем справа располагался двигатель, а слева - радиатор и вентилятор системы охлаждения. В правой части крыши моторного отделения имелся двухстворчатый люк для доступа к двигателю.

    БАШНЯ — сварная, шестигранная — была смещена относительно продольной оси танка влево на 85 мм. В ее крыше находился двухстворчатый люк, замененный в процессе модернизации командирской башенкой. В правой створке люка выполнялся маленький прямоугольный лючок для флажковой сигнализации. Вращение башни осуществлялось вручную с помощью механизма поворота, располагавшегося справа от маск-установки вооружения. В бортах башни имелись два смотровых прибора со стеклоблоками триплекс и два вентиляционных лючка, закрываемых броневыми крышками. Полик боевого отделения в башне отсутствовал.

    ВООРУЖЕНИЕ. На танках Pz.ll Ausf. a. Ь, с, А — F устанавливалась 20-мм автоматическая пушка KwK 30 с длиной ствола 50 калибров. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 780 м/с, скорострельность - 280 выстр./мин. Максимальная дальность стрельбы - 4400 м дальность прямого выстрела— 1000 м. Масса орудия — 63 кг. Горизонтальное на ведение осуществлялось за счет ловоро та башни, вертикальное — с помощью вин тового подъемного механизма, размещен ного слева от пушки. Угол вертикального наведения колебался в пределах от — 9,5' до +20°.

    На части танков Ausf F устанавливалас 20-мм автоматическая пушка KwK 38, отличавшаяся от KwK 30 лучшим качеством изготовления, меньшей массой (56 кг) и| большей скорострельностью (450 выстр./l мин).

    Боекомплект пушки состоял из 180 выстрелов (в ходе войны он возрос до 320 в магазинах по 10 штук в каждом. Броне-] бойно-грассирующий снаряд массой 148 rl на дистанции 100 м при угле встречи 90° пробивал броневую плиту толщиной от 17,5 до 20 мм. В 1940 году в боекомплект! Pz.ll ввели выстрел Panzergranatpatrone 40,1 сердечник которого выполнялся из твердого сплава с использованием вольфрама. Бронепробивае-мость новым снарядом на дистанции 100 м достигала 40 мм при угле встречи 60° и 20 мм на дистанции 500 м. В одной маске с пушкой устанавливался 7,92-мм пулемет MG 34. Его боекомплект состоял из 1425 патронов. С 1940 года боекомплект был увеличен до 2100 патронов в барабанных магазинах по 75 патронов в каждом.

    Наведение пушки в цель осуществлялось с помощью телескопических прицелов Zeiss TZF 4 (Ausf.a, b. с. А, В), TZF 4/36 (Ausf. О и Е), TZF 4/38 (Ausf. С и F с пушкой KwK 30). На машинах Ausf.F с пушкой KwK 38 устанавливался прицел TZF За.

    ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ. Танки Pz.ll Ausf.a - F оснащались двигателями Maybach HL 57TR. 62TR и 62TRM, шестицилиндровыми, карбюраторными, четырехтактными, рядными, жидкостного охлаждения, мощностью 130 (57TR) и 140 (62TR и 62TRM) л.с. при 2600 об/мин. Диаметры цилиндров — 100 и 105 мм соответственно. Ход поршня — 120 мм. Степень сжатия - 6.3 (57TR) и 6.5 (62TR и 62TRM). Рабочий объем — 5698 см3 и 6234 см3. Конструктивно все двигатели были подобны.

    Топливо — этилированный бензин с октановым числом не ниже 74. В топливную систему входили два бензобака емкостью 102 и 68 л. У танков модификаций D и Е — один бензобак емкостью 200 л. Топливный насос Pallas № 62601, карбюратор Solex 40JFF II. Трансмиссия состояла из карданной передачи, двухдискового главного фрикциона сухого трения, коробки передач, одноступенчатых планетарных механизмов поворота и бортовых передач.

    Шестискоростная (6+1) коробка передач ZF Aphon SSG45 (Ausf. a - с) имела синхронизаторы только на 2-й и 6-й передачах. На танках Ausf. А — С и F устанавливалась шестискоростная коробка передач ZF Aphon SSG46 с дисковыми синхронизаторами на всех передачах.

