Танки первого уровня,начало начал - Легкие танки - Каталог статей - Дикие танкисты с золотыми погонами
Батальон диких танкистов "Германские варвары" Пятница, 24.03.2017, 09:02
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Состав батальона
  • bandidos
  • Yurik13
  • satrap1978
  • STALIN92
  • Musyaka
  • Formix
  • Spirit_War
  • KirGiz
  • Aleksashka
  • dave135
  • Love_horses
  • Gi0X
  • timmi6426
  • creckadrenalin
  • 30russia
  • sherhhan
  • branden
  • valvalval
  • vladis760
  • WifaTank
  • Quest91
  • eqi9ym
  • glendic
  • menberg
  • baron1969
  • M_a_k_s_i_m_u_s
  • lis_andrey
  • steaaler
  • Ilyxa007
  • eagle2450
  • curren
  • nerevin_e1
  • tjuri
  • Nice_Girl_1
  • Pustun88
  • MegaOverkill
  • Germanskiy_Varvar

  • Категории раздела
    Обо всем [0]
    Все что не касается танков
    Танки [5]
    Все о танках
    Смешные истории о танках [1]
    Приколы и смешные рассказы о танках
    Легкие танки [18]
    Все о легких танках
    Средние танки [11]
    Все о средних танках
    Тяжелые танки [10]
    Все о тяжелых танках
    ПТ-САУ [4]
    Все о ПТ-САУ
    Арт-САУ [5]
    Все об Арт-САУ

    Мини-чат

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Форма входа

    Счетчик посещений
    web counter


    Главная » Статьи » Легкие танки

    Танки первого уровня,начало начал
    Итак, как и обещал ранее, я теперь буду рассматривать танки, которые есть в игре, начну с первых танков всех наций (МС-1,Leichttraktor,T1 Cunningham, Reno FT-17), которые доступны всем в начале игры и являются танками первого уровня. В этой и последующих статьях я буду делать не обзор, а именно детальное рассмотрение каждого танка.
    Начнем с дерева Советской техники. Итак МС-1 – прапрадедушка всех русских танков. Какой же он был, как к нему шли наши конструкторы и вообще с чего все началось.

    Первым серийным танком отечественном производства стал МС-1 (малый сопровождения, первый) или Т-18. Такой индекс ему присвоили его создатели. Конструкторский опыт и производственные навыки полученные в ходе работы над ним, позволили в начале тридцатых годов развернуть широкий выпуск бронированных машин разных типов и назначения, а также создать качественно новый род войск - танковый (по наименованию тех лет - бронетанковые и механизированные войска).

    ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
    Все началось в далеком 1920 году, когда в руки «большевиков» попал трофейный танк Рено FT-17,захваченный в бою с армией Деникина, он был поставлен «белогвардейцам» их союзниками. В 1920 году на заводе "Красное Сормово" в Нижнем Новгороде было построено пятнадцать танков типа "М". Все они имели собственные имена. Первый назывался "Борец за свободу товарищ Ленин". Другие получили наименования Илья Муромец", "Парижская Коммуна, "Буря" и т.д. Конструкция их в общих чертах соответствовала французской модели "Рено FТ" образца 1917 года. Но от прототипа они отличались более универсальным вооружением. Так, на "Рено" устанавливалась либо 37-мм пушка, либо 7,62-мм пулемет, а на "М" - и то и другое, причем в одной башне. Однако из-за отсутствия в данный период промышленной базы для производства бронетанковой техники с выпуском этих пятнадцати машин и закончилось строительство наших танков. Броневые, как тогда назывались, подразделения Красной Армии долгое время комплектовались английскими трофейными машинами. Они объединялись в танковые эскадры и автотанковые отряды, а позднее были сведены в танковый полк.

    В итоге наши конструкторы пришли к общему и здравому решению – нужно наладить производство собственных танков. Процесс создания МС-1 происходил следующим образом. К его проектированию привлекли вновь созданное Танковое бюро при Главном управлении военной промышленности (ГУВП). 6 мая 1924 года оно приступило к работе. И хотя в коллективе конструкторов не было ни одного человека, ранее занимавшегося танкостроением, и полностью отсутствовала необходимая документация, в 1927 году из ворот опытной мастерской завода "Большевик" (бывший Обуховский орудийный и сталеплавильный завод): в Санкт-Петербурге вышел опытный танк Т-16. Он представлял собой развитие идей, заложенных в машинах типа "М" Сормовского завода, но в тоже время и значительно отличался от них. В частности изменениям подверглись энергетическая установка, ходовая часть и вооружение. Например, карбюраторный мотор мощностью в 35 лошадиных сил имел общий картер с коробкой передач. Он устанавливался поперек корпуса, улучшая компоновку машины. Конструктор П. Сячинтов усовершенствовал 37-мм орудие французской фирмы "Гочкис" которое под наименованием ПС-1 стали размещать в башне танка. Были созданы новые системы электрооборудования, питания, смазки, элементы ходовой части. До июня 1927 года Т-16 проходил заводские испытания, а с 7 по 15 число того же месяца и года генеральные. Комиссия под председательством Начальника снабжения РККА П. Дыбенко рекомендовала внести некоторые изменения в системы моторной установки, задействовать опорные катки большего диаметра, дополнить ходовую часть катком с амортизатором на передних ветвях гусениц. Работы по совершенствованию опытного образца затянулись до ноября. И все же Реввоенсовет СССР, не дожидаясь их окончания, принял машину на вооружение. Беспрецедентный в истории случай объясняется только необходимостью как можно скорее начать выпуск танков. Новая машина под индексом МС-1 предназначалась для взаимодействия с пехотой и сопровождения ее в бою.

