Советский легкий танк БТ-7(часть 2я) - Легкие танки - Каталог статей - Дикие танкисты с золотыми погонами
Батальон диких танкистов "Германские варвары" Пятница, 24.02.2017, 17:49
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Состав батальона
  • bandidos
  • Yurik13
  • satrap1978
  • STALIN92
  • Musyaka
  • Formix
  • Spirit_War
  • KirGiz
  • Aleksashka
  • dave135
  • Love_horses
  • Gi0X
  • timmi6426
  • creckadrenalin
  • 30russia
  • sherhhan
  • branden
  • valvalval
  • vladis760
  • WifaTank
  • Quest91
  • eqi9ym
  • glendic
  • menberg
  • baron1969
  • M_a_k_s_i_m_u_s
  • lis_andrey
  • steaaler
  • Ilyxa007
  • eagle2450
  • curren
  • nerevin_e1
  • tjuri
  • Nice_Girl_1
  • Pustun88
  • MegaOverkill
  • Germanskiy_Varvar

  • Категории раздела
    Обо всем [0]
    Все что не касается танков
    Танки [5]
    Все о танках
    Смешные истории о танках [1]
    Приколы и смешные рассказы о танках
    Легкие танки [18]
    Все о легких танках
    Средние танки [11]
    Все о средних танках
    Тяжелые танки [10]
    Все о тяжелых танках
    ПТ-САУ [4]
    Все о ПТ-САУ
    Арт-САУ [5]
    Все об Арт-САУ

    Мини-чат

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Форма входа

    Счетчик посещений
    web counter


    Главная » Статьи » Легкие танки

    Советский легкий танк БТ-7(часть 2я)
    Во второй части моего рассказа вы узнаете о боевом применении и эксплуатации Бт-7,а также я постараюсь дать небольшую оценку танку.

    ЭКСПЛУАТАЦИЯ И БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ


    Новые танки начали поступать в войска с лета 1935 года. Первым БТ-7 получил механизированный корпус имени К.Б.Калиновского, а к концу 1936 года оо всех мехкорпусах и мехбригадах имевшиеся на вооружении танки БТ-2 и БТ-5 заменили на БТ-7. Они имели более высокую эксплуатационную надежность, были конструктивно более совершенными, чем их предшественники, и заслужили высокую оценку в войсках.Вместе с тем отмечались и недостатки, связанные в основном с невысоким качеством комплектующих изделий и материалов. Так, например, при испытаниях серийного танка БТ-7 выпуска 1937 года в зимне-весенних условиях на НИБТПолигоне выявилась застарелая беда — низкое качество резины. Резиновые бандажи опорных катков разрушались по сечению воздушных отверстий уже после 105 км пробега, причем сначала на внутренних дисках катков, а после прохождения еще 50 км — на наружных.
    В ходе этих испытаний была проверена и новинка — фары боевого света. При включении их обеих и даже одной освещенность пути достигала 350 — 400 м, что позволяло танку двигаться на максимальной скорости. Впрочем, эффективность этих фар, как и многих других агрегатов танка, могла быть проверена только в реальных боевых условиях.

    Боевое крещение «семерки» получили в августе 1938 года у сопки Заозерной во время вооруженного конфликта в районе озера Хасан. Для разгрома японской группировки советское командование привлекло 2-ю механизированную бригаду, разведбатальон которой был укомплектован танками БТ-7. Правда,27 июля, за три дня до выступления бригады к месту военных действий, арестовали ее командира, начальника штаба, комиссара, командиров батальонов и других подразделений. Всех их объявили «врагами народа». В результате 99% командного состава составляли вновь назначенные люди, что негативно сказалось на последующих действиях бригады. Так, например, из-за неорганизованного движения колонн и спешки маршрут протяженностью в 45 км бригада прошла за 8 — 11 часов! При этом часть подразделений из-за полного незнания маршрута довольно долго блуждала по городу Ворошилов-Уссурийский.
    Прибыв в район боевых действий, 2-я мехбригада получила задачу поддержать атаку 40-й стрелковой дивизии. Разведбату поручалось «на больших скоростях проскочить зону обстрела, ворваться в передний край обороны японцев и ударом по северо-западным склонам сопок Богомольная и Заозерная уничтожить их огневые точки и тылы». В атаке, начавшейся днем 6 августа 1938 года, участвовало 16 БТ-7. Ведомые командиром и комиссаром бригады танки на большой скорости без потерь проскочили зону артогня японцев и попали... в болото, в котором застряло 14 машин. Выбраться оттуда без посторонней помощи они не могли, и экипажам пришлось занять круговую оборону, чтобы не допустить уничтожения танков японцами. Этим эпизодом исчерпывается применение танков БТ-7 в конфликте у озера Хасан. Как говорится, первый блин вышел комом.