    ХОДОВАЯ ЧАСТЬ танков модификаций а и b применительно к одному борту состояла из шести опорных катков, сблокированных попарно на продольной внешней балке в три тележки и подвешенных на четвертьэллиптических листовых рессорах. Верхняя ветвь гусеницы опиралась на три поддерживающих катка. Модификации А — С и F имели пять обрезиненных опорных катков диаметром 550 мм. подвешенных на четверть-эллиптических рессорах индивидуально, и четыре поддерживающих катка. В ходовую часть вариантов D и Е входили только четыре опорных катка. Ведущие колеса - переднего расположения. Гусеница шириной 300 мм состояла из 108 траков (у модификаций О и Е — из 96 траков).


    ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 12 В. Источники: генераторы Bosch BNF 2.5/12BRS1I2 Bosch BNG 2.5/12BR183 12AL/ZMA/R3 (Ausf.b и с) и Bosch BNG 2.5/AL/ZMA (остальные модификации); аккумулятор Bosch емкостью 120 А-ч. Потребители: электростартер, система зажигания, контрольные приборы, приборы звуковой и световой сигнализации, аппаратура внутреннего и внешнего освещения, звуковой сигнал.

    СРЕДСТВА СВЯЗИ. Все танки Pz.ll оснащались коротковолновой радиостанцией FuG 5. Дальность действия 6.4 км телефоном и 9.4 км телеграфом.

    БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ


    Боевое крещение Pz.ll приняли в марте 1938-го, в ходе операции по присоединению Австрии к рейху, так называемом аншлюсе. Боевых столкновений в ходе этой операции не было, но во время марша до Вены до 30% «двоек» вышло из строя по техническим причинам, главным образом из-за низкой надежности ходовой части. По причине плохой организации ремонтно-эвакуационной службы большинство этих танков были оставлены на обочинах дорог. После аншлюса генерал Г.Гудериан, командовавший тогда 2-й танковой дивизией, остро поставил вопрос об улучшении системы эвакуации и ремонта боевых машин.

    Бескровно прошло и присоединение к Германии Судетской области Чехословакии в октябре 1938 года-как результат Мюнхенского сговора. Потерь в материальной части было уже значительно меньше, поскольку к местам сосредоточения танки Pz.l и Pz.ll доставлялись на грузовиках, что позволило сохранить мизерный ресурс ходовой части. Кстати, следует отметить, что для перевозки Pz.ll использовались грузовые автомобили Faun L900 D567 (6x4) и двухосные прицепы Sd.Anh.115. За Судетской областью последовала оккупация Чехии и Моравии. 15 марта 1939 года первыми вступили в Прагу Pz.ll из состава 2-й танковой дивизии вермахта.

    Накануне Польской кампании Pz.ll, наряду с Pz.l, составляли большинство боевых машин Панцерваффе. 1 сентября 1939 года немецкие войска располагали 1223 танками этого типа. В каждую роту легких танков входил один взвод (5 единиц) «двоек». Всего же в танковом полку имелось 69 танков, а в батальоне—33. Только в строю 1-й танковой дивизии, лучше других укомплектованной танками Pz.HI и Pz.IV, находилось 39 Pz.ll. В дивизиях двухполкового состава (2-й, 4-й и 5-й) насчитывалось до 140, а однополковых от 70 до 85 танков Pz.ll. 3-я танковая дивизия, в состав которой был включен учебный батальон (Panzer Lehr Abteilung), располагала 175 танками Pz.ll. Меньше всего «двоек» имелось в составе легких дивизий. Машины модификаций О и Е состояли на вооружении 67-го танкового батальона 3-й легкой дивизии и 33-го танкового батальона 4-й легкой дивизии.