    Производство танков началось в 1928 году. До сих пор не удается точно определить, сколько же их изготовили. По программе "Система танко-тракторо-авто-броневооружения РККА", которая разрабатывалась под руководством заместителя начальника Штаба Красной Армии В. Триандафилова, промышленность в 1929-1930 годах должна была выпустить 325 МС-1. Учитывая ее возможности, это количество видимо и следует принять за основу. В то же время в печати приводятся и другие данные - более 900 машин ("Красная Звезда", 1967г., 8 августа). Однако более реальна первая цифра, так как с 1931 года в серию пошли танки Т-26, БТ-2 и танкетки Т-27.

    Первые тридцать МС-1 строились на средства добровольного общества ОСОАВИАХИМ. В мае 1929 года машины этой серии участвовали в параде на Красной площади Москвы. А в ноябре того же года девять танков в составе Забайкальской группы Особой Дальневосточной армии приняли боевое крещение на границе СССР в районе станции Маньчжурия и г. Чжалайнор. Пограничный конфликт на КВЖД, развязанный правительством Маньчжурии, дал первый опыт взаимодействия стрелковых и кавалерийских подразделений с танками нового типа. Появление их на поле боя вызвало у противника замешательство и обеспечило прорыв его пятикилометровой полосы укреплений за полтора часа.

    МС-1 был снят с вооружения в середине тридцатых годов. Но долгое время он использовался как база для исследовательских работ и обучения танкистов первоначальным навыкам вождения и стрельбы. Так, например, проводились эксперименты по установке на него 45- и 76-мм орудий, приборов наблюдения, усиливалась броневая защита и ходовая часть. Осенью 1938 года после пограничного конфликта в Приморье в районе озера Хасан, снятые с вооружения МС-1 использовали в укрепленных районах на границе в качестве неподвижных бронированных пулеметных точек. С танков демонтировались орудие, моторный агрегат и ходовая часть. На месте пушки в бронемаске закреплялась установка из спаренных пулеметов ДТ. Вырез в днище располагался над входом в подземный каземат, оборудованный для боеприпасов и продовольствия. Танки размещались в бетонные или дерево-земляные капониры. В таком виде они простояли до начала пятидесятых годов, а затем были исключены из системы оборонительных укреплений и заброшены. Вот почему долгое время ни в одном из военных музеев не было этого уникального танка. Лишь только осенью 1983 года два найденных корпуса МС-1 образца 1930 года привезли на одно из танкоремонтных предприятий Краснознаменного Дальневосточного округа и там способом макетирования восстановили его. Сейчас один из них находится в экспозиции Центрального музея Вооруженных сил.

    УСТРОЙСТВО ТАНКА МС-1

    КОРПУС И БАШНЯ. Их броневые листы соединялись методом клепки на каркасе. В передней (лобовой) части корпуса размещался трехстворчатый люк механика-водителя. Такое расположение на десяток лет определило его выполнение в танках последующего производства. Под погон башни в крыше делался круговой вырез, а в средней части ее по бокам от башни, размещались броневые пробки горловин бензобаков. Над моторно-трансмиссионным отделением находился съемный бронеколпак, а задний броневой лист корпуса имел отверстия. Через них для питания и охлаждения моторной установки поступал воздух. К съемному наклонному листу кормовой части болтами крепился "хвост" - устройство, облегчающее преодоление рвов и траншей.

    Башня танка МС-1 первоначально имела шестигранную форму. При модернизации в 1930 году боковые грани ее задней части заменили на прямоугольную нишу, задняя часть которой откидывалась на петлях. В нее укладывались артвыстрелы и патроны. На корпус башня устанавливалась через шаровую опору, а от вертикального перемещения ограничивалась тремя захватами, служившими в качестве стопора башни в походном положении.В правой передней и левой задней гранях размещались отверстия для установки пулемета в шаровой опоре, а в левой передней грани - прямоугольный вырез для полушаровой опоры пушки.В крыше башни выполнялось отверстие, ограниченное по периметру фасонными бронелистами с прорезями для наблюдения. Эту надстройку конструкторы назвали наблюдательной вышкой. Сверху она закрывалась сферической крышкой. Для вентиляции в борту башни расположили небольшой люк, закрываемый круглой или прямоугольной (на танках образца 1930 г.) крышкой. В задней грани башни образца 1928 года имелась амбразура для установки пулемета для стрельбы назад. На танке образца 1930 года башня выполнялась с кормовой нишей прямоугольной формы без задней прямоугольной амбразуры.

    Броневые листы корпуса и башни имели толщину 16, а крыши и днища 3 мм. В днище размещался люк запасного выхода. В танкеТ-18М максимальная толщина брони достигала 14 мм.
    ВООРУЖЕНИЕ. Как и предыдущие танки типа "М", Т-18 был вооружен коротко ствольным 37-мм орудием и пулеметной установкой. К орудию предусматривались осколочные гранаты со стальными и чугунными корпусами в количестве 104 артвыстрела, а к пулемету 2016 патронов.