    Годом позже, вступив в схватку с японцами в монгольских степях, «семерки» действовали значительно успешнее. В первых числах июля 1939 года, сразу после разгрома японских войск у горы Баин-Цаган, началась переброска в район вооруженного конфликта новых стрелковых и механизированных частей и соединений. 6 июля из состава 11 го танкового корпуса Забайкальем» о военного округа была выведена б-я танковая бригада (командир — полковник М.П.Павелкин), полностью укомплектованная танками БТ-7. Колонны боевой техники двинулись по дороге, ведущей к границе МНР. Путь частей бригады пролегал через Баин-Тумен и Тамцак-Булак к Халхин-Голу. Этот маршрут, протяженностью около 800 км, бригада прошла за 55 ходовых часов, а всего за 6 суток, движение осуществлялось на гусеницах.
    При подготовке операции по полному разгрому японских войск 6-я тбр была включена в состав Южной группы, в задачу которой входил охват группировки японских войск с фланга с последующим выходом в тыл.В ночь с 18 на 19 августа по наведенным саперами переправам началось выдвижение советских стрелковых и танковых частей на восточный берег Халхин-Гола. Танки переправлялись небольшими группами, чтобы не особенно тревожить привыкших к шуму моторов японцев. К рассвету 20 августа подготовка операции была закончена, однако батальоны 6-й тбр задержались на переправе через Халхин-Гол. Наведенный саперами понтонный мост не смог выдержать тяжести танков, поэтому решили переправляться вброд. Поскольку для танков того времени река глубиной в полтора метра являлась почти непреодолимой преградой, пришлось конопатить все щели. Вода при переправе доходила до основания башен, но моторы работали, и танки медленно ползли по дну. Весь день 20 августа ушел на переправу, и бригада смогла вступить в бой только на следующий день. Вот что говорится об этом в «Отчете об использовании бронетанковых войск на р.Халхин-Гол»: «6-я тбр в составе 3-х батальонов (4-й батальон действовал в составе 9-й мббр) — 153 танка - действовала на заходящем фланге часто самостоятельно или при небольшой пехотной поддержке (1— 2 стрелковых батальона).
    При самостоятельных действиях танки на большой скорости подходили к какому-либо укрытию и открывали огонь по обороне противника, вызывая его ответный огонь для определения расположения ПТО. Затем, сочетая огонь с движением, атаковали двумя эшелонами и расстреливали его огневые точки. Подход танков к узлам сопротивления, как правило, совершался с расчетом окружения или охвата с трех сторон. При этом танки уничтожали много орудий, дезорганизовывали тыл, но прорвать оборону не могли.

    Опыт действий 6-й тбр против обороны противника показал, что танки самостоятельно без пехоты смогут потрясти оборону, нанести противнику сильное поражение, но закрепить за собой местность не смогут. При этом танки несут большие потери.

    Основные потери наши танки несли от огня 37-мм противотанковых пушек- и 70-мм батальонных гаубиц обр. 1932 г. С 21 по 30 августа в 6-й тбр было восстановлено 49 подбитых танков, что говорит об эффективной работе эвакуационных и ремонтно-восстановительных служб. Для эвакуации подбитых машин каждая рота выделяла два танка, которые двигались несколько позади, вели бой наравне со всеми и приступали к эвакуации, когда представлялся удобный момент.
    В ходе боев не оправдала себя флажковая сигнализация — она применялась только до атаки и после атаки вне огня. Впрочем, и имевшиеся на многих БТ-7 радиостанции не вызывали у танкистов восторга: они были неудобны для пользования и сложны в настройке.