    Броня «двоек» без усилий пробивалась снарядами 37-мм противотанковых пушек wz.36 и 75-мм полевых пушек польской армии, что выяснилось уже 1 — 2 сентября при прорыве позиций Волынской кавалерийской бригады под Мокрой. 1-я танковая дивизия потеряла там восемь машин Pz.ll. Еще большие потери - 15 танков Pz.ll — понесла 4-я танковая дивизия на подступах к Варшаве. Всего же за время Польской кампании до 10 октября вермахт потерял 259 танков этого типа. Однако безвозвратные потери составили только 83 машины.

    Для участия в захвате Дании и Норвегии был сформирован 40-й батальон специального назначения (Panzer Abteilung z.b. V 40), состоявший из трех рот, в каждую из которых, в отличие от штатной организации Панцерваффе, входило всего три взвода. На вооружении батальона находились легкие танки Pz.l и Рг.И, а также командирские машины Pz.Bef.Wg.

    Вторжение в Данию началось 9 апреля 1940 года. Датские войска практически не оказали сопротивления, и боевые действия завершились еще до полудня. Вскоре «единички» и -двойки» 1-й и 2-й рот 40-го батальона продефилировали по улицам Коппенгагена.

    Тем временем 3-я рота направлялась в Норвегию. По пути не обошлось без потерь—вечером 10 апреля транспорт «Antaris H» торпедировала британская подводная лодка, и он затонул с пятью танками на борту. Другой пароход — «Urundi» — сел на мель и прибыл в Осло только 17 апреля. В качестве компенсации за понесенные потери два дня спустя батальону был придан взвод из трех тяжелых трехбашенных танков Nb.Fz. К 24 апреля на Скандинавский полуостров прибыли и две другие роты батальона. Теперь в его составе насчитывалось 54 танка: 3 Nb.Fz.. 29 Pz.l. 18 Pz.ll и 4 командирских. Эти боевые машины использовались для поддержки пехоты в боях с высадившимися в Норвегии вслед за немцами английскими и французскими войсками. В ходе этих боев, в которых участие танков носило, впрочем, весьма ограниченный характер, батальон потерял 11 машин, из них — два Pz.ll Ausf.C.

    К началу наступления на Западе 10 мая 1940 года Панцерваффе располагали 1110 танками Pz.ll, 955 из которых находились в боеготовом состоянии. При этом количество танков в разных соединениях существенно различалось. Так. в 3-й танковой дивизии, действовавшей на фланге, их имелось 110, а в 7-й танковой генерала Э.Роммеля, находившейся на направлении главного удара, — 40. Против хорошо бронированных французских легких и средних танков «двойки» были практически бессильны. Они могли поразить машины противника только с близкой дистанции в борт или корму. Впрочем, танковых боев в ходе Французской кампании было мало. Основная тяжесть борьбы с французскими танками легла на плечи авиации и артиллерии. Тем не менее, урон немцы понесли весьма существенный, в частности, они потеряли 240 танков Pz.ll.
    Летом 1940 года 52 «двойки» из состава 2-й танковой дивизии были переоборудованы в плавающие танки. Из них сформировали два батальона 18-го танкового полка 18-й танковой бригады (позже развернутой в дивизию). Предполагалось, что вместе с подготовленными для движения под водой Pz.HI и Pz.IV «двойки» примут участие в операции «Морской лев» — высадке на побережье Англии. Обучение экипажей к движению на плаву осуществлялось на полигоне в Путлосе. Поскольку высадка на берега «Туманного Альбиона» не состоялась, Schwimmpanzer II перебросили на восток. В первые часы операции «Барбаросса» эти танки вплавь форсировали Западный Буг. В дальнейшем их использовали как обычные боевые машины.

    Танки Pz.ll 5-й и 11-й танковых дивизий принимали участие в боевых действиях в Югославии и Греции в апреле 1941 года. Два танка морем были доставлены на о.Крит, где они огнем и маневром поддерживали высадившихся 20 мая на этот греческий остров немецких парашютистов.