    Пушка монтировалась в бронемаске. Она позволяла изменять угол наводки по горизонтали в пределах 35 градусов и по вертикали с углом возвышения +30 градусов и снижения -8 градусов. Прицельное приспособление пушки состояло из диоптра и мушки, установленной в бронемаске на выходе отверстия для прицеливания. Чтобы навести орудие в цель, наводчик с помощью плечевого упора перемещал ее по горизонтали и вертикали. Если же нужно было повернуть башню, то он делал это с помощью рычага левой рукой предварительно упершись спиной в ее стенку. Пулеметное вооружение на Т-18 представляло собой специальную установку системы оружейников В. Федорова, Д. Иванова и Г. Шпагина. В основу ее был положен пулемет В. Федорова под 6,5 мм патрон. Два ствола пулемета располагались в единой ствольной коробке, размещенной в шаровой опоре. Ее запорное устройство на танках образца 1927 года позволяло при необходимости переносить пулемет в заднюю грань башни. Питание его осуществлялось из двух магазинов емкостью по 25 патронов каждый. Он имел плечевой упор, пистолетную рукоятку и диоптрический прицел.

    При модернизации танка был установлен 7,62 мм танковый пулемет В. Дегтярева (ДТ) с круглым магазином на 6З патрона. Он представлял собой модификацию ручного пулемета ДП. Основным отличием от прототипа являлось отсутствие кожуха на стволе и введение выдвижного металлического приклада. С его помощью обеспечивалось регулирование как его длины для удобства ведения огня, так и сокращение общей длины пулемета при нахождении танка в походном движении. Диоптрический прицел ДТ мог устанавливаться для ведения стрельбы на дальность 400, 600, 800 и 1000 метров. В шаровой опоре пулемет можно было наводить в горизонтальной плоскости в диапазоне 64 градуса, а в вертикальной +30 градусов и -8 градусов. Круговой обстрел из вооружения танка достигался за счет поворота всей башни.

    ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА И ТРАНСМИССИЯ. На танках этой марки использовался однорядный карбюраторный мотор воздушного охлаждения с четырьмя вертикально расположенными цилиндрами. Он объединялся в одном блоке с коробкой передач. На носке коленчатого вала устанавливалась муфта для подсоединения пусковой передачи, через которую на вал передавалось усилие от рукоятки внутренней заводки, вводимой в зацепление нажатием педали. Кроме этого пуск мог осуществляться электростартером. Как только мотор набирал обороты, магнето отключали, и в систему оборудования включалось динамо-стартер (генератор). В отличие от танков более поздних образцов, Т-18 имел глушитель автомобильного типа. Коробка скоростей у Т-18 объединялась с фрикционной муфтой и сателлитом, обеспечивающим разную скорость вращения гусениц при повороте машины. Она имела четыре передачи вперед и одну назад. От коробки скоростей вращающий момент передавался на ведущее колесо с тормозом поворота.

    БОЕВАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ МС-1

    ОГНЕВАЯ МОЩЬ. Пушка фирмы Гочкис (Франция), усовершенствованная на Обуховском заводе и пулемет системы В.Федорова с двумя стволами, а с 1929 года - системы Дегтярева (ДТ) составляли артиллерийско-стрелковое вооружение машины. Малый калибр орудия (37 мм) и небольшой вес выстрела позволили достичь скорострельности до 10-12 выстрелов в минуту, что считалось вполне достаточным для ведения боя. Осколочный снаряд обеспечивал поражение живой силы, расположенной открыто или в легких полевых фортификационных сооружениях, разрушение построек, кирпичных стен домов, легких мостов и наплавных сооружений, а также нанесение повреждений железнодорожным составам, речным судам, а в отдельных случаях (если имелись возможности точного прицеливания по движущейся цели) и бронированным средствам. Кратковременный опыт применения МС-1 в бою, к сожалению, не позволил проверить эффективность последнего показателя из-за отсутствия боевых столкновений с танками и бронеавтомобилями. С помощью пулеметного вооружения достигалось уничтожение живой силы, находящейся вне укрытий, и подавление аналогичных огневых точек противника. Боекомплект вполне обеспечивал выполнение боевых задач. Недостатком вооружения являлось отсутствие оптических прицелов, в результате чего снижалась точность ведения огня. Однако маневр им по вертикали и горизонтали считался вполне удовлетворительным. В то же время метод наводки орудия в цель плечевым упором исключал сколько-нибудь эффективную стрельбу с ходу.

    ЗАЩИЩЕННОСТЬ. МС-1 был защищен лучше, чем ранее созданный бронеавтомобиль БА-27. Броня танка не пробивалась пулями обычных стрелковых калибров. Но через открытые смотровые щели для наблюдения происходило поражение экипажа свинцовыми брызгами от них. Единственным смотровым оптическим прибором был перископ механика-водителя "броневой глаз". В условиях малой насыщенности обороны противника противотанковыми пушками МС-1 мог успешно сопровождать пехоту, не подвергаясь серьезной опасности прямого попадания артиллерийского снаряда.

    ПОДВИЖНОСТЬ. Первоначальную максимальную скорость в 16 км/ч у МС-1 удалось повысить в 1930 году до 22-24 за счет применения более мощной энергетической установки. Запас хода по шоссе, преодолеваемый брод и подъем были не меньше, чем даже на танках, выпускаемых отечественной промышленностью в начале 30-х годов. Кроме того, среднее удельное давление (0,37 кгс/см2) оказалось самым низким среди серийно производимых легких танков и обеспечивало хорошую проходимость по местности.
    ОБЩИЕ ВЫВОДЫ. МС-1, обладая защищенностью от ружейно-пулеметного огня, а также средствами для подавления пулеметных точек и уничтожения живой силы, мог успешно действовать в боевых порядках стрелковых подразделений, поддерживая их огнем. Его скорость примерно в три раза выше, чем у пехоты на марше и такая же, как у кавалерии. Эти машины для рассматриваемого периода оказались достаточно подвижными и способными выполнять боевые задачи на всю глубину.

    ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА МС-1


    Теперь рассмотрим немецкий танк.

    Официальное обозначение: VK 31
    Альтернативное обозначение: "Leichttraktor"
    Год постройки первого прототипа: 1929
    Стадия завершения работ: остались на уровне прототипов.

    ИСТОРИЯ РАЗРАБОТКИ
    По условиям Версальского мирного договора, Германии запрещалось иметь собственный танковый парк, именно поэтому машину, в целях дезинформации, и планировалось выпускать под видом трактора. Жестокие условия капитуляции, навязанные Германии летом 1919 года, вовсе не означали, что немецкая промышленность тотчас прекратит работать по военным заказам. Конечно, рейхсвер подвергся тотальному количественному сокращению, потеряв почти 90% тяжелого вооружения, однако о полном разоружении речи не шло. Даже наоборот, в первые несколько лет межвоенного периода немцы выпустили почти в пять раз больше бронетехники, чем за всю Первую Мировую войну.

    Секрет этой ситуации заключался в том, что в течении 1918-1921 гг. Германия была охвачена революционными выступлениями, которые могли привести к смене власти в стране. В любом случае, кто бы не пришел вместо правительства Веймарской республики, ни о какой выплате репараций и сокращении армии не могло идти и речи. Чтобы не допустить этого союзная комиссия решили удовлетворить просьбу Германии о постройке небольшой партии бронемашин, общее количество которых затем довели до 150. А вот с танками дело обстояло намного сложнее. После подавления берлинского восстания немецкая армия была вынуждена отправить на разбронировку как собственные серийные танки А7V, так и трофейные Mk.IV. Кроме того, союзники велели уничтожить прототипы тяжелых танков K-Wagen ("Kolossal”), а также легких LK-I и LK-II, надеясь что таким образом удастся если не уничтожить, то по крайней мере сильно "затормозить” немецкое танкостроение. Однако этот шаг пошёл Германии только на пользу.Вопреки всему немцам удалось не только сохранить полученный ими ценный боевой опыт, но и перенять некоторые новшества у бывших противников.

    Работы над легким танком VK 31 (для сохранения секретности именовавшемся «Kleintraktor» (нем. Малый трактор)) начались на два года позже, чем над тяжелым «Grosstraktor». 28 марта 1928 года верховное командование вермахта объявило конкурс на разработку гусеничной боевой машины с массой до 12 тонн. Опытные образцы планировалось получить в начале 1930 года, а стоимость одного танка не должна была превышать 50.000 немецких марок. В дальнейшем планировалось создать ещё 17 машин по той же цене.

    В мае 1928 года заказ раздали трём крупным фирмам, уже имевшим опыт в постройке бронетехники: Daimler-Benz, Krupp и Rheinmetall-Borsig, однако к этому времени Управление вооружений потребовало снизить массу танка до 7,5 тонн. Среди других требований: толщина бронирования боковых и лобовых поверхностей 14 мм и экипаж из четырёх человек. Вооружение VK31 должно было состоять из из 37-мм полуавтоматической пушки KwK 36 и одного 7,92-мм пулемета Dreyse. Кроме того, танки предполагалось оборудовать радиостанциями с дальностью голосовой связи до 3 км и дальностью при использовании азбуки Морзе до 7 км. Также для действий в условиях газовых атак предусматривалась установка противохимического оборудования. Требования к ходовым качествам выдвигались не менее жесткие. Максимальная скорость при движении по шоссе – 25-30 км\ч (по другим данным – до 40 км\ч), по пересеченной местности – 20 км\ч. Запас хода оговаривался в пределах 150 км или 6 часов непрерывного движения. Танк должен был преодолевать брод глубиной 0,6 м, стенку высотой 0,6 м, ров шириной 1,5 м и преодолевать 60% (31°) подъём длиной до 1 км при минимальной скорости 3 км\ч. Для улучшения проходимости давление на грунт не должно было превышать 0,5 кг\м.кв. Пока шла разработка легкого танка, немцы взялись за поиски новых союзников, с которыми можно было наладить сотрудничество в военной сфере. Наиболее активно в становлении немецких танковых войск принял участие Советский Союз, при участии которого в декабре 1926 года в Казани была создана советско-германская танковая школа, известная под названием Кама. В течение 1930-1931 гг. сюда были доставлены всё четыре легких танка. После обкатки танков немецкие представители остались недовольны возможностями танка.

    Фирма Daimler, из-за внутренних проблем, так и не удалось принять участие в этом конкурсе, поэтому проектирование легких танков осуществляли только Krupp и Rheinmetall-Borsig. Обе фирмы вели разработку "Kleintraktor” (которого уже успели переименовать в "Lechttraktor”) совместно, поэтому неудивительно, что их прототипы оказались внешне очень похожими.
    Не имея большого опыта в постройке танковых шасси немецкие инженеры из Rheimetall решили использовать ходовую часть от гусеничного тягача-транспортера. Применительно на один борт ходовая часть танка состояла из 12 сдвоенных опорных катков, сблокированных по два в шесть тележек, одного натяжного и двух поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса. Для защиты элементов шасси был сохранен бортовой бронеэкран, в котором было сделано три прямоугольных вреза, предназначенных для сброса накапливавшейся внутри грязи.