    По отзывам из войск, танки БТ-7 показали себя в боевых действиях очень хорошо. Наиболее же ярко прекрасные динамические качества «семерок» проявились во время «освободительного похода» в Западную Украину и Белоруссию. 17 сентября 1939 года советские войска Украинского и Белорусского фронтов перешли границу Польши. В составе этих фронтов имелось два танковых корпуса и три бригады, укомплектованные танками БТ-7 — всего 1617 единиц.
    Для обеспечения высоких темпов продвижения во фронтах и армиях были созданы подвижные группы, основу которых составляли танковые соединения. Наиболее мощной из подвижных групп Белорусского фронта, так называемой Дзержинской конно-механизированной группой в составе 6-го кк (6, 4, 11-я кд), 15-го тк (2-я, 27-я лтбр, 20-я мсбр), 5-( о ск (5-я и 13-я сд), командовал комкор Н. В. Болдин.

    По результатам польской кампании была дана следующая оценка танкам БТ-7: «БТ подтвердили свое хорошее качество. Как недочеты в этих машинах — перегорают выхлопные коллекторы, ломаются пружины динамо, выходят из строя стартеры».

    Едва закончился польский поход, как вспыхнула советско-финская война. Участвовавшие в ней БТ-7 были в основном сосредоточены в 10-м тк, 34-й лтбр. и разведбате 20-й тбр. Нет смысла подробно останавливаться на участии в боях всех перечисленных частей и соединений, поскольку они действовали практически в аналогичных условиях. Для примера достаточно рассмотреть участие в боях 13-й легкотанковой бригады 10-го тк.
    10-й танковый корпус к началу войны имел в своем составе 1-ю и 13-ю лтбр и 15-ю спбр. Попытки использовать корпус целиком для глубокого прорыва в первые дни боев не увенчались успехом из-за сильно пересеченной местности и развитой системы заграждений финнов. В конце декабря 1939 года корпус был расформирован и действовал побригадно.
    К началу советско-финской войны 10-й тк имел хорошо подготовленный к боям личный состав, но матчасть была сильно изношена маршами на эстонскую и латвийскую границы в сентябре — октябре 1939 года, а затем на Карельский перешеек. При этом его части прошли своим ходом около 300 км.
    13-ю легкотанковую бригаду ввели в бой в составе корпуса 1 декабря 1939 года в направлении Коросары — Кивиниеми. Бригада (командир — комбриг Баранов) имела в своем составе 6, 9,13,15-й тб, 205-й рб, 8-ю рбо, 158-й cпб —всего 256 танков БТ-7.
    I декабря, преодолев до пяти противотанковых рубежей, части подошли к Кивиниеми и получили задачу отрезать противнику пути отхода. 2 декабря после артподготовки пехота совместно с 9-м тб овладела Рииколи и подошла к Суупорку, где была остановлена пулеметным огнем, а танки надолбами и рвом. Попытка преодолеть их с ходу не увенчалась успехом. К утру 3 декабря сделали проходы, и после артподготовки 13-й тб, 205-й рб и 158-й спб атаковали Суупорку, взяли ее и к исходу дня вышли к Раута. 4 декабря 15-й тб подошел к Суокас, по выходе из которого встретил противотанковый ров. При попытке преодолеть его один танк подорвался на мине, а два были подбиты огнем противотанковых орудий и сгорели. За время движения на Кивиниеми бригада преодолела 7 противотанковых рвов и 17 рядов надолб.
    16 декабря, после нескольких маршей бригада сосредоточилась в районе Пейнола — Сувгоя. На следующий день был получен приказ об участии бригады в наступлении 123-й сд. Ей предписывалось войти в прорыв и продвигаться в направлении Ляхде, Кямяря и овладеть Тали. 17 декабря 9-й, а за ним 6-й и 13-й тб дошли до надолб у высоты 65,5, но преодолеть их не смог ли и остановились. Бригада стояла до 13.00 следующего дня на исходных позициях, после чего подверглась сильному артобстрелу. В результате сгорели 2 и были подбиты 8 танков. После этого бригаду рассредоточили, а 21 декабря вывели из зоны обстрела в тыл, в район Бобошино. Здесь с 23 декабря 1939 года по 13 февраля 1940 года батальоны проводили усиленную боевую подготовку. В частности, тогда изготовили специальные шпоры для гусениц, которые увеличивали проходимость танков БТ-7 в зимних условиях. Также была опробована стрельба по надолбам. Выяснилось, что 45-мм снаряд разбивает их полностью. С этого момента началась подготовка экипажей к уничтожению встречающихся на пути надолб, что в дальнейшем с успехом осуществлялось в боевой обстановке.
    Из-за сильных морозов танки постоянно стояли с работающими двигателями, поскольку холодный двигатель запускался очень трудно. При этом расходовались огромное количество бензина и моторесурс двигателя, поэтому по инициативе личного состава для обогрева боевых машин строились различные виды землянок.К концу декабря система обороны противника на высоте 65,5 была вскрыта почти полностью. Она состояла из трех артиллерийско-пулеметных дотов, окруженных бронеколпаками с орудиями и пулеметами и дзотами. Подступы к дзотам и бронеколпакам оборонялись пулеметчиками, автоматчиками и снайперами в отдельных тщательно замаскированных окопах. Все эти огневые точки находились в тесной огневой связи и поддерживались извне полевой артиллерией. Траншеи, проходившие и по переднему и по обратному скатам высоты, имели бетонированные бойницы, а верхним перекрытием служили железобетонные плиты. Во время нашей артподготовки или при прорыве танков и пехоты на гребень высоты вражеские стрелки и пулеметчики уходили из траншей и укрывались в дотах и в подземных убежищах. Всего в полосе 123-й сд были разведаны три опорных пункта, а в них 10 дотов из 12 и 18 дзотов из 39. В январе началась подготовка к решительному штурму линии Маннергейма.
    Неожиданный выход танко¬вых батальонов на фланги заставил фин¬нов в панике бежать на север, и вскоре Кямяря была взята.
    В боях за Кямяря противник потерял около 800 человек убитыми, до 200 ра-неными и 80 пленными. Было захвачено 8 танков «Рено» FT-17 без вооружения, уничтожено 12 ПТО, 16 пулеметов и 12 дзотов. Наши потери: в 15-м тб подбито 5 танков, сгорело — 2, подорвалось на минах — 2, в 9-м тб был подбит один танк.