    В марте 1941 года в 5-м танковом полку 5-й легкой дивизии Германского африканского корпуса, высадившейся в Триполи, имелось 45 Pz.ll, главным образом модели С. К ноябрю 1941 года, после прибытия 15-й танковой дивизии, число «двоек» на Африканском континенте достигло 70 единиц. В начале 1942 года сюда доставили еще одну партию Pz.ll Ausf .F(Tp) — в тропическом исполнении. Переброску этих машин в Африку можно объяснить, пожалуй, только их малыми массой и габаритами, по сравнению со средними танками. Немцы не могли не отдавать себе отчета в том, что против большинства танков 8-й английской армии «двойки» были бессильны, и лишь высокая скорость помогала им выходить из-под обстрела противника. Впрочем, несмотря ни на что Pz.ll Ausf.F использовались здесь вплоть до 1943 года.

    По состоянию на 1 июня 1941 года в гитлеровской армии насчитывалось 1074 боеготовых танков Pz.ll. Еще 45 машин находилось в ремонте. В соединениях, предназначенных для участия в операции «Барбаросса» и сосредоточенных у границы Советского Союза, имелось 746 машин этого типа, что составляло почти 21% от общего числа танков. По тогдашнему штату один взвод в роте должен был иметь на вооружении танки Pz.ll. Но это положение соблюдалось не всегда: в одних дивизиях «двоек» было много, иногда сверх штата, в других — не было совсем. На 22 июня 1941 года Pz.ll находились в составе 1-й (43 единицы), 3-й (58), 4-й (44), 6-й (47). 7-й (53), 8-й (49). 9-й (32). 10-й (45), 11-й (44). 12-й (33), 13-й (45).

    14-й (45). 16-й (45), 17-й (44), 18-й (50). 19-й (35) и 20-й (31) танковых дивизий вермахта. Кроме того, линейные «двойки» имелись и в составе 100-го и 101-го огнеметных танковых батальонов. Pz.ll без труда могли бороться с советскими легкими танками Т-37, Т-38 и Т-40, вооруженными пулеметами, а также с бронеавтомобилями всех типов. Легкие же танки Т-26 и БТ, особенно последних выпусков, поражались «двойками» лишь со сравнительно близких дистанций. При этом немецким машинам неизбежно приходилось входить в зону эффективного огня советских 45-мм танковых пушек. Уверенно пробивали броню Pz.ll и советские противотанковые пушки. К концу 1941 года на Восточном фронте немецкая армия потеряла 424 танка Pz.ll.

    Тем не менее, в 1942 году некоторое количество машин этого типа еще сохранялось в составе боевых частей вермахта и войск СС. Правда, в отдельных соединениях их наличие было чисто символическим. Так, накануне немецкого летнего наступления на Восточном фронте Pz.ll еще состояли на вооружении 1 -и (2 единицы), 2-й (22). 3-й (25), 4-й (13), 5-й (26), 8-й (1). 9-й (22). 11-й (15). 13-й (15). 14-й (14). 16-й (13), 17-й (17), 18-й (11), 19-й (6), 20-й (8), 22-й (28). 23-й (27) и 24-й (32) танковых дивизий Панцерваффе. Помимо этого, они находились в боевом составе 3-й (10), 16-й (10), 29-й (12) и 60-й (17) моторизованных дивизий, дивизии Grofideutschland (12) и моторизованной дивизии СС Wiking (12). В течение 1942 года на всех театрах боевых действий германская армия потеряла 346 Pz.ll.

    В 1943 году «двойки», постепенно вы-тясняемые из боевых подразделений, все чаще привлекались для несения патрульной службы, охраны штабов, разведки и противопартизанских операций. Потери за год составили 84 единицы, что говорит о резком сокращении количества Pz.ll в войсках. Тем не менее, на март 1945-го немцы еще располагали 15 такими танками в действующей армии и 130 — в армии резерва.

    Башни Pz.ll в значительных количествах использовались при создании различных долговременных огневых точек. На разного рода фортификационных сооружениях как на Западе, так и на Востоке находилось 100 башен Pz.ll с 37-мм пушкой и 536 со штатной 20-мм KwK 30. Кроме немецкой армии, «двойки» состояли на вооружении в Словакии, Румынии и Болгарии. В конце 40-х годов несколько машин этого типа (по-видимому, бывших румынских) находилось в Ливане.