    Корпус был клёпано-сварной и собирался из листов катаной броневой стали толщиной от 4 до 10 мм. Компоновка танка осталась "тракторной”, что в определенной мере давало VK 31 некоторые преимущества. В передней части находилось моторно-трансмиссионное отделение, где был установлен карбюраторный двигатель Daimler-Benz M36 мощностью 36 л.с. В средней части располагалось отделение управления, в котором место механика-водителя находилось с левой стороны. Поскольку особенности компоновки танка не давали возможности обеспечить оптимальный обзор, над головой водителя была установлена небольшая башенка со смотровыми щелями.

    Вооружение состояло из одной 37-мм пушки KwK L/45 и 7,92-мм пулемета Dreyse, установленных в башне конической формы. Для наблюдения за окружающей обстановкой на крыше монтировалось два смотровых прибора, а в кормовой части башни, с небольшим смещением вправо, был выполнен эвакуационный люк.Инженеры фирмы Krupp не слишком доверяли тракторному шасси и потому решили разработать собственную ходовую часть. При аналогичной с танком "рейнметалл” компоновке "крупповские” машины имели клёпано-сварной корпус чуть большей длины и высоты, что позволило выполнить по бортам два небольших аварийно-посадочных люка. Прототип фирмы Krupp получил ходовую часть, состоящую из шести сдвоенных опорных катков малого диаметра на борт с вертикальной пружинной амортизацией, двух поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса.

    Вооружение танка состояло из установленной в двухместной цилиндрической башне (оснащенной двумя наблюдательными приборами и люком для аварийного покидания машины) 37-мм пушки KwK L/45 и спаренного с ней 7,92-мм пулемета, имевшими угол вертикального наведения от -7° до +25°.
    Экипаж VK 31 обеих фирм состоял из четырех человек: механика-водителя, командира, радиста и заряжающего. Посадка в танк осуществлялась через люк в кормовой части.
    Интересно, что за сборку башен и монтаж вооружения отвечала фирма Rheinmetall, а все прототипы VK 31 оснащались радиостанциями.

    Пока шла разработка легкого танка немцы взялись за поиски новых союзников, с которыми можно было наладить сотрудничество в военной сфере. Первой из таких стран оказалась Швеция, оформившая через фирму-посредника контракт на поставку легких танков LK-II (в модифицированном варианте) под видом сельскохозяйственной техники. Выпуск комплектующих при этом проводили в Германии, а окончательная сборка велась уже в Швеции.

    Гораздо более активно в становлении немецких танковых войск приял участие Советский Союз, при участии которого в декабре 1926 года в Казани была создана "советско-германская танковая школа” больше известная под названием "Кама”. В течении 1930-1931 гг. сюда были доставлены всё четыре легких танка, получивших номера 37 (Krupp), 38 (Krupp), 39 (Rheinmetall) и 40 (Rheinmetall).

    К концу 1932 года каждый из прототипов VK 31 прошел от 1660 до 1865 км, но в конечном итоге советские инженеры и военные специалисты сошлись во мнении, что обкатанные в Каме прототипы "Lechtetraktor” не представляют большой боевой ценности.
    Единственными моментами, которые вызвали заинтересованность у советской стороны, стали конструкции подвесок и вооружения (в частности, спаренных установок пушек и пулеметов), а также установка радиостанции.

    Немецкие представители также не были особо впечатлены тактико-техническими данными, показанными легкими танками во время тестов. Установка двигателя в передней части танка в некоторой степени спасала экипаж от поражения при обстреле спереди, но в то же время толщина брони оказалась явно недостаточной и не могла уберечь машину от поражения снарядами и пулями крупного калибра. Значительное усиление бронирования не представлялось возможным без возрастания массы и последующего за этим ухудшения и без того посредственных ходовых качеств. Кроме того, из-за недостатков системы охлаждения часто перегревался двигатель, а износостойкость гусеничных траков оказалась крайне низкой.

    Все четыре "Leichtetraktor” были отправлены в Германию летом 1933 года, когда танковая школа в Казани были ликвидирована. В 1934 году танки передали в Мюнстер на "зимовку”, а с 1935 года и до начала войны их использовали в качестве учебных машин в танковой школе в Пултосе. Незадолго до этого фирма Rheinmetall модифицировала один из своих VK 31, оснастив его новой ходовой частью с 4-мя опорными катками большего диаметра и 3-х поддерживающими роликами на борт. Расположение ведущих и направляющих колес не изменилось.
    Затем был построен ещё один прототип легкого танка, который можно было отнести к классу самоходных установок. Вместо башни на нём была установлена неподвижная бронированная рубка с орудием PaK L/45 калибра 37-мм (противотанковый вариант) с углами вертикального наведения от -10° до +30°. Экипаж танка был сокращен до трех человек. Часто упоминается что данная модификация была создана на основе опытного образца фирмы Rheinmetall, но судя по ходовой части она была заимствована у прототипа фирмы Krupp. К сожалению, подробности испытаний этой машины остаются пока неизвестными.

    Пока развивались эти события в 1931 года Министерство Вооружений выдало фирме Rheinmetall заказ на выпуск 289 модернизированных танков, правда выполнить его так и не пришлось. Вермахт тогда отдал предпочтение машине LKA фирмы Krupp, которую в целях дезинформации называли LaS (Landwirtschaftlicher Schlepper - сельскохозяйственный тягач).


    ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКИХ ТАНКОВ "Leichtetraktor”


    Теперь поговорим про американский танк первого уровня. К сожалению про него очень мало информации удалось найти, но все же она есть.