    К началу Великой Отечественной войны танки БТ-7 входили в состав практически всех вновь сформированных механизированных корпусов. Их количество колебалось от нескольких единиц до нескольких сотен. Так, например, на 22 июня 1941 года в 1-й Краснознаменной тд (1-й мк) имелось 176 БТ-7, в 3-й тд (1-й мк) — 232, в 13-й тд (5-й мк) 238, в 17-й тд (5-й мк) — 255, в 14-й тд (7-й мк) — 179, в 28-й тд (12-й мк) — 210.
    На боевых действиях 29-й танковой дивизии в первый военный месяц можно остановиться подробнее. При этом следует подчеркнуть, что всем танковым соединениям Красной Армии летом 1941 года пришлось вести бои в примерно аналогичных условиях.
    Эта дивизия входила в состав 12-го механизированного корпуса (командир — генерал-майор Шестопалов) и накануне войны дислоцировалась в Риге. 18 июня комкор отдал приказ о приведении частей в боевую готовность и выступлении в районы сосредоточения. 22 июня колонна 28-й тд подверглась первой бомбардировке, в результате которой из строя вышли 10 боевых машин.

    Наутро, в соответствии с приказом штаба 8-й армии, 12-й мк во взаимодействии с 3-м мк и стрелковыми соединениями нанес удар по противнику в направлении на г.Тауроген. При этом части корпуса были разбросаны на фронте шириной до 90 и глубиной до 60 км. Таким образом корпус не мог нанести массированного удара, к тому же часть его сил, а именно 23-ю тд, передали в оперативное подчинение 10-му ск, и она получила другую задачу. 28-я же танковая дивизия, совершив 50-км марш, вышла на рубеж атаки, почти не имея горючего, которое подвезли только через 5 часов.
    В 22.00 55-й танковый полк 28-й тд был обстрелян противником, развернулся и пошел в атаку, уничтожив немецкую батарею из 7 ПТО. Потери полка составили 13 танков. В этом бою геройски погиб замкомандира полка майор Попов, которому посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.Следует подчеркнуть характерную особенность тех дней — командование корпуса фактически не являлось хозяином своих частей. Вышестоящие штабы, отдавая приказы через голову штаба корпуса, вносили дезорганизацию в управление частями. Отсутствие разведданных и незнание обстановки на фронте, равно как и поспешность в принятии решений, приводили к распылению сил.