    В настоящее время танки Panzer II, в основном машины модификации F, можно увидеть в нескольких музеях мира: на Абердинском полигоне (США), в Бовингтоне (Великобритания) и в подмосковной Кубинке.

    В военном музее в Белграде (Югославия) сохраняется машина модификации С.

    Оценка машины.


    Как уже упоминалось. Pz.II рассматривался Управлением вооружений и руководством вермахта как некая промежуточная модель между учебным Pz.l и по-настоящему боевыми Pz.III и Pz.IV. Однако реальная ситуация опрокинула планы гитлеровских стратегов и заставила поставить в боевой строй не только Pz.II, но и Pz.I. Удивительно, насколько германская промышленность в 1930-е годы оказалась неспособной развернуть массовое производство танков. Об этом можно судить по данным, приведенным в таблице и свидетельствующим, насколько мизерным был выпуск танков даже в последние пять месяцев перед войной.

    Но и после начала боевых действий, когда промышленность рейха перешла на режим военного времени, выпуск танков существенно не вырос. Тут уж было не до промежуточных моделей.
    Впрочем, на момент своего создания Pz.II оказался полноценным легким танком. Его броневая защита не уступала таковой у большинства легких танков тех лет. После модернизации «двойка» по этому параметру выдвинулась на лидирующее место, уступая только французским R35 и Н35. На достаточно высоком уровне находились маневренные характеристики танка, оптика и средства связи. «Ахиллесовой пятой» оставалось только вооружение, поскольку даже в середине 1930-х годов 20-мм пушка в качестве основного вооружения для легкою танка уже считалась бесперспективной. Для сравнения: орудия близкого калибра - 25 мм - были установлены лишь на нескольких десятках французских легких разведывательных танков. Правда, уже накануне Второй мировой войны 20-мм пушкой вооружались легкие итальянские машины L6/40. но невысокий уровень итальянского танкостроения общеизвестен.
    Однако было бы интересно сравнить «двойку» с другим «собратом» по вооружению, появившимся еще позже — осенью 1941 года. Речь идет о советском легком танке Т-60.

    Анализируя данные этих машин, можно сказать, что советским танкостроителям удалось добиться практически одинакового с немецким танком уровня защищенности, что при меньших массе и габаритах существенно повышало неуязвимость Т-60. Почти аналогичными были и динамические характеристики обеих машин. Несмотря на большую удельную мощность, Pz.II не был быстроходнее «шестидесятки». Формально одинаковыми были и параметры вооружения: оба танка оснащались 20-мм пушками с близкими баллистическими характеристиками. Начальная скорость бронебойного снаряда пушки Pz.II составляла 780 м/с, у Т-60 — 815 м/с. что теоретически позволяло им поражать одни и те же цели. На самом же деле все обстояло не так просто: советская пушка ТНШ-20 не могла вести огонь одиночными выстрелами, а немецкая KwK 30, равно как и KwK 38, могла, что существенно повышало точность стрельбы. "Двойка” оказалась эффективнее на поле боя и за счет численности экипажа, состоявшего из трех человек и имевшего к тому же гораздо лучший обзор из танка, чем экипаж Т-60. Важным преимуществом являлось и наличие радиостанции. В итоге Pz.II в качестве машины переднего края существенно превосходил «шестидесятку». Еще больше это преимущество ощущалось при использовании танков для разведки, где малозаметный, но «слепой» и «немой» Т-60 был практически бесполезен.

    Тактико-технические данные легких танков Pz.Kpfw.II всех модификаций.




    Источники материалов: www.aviarmor.net
    Энциклопедия бронетехники
    http://www.achtungpanzer.eu
    Бронеколлекция МК. №4 2002. Легкий танк Panzer II "

    Надеюсь,что вы почерпнули еще немного интересной и полезной информации, ваш исторический обозреватель Дмитрий=позывной sherhhan
    Категория: Легкие танки | Добавил: sherhhan (05.02.2012) | Автор: Гинзбург Дмитрий E
    Просмотров: 1079 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/2
    Всего комментариев: 2
    2  
    good

    1  
    good

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • GB © 2017 Создать бесплатный сайт с uCoz