    Cunningham T1E1 ; Т1Е3 Light Tank Легкий танк

    В конце 1920-х гг. американская армия, в строгом соответствии с принятой в те годы методикой использования боевых машин, выдала техническое задание на разработку легкого танка поддержки пехоты. Новая машина была призвана заменить устаревшие "6-тонники" и 3-тонные "форды", которые перестали отвечать поставленным задачам в плане скорости и бронезащиты.
    Наиболее активно проявила себя фирма Cunningham, более известная своими гусеничными тракторами. Ознакомившись с опытом зарубежных коллег, в первую очередь британских, американские инженеры пришли к выводу, что классическая компоновка танка не является идеальной. После объединения собственных наработок с зарубежными был получен легкий танк Cunningham T1.

    "Тракторное прошлое" дало о себе знать в значительной степени. Танк получил шасси, слабо адаптированное для преодоления изрытого снарядами и минами поля боя, но достаточно технологичное в производстве. Конструктивно оно состояло из 16 опорных катков малого диаметра (по 8 на каждый борт) с амортизацией на пружинных рессорах, 6 поддерживающих роликов, передних направляющих и задних ведущих колёс.

    Корпус танка имел сварочно-клёпаную конструкцию из катаных броневых листов толщиной от 10 до 15 мм. В передней части корпуса находилось моторно-трансмиссионное отделение, где размещался 8-цилиндровый бензиновый двигатель Cunningham мощностью 132 л.с. при 2600 об\мин, топливный бак на 58,5 галлонов (221,5 литра) и механическая трансмиссия с 4-скоростной КПП. Запуск двигателя производился при помощи электрического стартера.

    Совмещенное с боевым отделение управления находилось ближе к кормовой части танка. Экипаж Т1 состоял из 2 человек: механика-водителя и командира (он же стрелок). Вооружение устанавливалось только в башне цилиндрической формы и состояло из 37-мм пушки M5 L/50 (боезапас 104 выстрела, по другим данным - 80) и спаренного с ней 7,62-мм пулемета Browning M1919A4 (3000 патронов). Несмотря на небольшой калибр это орудие посылало снаряд с начальной скорость 777 м/с, что позволяло бороться с любой бронетехникой противника на дистанциях до 1000 метров.

    Разработка легкого танка Т1 началась в 1926 г., и в начале следующего года прототип был передан для ходовых испытаний. К разочарованию военных, опытный образец обладал низкими ходовыми качествами: танк с трудом преодолевал ров шириной более 2 метров, а из-за жесткой подвески вести огонь на ходу было крайне затруднительно. Поэтому в скором времени его передали фирме для доработок. Следующие прототип Т1Е1 имел улучшенную конструкцию корпуса и в 1928 году армия приняла его на вооружение под индексом M1.Модификация Т1Е2 была оснащена более мощным двигателем, модифицированной башней (без скошенных верхних бронелистов) и усиленным бронированием лобовой части. Позднее этот танк был переоснащен 37-мм длинноствольной пушкой.

    Последний вариант этого модельного ряда Т1Е3 получил подвеску на пружинных рессорах и длинноствольную пушку. Тем не менее, из-за многочисленных недоработок, наладить серийное производство легких танков не удалось.

    На сегодняшний день опытный образец танка Т1Е2 находится в экспозиции танкового музея в Абердине.

    ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО ТАНКА Cunningham T1E1


    Ну и последний танк первого уровня, не так давно появившийся французский новобранец Reno FT-17. По сути прапрапрадедушка всех танков, в том понимании этого слова как мы себе представляем танка именно со вращающейся башней. О нем я немного сказал в предыдущей статье, но теперь рассмотрим его более детально.

    ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ танка Рено FT
    Идея создания легкого танка в период Первой мировой войны имела немаловажные производственно-экономические и эксплуатационные обоснования. Принятие на вооружение легких машин упрощенной конструкции, с автомобильным двигателем и небольшой численностью экипажа должно было быстро наладить массовый выпуск нового боевого средства. В июле 1916 года полковник Ж.-Б. Этьен вернулся из Англии, где он знакомился с работой английских танкостроителей, и в очередной раз встретился с Луи Рено (Louis Renault). И ему удалось убедить Рено взяться за проектирование легкого танка. Этьен считал, что такие машины понадобятся как дополнение к средним танкам и будут применяться в качестве командирских, а также для непосредственного сопровождения атакующей пехоты. Этьен пообещал Рено заказ на 150 машин, и тот принялся за работу.
    Танк "Рено" FT


    Первый деревянный макет char mitrailleur ("пулеметной машины") был готов уже к октябрю. За основу была взята командирская модель танка "Шнейдер" СА2 и Рено быстро изготовили головной образец весом 6 т с экипажем из 2 человек. Вооружение состояло из пулемета, а максимальная скорость составляла 9,6 км/ч. 20 декабря в присутствии членов Консультативного комитета по артиллерии специального назначения конструктор сам испытал танк, который не понравился тем, что имел только пулеметное вооружение. Хотя Этьен, рассчитывая, что танки будут действовать против живой силы, предлагал именно пулеметное вооружение. Критике подверглись малый вес и размеры, из-за которых танк, якобы, не мог преодолевать окопы и рвы.

    Однако, Рено и Этьен смогли убедить членов комитета в целесообразности продолжения работы. В марте 1917 года фирма "Рено" получила заказ на 150 легких боевых машин.
    9 апреля проводились официальные испытания, завершившиеся полным успехом, и заказ был увеличен до 1000 танков. Но министр вооружения требовал разместить в башне двух человек и увеличить внутренний объем танка, поэтому приостановил заказ. Однако времени уже не было, фронт нуждался в большом количестве легких и дешевых боевых машин. Главнокомандующий торопил со строительством легких танков, а менять проект было поздно. И решено было на часть танков поставить 37-мм пушку вместо пулемета.