    25 июня полки 28-й тд вышли к мызе Пашиле для нанесения удара в направлении Каркленай — Полугуе — Ужвентис. Немецкая противотанковая и полевая артиллерия встретила танки ураганным огнем. Корректировка артогня велась с аэростата. Часть наших боевых машин прорвалась в глубину расположения противника и уничтожила колонну мотопехоты на марше. В ходе этого боя, длившегося 4 часа, было подбито, застряло в болоте и было расстреляно противником 48 танков БТ-7. К 15.00 в лесу северо-западнее Пашиле сосредоточились штаб дивизии, разведбатальон, остатки 55-го и 56-го танковых полков (около 30 боевых машин) и экипажи с подбитых танков. К вечеру под прикрытием разведбата части 28-й тд вышли из боя.
    В течение 25 июня дивизия понесла самые большие потери в личном составе и материальной части. В район сбора не вернулось 84 ганка. В бою погибли командир 55-го тп майор Олегцук, комбаты майор Александров и капитан Иволгин, помкомдива по технической части подполковник Соболев со своей ремонтной бригадой. Целиком noгибла 3-я рота 1-го батальона 55-го тп и ее командир лейтенант Мотвиненко.
    27 июня дивизия занимала оборону на южном берегу реки Мужа. В 17.00 колонна вражеских танков начала обходить правый фланг дивизии. С фронта открыла огонь немецкая артиллерия. В завязавшемся бою наши танкисты подбили до 6 танков и 2 орудия, а потеряли 8 танков.В течение этого дня штаб 28-й тд получил от разных штабов три противоречивых приказа, из которых ни один не был выполнен. Управление дивизиями со стороны штаба корпуса и взаимодействие между ними абсолютно отсутствовали. В итоге штаб корпуса оказался отрезанным от своих частей и попал в окружение.
    К I июля 1941 года 12-й мехкорпус практически перестал существовать — в нем осталось 35 танков, 22 орудия без снарядов и 500 — 600 человек личного состава.
    За период с 22 июня по 7 июля 1941 года боевые потери 28-й тд составили 133 танка, по техническим же причинам вышло из строя 68 машин — более 50% от боевых потерь. Последнее обстоятельство объясняется довольно просто.

    Накануне войны имела место довольно странная и трудно объяснимая с позиции здравого смысла практика одновременно с прекращением производства того или иного типа танка прекращалось и производство запасных частей к нему. Так в 1940 году произошло и с БТ-7. В результате неисправную машину можно было ввести в строй, только сняв нужную деталь с другой такой же неисправной. Осуществить это в боевых условиях удавалось далеко не всегда, тем более что эвакуационная служба по-прежнему оставалась слабым местом наших танковых частей. Поэтому в большинстве случаев неисправные танки попросту бросали.
    Трудно сказать, кто внес больший вклад в разгром 1-го мк — немцы или наше собственное командование. Все это тем более обидно, что БТ-7 был в состоянии на равных вести бой с немецкими танками — как легкими, так и средними. Факты со всей очевидностью свидетельствуют об этом.
    Так, 23 июня 1941 года лейтенант Совик из 93-го танкового полка 47-й тд семь раз ходил в атаку на БТ-7, уничтожив три немецких танка, две автомашины, три орудия и до 200 человек пехоты.25 июня отличились танкисты 9-го танкового полка 5-й тд (3-й мк). Получив приказ захватить Ошмяны, командир полка сформировал отряд о составе 4 БТ-7 и 6 БА-10 под командованием капитана Новикова. В 6.30 отряд атаковал противника с тыла и ворвался в Ошмяны. В этом бою отличился старший лейтенант Веденеев, который огнем своего танка уничтожил 5 вражеских танков и 4 ПТО!
    Еще более поразительный результат показал экипаж БТ-7 в составе старшего сержанта Найдина и красноармейца Копытова из той же 5-й тд. Обнаружив движение противника, они со своей машиной замаскировались в лесу. Подпустив немецкие танки поближе, огнем орудия подбили головную машину, а затем последнюю. Пользуясь замешательством противника, экипаж подбил и остальные 10 танков!
    К осени 1941 года количество «семерок» в танковых частях сильно уменьшилось. Однако использовались они с не меньшей боевой эффективностью, чем более мощные Т-34.
    Весьма активно, например, воевали БТ-7 в 4-й (впоследствии 1-й гвардейской) танковой бригаде. Ее командир — полковник М.Е.Катуков — разработал и успешно применял на практике ведение оборонительного боя методом танковых засад.

    9 октября 1941 года, когда 4-я тбр отбивала атаки 2-й германской танковой группы генерала Г.Гудериана на подступах к Мценску, такой бой вела рота танков БТ-7 лейтенанта Самохина. Часть машин была закопана в землю, другая находилась в укрытии в качестве резерва. Танковая дуэль длилась 4 часа, и немцы были вынуждены отойти.
    Впрочем, в руках подготовленных экипажей БТ-7 успешно вели и наступательные действия. В конце ноября 1-я гв. тбр поддерживала 316-ю сд генерала И.В.Панфилова, державшую оборону на Волоколамском направлении. Вот что пишет об этом сам М.Е.Катуков:
    «17 ноября они (немцы) бросили на правый фланг дивизии Панфилова 30 танков Им удалось потеснить оборонявший этот район 1073-й стрелковый полк и занять Голубцово, Ченцы, Шишкино, Лысцево.Панфилов приказал восстановить положение и выбить гитлеровцев прежде всего из Лысцево.Для выполнения задачи, поставленной генералом Панфиловым, Гусев (командир 1-го тб) сколотил небольшую группу под командованием старшего лейтенанта Лавриненко. В нее вошли три танка Т-34 и три БТ-7
    Договорившись с командиром стрелкового полка о взаимодействии, старший лейтенант Лавриненко решил построить свою группу в два эшелона. В первом шли БТ-7 под командованием Заики, Пятачкова и Маликова. Во втором эшелоне — «тридцатьчетверки» Лавриненко, Томилина и Фролова.
    До Лысцево оставалось с полкилометра, когда Маликов заметил на опушке леса у села гитлеровские танки. Подсчитали — восемнадцать! Немецкие солдаты, толпившиеся до этого на опушке леса, побежали к своим машинам: они заметили наши ганки, идущие в атаку.
    Началось сражение между шестью советскими танками и восемнадцатью немецкими. Продолжалось оно, как мы узнали потом, ровно восемь минут. Но чего стоили эти минуты!. Немцы подожгли машины Заики и Пятачкова, подбили «тридцатьчетверки» Томилина и Фролова. Однако наши танкисты нанесли гитлеровцам еще больший урон. Семь фашистских машин горели на поле боя, охваченные пламенем и копотыо. Остальные уклонились от дальнейшею боя и ушли в глубь леса.
    Напористость и меткий огонь советских танкистов внесли замешательство в ряды гитлеровцев, чем немедленно и воспользовались два наших уцелевших танка. Лавриненко, а за ним и Маликов на большой скорости ворвались в селение Лысцево. Вслед за ними туда вошли и наши пехотинцы».

    В 1942 году в войсках осталось совсем мало БТ-7. В основном они были сосредоточены в отдельных танковых батальонах. Так, например, осенью 1942 года 5-я гв. тбр (Северокавказский фронт), укомплектованная английскими машинами «Валентайн» и американскими «стюартами», получила остатки материальной части 44-го отб, в том числе и три БТ-7.Больше всего «семерок» сохранилось в войсках Ленинградского фронта. Еще в 1943 году по нескольку машин этого типа имелось в составе 51 -го и 86-го отб.На другом стабильном участке советско-германского фронта — в Карелии — БТ-7 состояли на вооружении еще дольше. Например, 91-й отдельный танковый полк летом 1944 года располагал 14 боевыми машинами этого типа.

    Необходимо отметить, что в ходе войскового ремонта на БТ-7 ставились дизельные двигатели В-2 и таким образом танки доводились до уровня БТ-7М. Силами ремонтно-восстановительных служб иногда осуществлялось и усиление бронирования танков за счет наварки броневых листов на лобовые части корпуса и башни.
    Последний раз БТ-7 «тряхнули стариной» при разгроме японской Квантунской армии в августе 1945 года. Правда, большинство из более чем 5,5 тысячи танков, принимавших участие в войне с Японией, составляли более современные боевые машины. Танки старых марок остались лишь в ротах ремонтного резерва и в третьих батальонах отдельных танковых бригад. Три отдельных батальона БТ-7 входили в состав 6-й гвардейской танковой армии, совершившей бросок через хребет Большой Хинган. Заключительным аккордом 10-летней боевой службы БТ-7 стал победный парад в Харбине.