    Первые танки выпускались с восьмигранной клепаной башней, броня которой не превышала 16 мм, т.к. никак не получалось наладить производство литой башни с толщиной брони 22 мм; на разработку системы установки пушки также ушло довольно много времени. К июлю 1917 года был готов прототип пушечного танка "Рено", а 10 декабря 1917 построили первый "радиотанк".

    С марта 1918 года новые танки начали поступать во французскую армию и до конца Первой мировой войны она получила 3187 машин. Несомненно, конструкция танка "Рено" - одна из наиболее выдающихся в истории танкостроения. Компоновка "Рено": двигатель, трансмиссия, ведущее колесо сзади, отделение управления впереди, боевое отделение с вращающейся башней в центре - до сих пор остается классической; в течение 15 лет этот французский танк служил образцом для создателей легких танков. Его корпус, в отличие от танков Франции первой мировой "Сен-Шамон" и "Шнейдер", был конструктивным элементом (шасси) и представлял собой каркас из уголков и фасонных деталей, к которым на заклепках крепились бронелисты и детали ходовой части.

    Французский танк "Рено" FT-17 выпускался в трех вариантах:

    - пулеметном (Char Mitrailler 8 mm)
    - пушечном (Char Canon 37mm)
    - командирском или как его называли "радиотанк" (Char signal TSF)
    - танк огневой поддержки (Char Canon 75 mm BS) с 75-мм гаубицей "Шнейдер"

    Схема компоновки до сих пор остается классической - с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения и ведущих колес, передним - отделения управления и средним - боевого отделения с установкой вооружения во вращающейся башне. Хотя вращающиеся башни с пулеметным, пушечным или смешанным вооружением в то время же широко применяли на бронеавтомобилях, так что Рено не был первооткрывателем, однако, он - первый, кто создал действующий танк с вращающейся башней.

    Вопрос с башней получилось решить не сразу. Прототип танка "Рено" FT имел литую башню со сферическим наблюдательным "куполом", который был выполнен заодно с крышей башни. Уже в первых серийных танках "купол" заменили цилиндрическим колпаком с пятью смотровыми щелями и грибовидной откидывающейся крышкой. Это упростило изготовление и улучшило вентиляцию. Смотровые щели выполнялись также в створках башенного люка, а в клепанных башнях - и в передних скулах. Пришлось упрощать и конструкцию самой башни. Первые 100 танков фирма "Рено" по собственной инициативе оснастила восьмигранной клепаной башней. Её полную пригодность показали испытания. И оказалось, что пушку и пулемет можно размещать в одинаковых башнях с соответствующими изменениями установки. "Омнибус" - "для всех" - название, которое получила универсальная башня диаметром 1,07 м, приспособленная для установки пушки или пулемета и, которая пошла в серию. Она устанавливалась на шаровом погоне, для ее опоры на бортах корпуса приклепывались короткие скобы.

    Последний (третий) вариант башни имел коническую форму. Её Ж.Рено, надеясь на лучшую бронестойкость, предполагал изначально. В теории это было так, однако восьмигранная башня демонстрировала лучшую стойкость против бронебойных пуль, чем коническая, т.к. качество катанной плоской брони было тогда выше, чем кованной или литой. Эти башни производились фирмой Acieries Paul Girod, Ugine ("Южин") и в основном устанавливались на танки фирмы "Рено", но также поставлялись и другим производителям. Танки с литыми коническими башнями появились в 1918 году, из-за чего их иногда именуют FT-18. Хотя в остальном это были те же танки Renault FT-17.Броня в целом обеспечивала танкистам по тем временам довольно неплохую защиту. Толщина броневых листов литой башни составляла до 22 мм, а клепаной башни- 16 мм, литой - до 22 мм.

    Танк "Рено", пушечный вариант

    ВООРУЖЕНИЕ
    .37-мм танковая пушка SA18 "Гочкис" ("Пюто"), как и пехотная Мlе1916 TR, была выполнена на основе старой морской и имела длину ствола 21 калибр, нарезной части -15 калибров, полуавтоматический вертикальный клиновый затвор, пружинные противооткатные устройства, литой кожух люльки, пистолетную рукоятку управления, телескопический прицел. Для установки в башню пушка крепилась в полусферическом щите, который своими горизонтальными цапфами опирался в гнезда поворотного вертикального щита. Угол возвышения - от -20° до +35°. Стрельба велась унитарными выстрелами с чугунной (435 г) или стальной (560 г) осколочными гранатами, снаряженными мелинитом, и бронебойным снарядом (510 г). Начальные скорости снарядов - соответственно 402, 367 и 390 м/с. Дальность стрельбы - до 2400 м, однако видимость из танка позволяла стрелять не далее 800 м. Бронебойный снаряд мог пробивать 12-мм броню на дальности до 500 м. Для самообороны вблизи танка (75-100 м) служил картечный выстрел. Боевая скорострельность - до 10 выстрелов в минуту. Трубка оптического прицела была защищена стальным кожухом. Стрелок усилием плеч и спины с помощью наплечников поворачивал башню, производя грубую наводку. После чего с помощью плечевого упора пушки доворачивал ее на цель.

    Таким же образом производилась наводка и в пулеметном варианте танка, угол возвышения пулемета составлял от -20° до + 35°. Размеры оружия затрудняли действия стрелка в башне, а установка коробки с лентой составляла большую проблему. В пулеметные танки "Рено" FT-17 французы ставили, использовавшийся в пехоте, 8-мм станковый "Гочкис" модели 1914 года (Мlе 1914 Hotchkiss). Для сравнения - англичане выбрали танковый пулемет на основе ручного "Гочкиса". Пулемет имел автоматику на основе отвода пороховых газов, темп стрельбы 600 выстрелов в минуту, питание от жестких лент (обойм), сцепленных по несколько штук, органами управления служили пистолетная рукоятка и рукоятка на затыльнике пулемета. Всего было построено 2100 пулеметных танков. Боекомплект выстрелов к пушке (20 осколочных, 25 бронебойных и 12 картечных) или патронов к пулемету (4800 - 50 лент по 96 патронов) размещался на днище и на стенках боевого отделения.

    ДВИГАТЕЛЬ.
    Четырехцилиндровый рядный карбюраторный двигатель Renault 18CV запускался заводной ручкой изнутри или снаружи (с кормы) машины, был установлен по оси машины и имел:
    диаметр цилиндров 95 мм
    ход поршня 160 мм
    карбюратор типа "Зенит"
    зажигание от магнето
    регулятор числа оборотов
    Двигатель развивал мощность 20 л.с. при 800 об/мин, 27 л.с. - при 1000 оборотах, 39 л.с. - при 1500 оборотах. Впереди двигателя у перегородки был размещен топливный бак. Подача бензина производилась насосом с мембраной или пульсатором, а на больших уклонах потреблялся бензин из дополнительного бачка. Жидкостное охлаждение выполнялось по термосифонной схеме, трубчатый радиатор обдувался вентилятором, обеспечивавшим также вентиляцию обитаемого объема. Если на прототипе были бортовые жалюзи в задней части корпуса охлаждения, то серийные танки их утратили. Воздух засасывался через продольную щель в крыше МТО, прикрытую приподнятой бронекрышей. Выхлопная труба с глушителем выводилась с правого борта. Броне-крыша и верхние наклонные листы откидывались на петлях вперед, что обеспечивало удобный доступ к двигателю. Запас топлива обеспечивал время движения танка до 8 ч, доливать же воду в радиатор приходилось значительно чаще.
    Узлы ходовой части танка "Рено" FT-17:

    1 - поддерживающий ролик, 2 - пружина буфера, 3 - направляющее колесо, 4 - вилка натяжного устройства, 5 - гайка натяжного устройства, 6 - винт натяжного устройства, 7 - передний балансир, 8 - серьга рессоры, 9 - задний балансир, 10 - рессора, 11 - опорный каток, 12 - ведущее колесо, 13 - ось ведущего колеса.

    ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО ТАНКА "Рено" FT-17


    Удельное давление на грунт не превышало 0,6 кг/см2 и обеспечивало хорошую проходимость. Танк мог преодолевать короткие подъемы до 45° и 1,8-метровые рвы, а вынесение оси направляющего колеса вперед-вверх и его большой диаметр способствовали преодолению вертикальных препятствий, а также позволяли танку выбираться из больших воронок. Спереди и сзади на корпусе имелись буксирные крюки, в комплект танка включали трос и буксирные цепи, которые обычно подвешивали вдоль "хвоста". На бортах моторно-трансмиссионного отделения крепили ящики с ЗИП. Большое значение придавалось "таранному" действию. Несмотря на первоначальный скепсис, танк "Рено" опрокидывал дерево или деревянный столб диаметром до 250 мм, железный столб диаметром 50 мм.

    К недостаткам танка "Рено" можно отнести то, что он легко опрокидывался при боковом крене, на резких поворотах и даже на небольших контрэскарпах.

    Однако при меньших размерах, он обладал лучшей проходимостью, нежели французские танки первой мировой, преодолевал одинаковые с ними рвы, на вертикальные препятствия взбирался лучше, а его более легкое вооружение обеспечивало большую эффективность в бою за счет вращающейся башни. На пересеченной и лесистой местности небольшие размеры FT-17 давали ему преимущества по сравнению с другими танками. Плюс к этому танк "Рено" был сравнительно простым и дешевым в производстве. В результате он стал основной машины французских танковых сил и убедительным доказательством перспективности танков как нового вида вооружения.

    Конечно, малый запас хода и скорость требовали специального транспорта для переброски танков к передовой по обычным дорогам. Первоначально для этого планировали использовать 7-тонные грузовые автомобили, которые специально заказали в 1917 году, но уже в июле 1918 года танки "Рено" перебрасывались в боеготовом состоянии стандартными двухосными 5-тонными грузовиками "Пирс-Эрроу" с усиленными рамой и кузовом.


    На этом я закончу эту статью. В следующей вас ждет рассказ про танки второго уровня Советского дерева развития а именно легкие танки БТ-2 и Т-26, САУ СУ-18 и ПТ САУ АТ-1

    P.S. свои замечания и пожелания прошу писать мне в скайп sherhhan1, ваш исторический обозреватель Дмитрий, позывной sherhhan.

    Материалы взяты с источник 1 Источник 2 Источник 3 Источник 4 Источник 5 Источник 6 Источник 7 Источник 8


    Источник: http://armor.kiev.ua/Tanks/BeforeWWII/MS1/T18/t18.php http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/germany/leichtetraktor.htm
    Категория: Легкие танки | Добавил: sherhhan (21.01.2012) | Автор: Гинзбург Дмитрий E
    Просмотров: 4411 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 3
    3  
    wink

    2  
    applause good

    1  
    good

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • GB © 2017 Создать бесплатный сайт с uCoz