    Танки БТ-7 на экспорт не поставлялись и в армии других стран попали только в качестве трофеев. Небольшое количество «семерок» использовалось немцами, главным образом, в полицейских частях и охранных дивизиях СС на оккупированной территории СССР.
    Около 20 машин в 1941 году захватили финны, но использовали их недолго. Уже весной 1942 года началось осуществление программы по их модернизации. К концу года было изготовлено 18 самоходных гаубиц, получивших обозначение ВТ-42 (БТ-42). В увеличенной по размерам башне финны установили английскую 114-мм гаубицу обр. 1918 г., оснастив ее дульным тормозом. Корпус и ходовая часть танка БТ-7 изменениям не подверглись. Из ВТ-42 сформировали батальон штурмовых орудий, на вооружении которого они состояли вплоть до выхода Финляндии из войны летом 1944 года.
    До наших дней сохранилось всего два танка БТ-7 — один в Москве в Центральном музее Вооруженных Сил, другой — частично некомплектный — в Чите. В финском танковом музее в Парола экспонируется ВТ-42.

    ОЦЕНКА МАШИНЫ


    Созданный в 1935 году колесно-гусеничный танк БТ-7, вне всякого сомнения, был для своего времени выдающейся боевой машиной, не имевшей себе равных в мире по маневренным качествам. Однако в отечественной печати при освещении событий начального периода Великой Отечественной войны уже давно стало традицией причислять БТ-7 к числу устаревших, ограниченно боеспособных танков. Именно этой причиной обосновываются их высокие потери в июне — августе 1941 года. Верен ли этот расхожий тезис, который никак нельзя обойти, давая оценку танку БТ-7? Ведь получается, что к устаревшим в 1941 году приписали боевую машину, производство которой прекратилось годом раньше. Попробуем разобраться.
    Лучший способ — сравнить «семерку» с его противниками на поле боя — немецкими танками. В первую очередь это необходимо сделать с его «собратом по классу «легких-средних» тан
    ков и ровесником по времени создания — немецким танком Pz III. (Этот не совсем привычный промежуточный класс боевых машин предложил английский теоретик Р.Огоркевич. Он включил в него танки, боевые возможности которых уже вышли за пределы класса легких, но уровня полноценных средних еще не достигли. Лучшим в предложенной им классификации Р.Огоркевич назвал советский танк БТ-7.)

    Pz III производился небольшими партиями с 1937 года, и поначалу его характеристики были весьма скромными и ничем не превосходили БТ-7: масса — 15,4 т; карбюраторный двигатель мощностью 250 л.с.; макс. скорость — 40 км/ч; небольшой по сравнению с БТ-7 запас хода — 165 км; 37-мм пушка и броня толщиной 15 мм. К достоинствам танка следует отнести традиционно качественную для немцев оптику и радиостанцию. Кроме того, немецкий танк при примерно одинаковых с БТ-7 длине и высоте был на 520 мм шире и несравнимо просторнее, что и позволило разместить в нем экипаж из 5 человек. В «бэтэшке» и три члена экипажа чувствовали себя тесновато. Большие габариты немецкого танка позволили более интенсивно проводить его модернизацию. К июню 1941 года Pz III получил 50-мм пушку и 30-мм броню. Именно последнее обстоятельство вместе с полным разделением труда членов экипажа и несравненно лучшими и более современными приборами наблюдения давало ему преимущество перед БТ-7.
    Возможно ли было добиться аналогичных характеристик у БТ-7? Отчасти да. Скажем, увеличить толщину лобовой брони до 30 мм. Это не повлекло бы за собой уж очень значительного увеличения массы машины. К тому же имелась возможность компенсировать ее рост за счет усиления пружин подвески. Вопреки традиционному мнению отказ от колесного движителя тут мало что давал.
    Масса и габариты его привода не столь значительны, как это принято считать. Однако его демонтаж накануне войны (а за это дело взялись бы дружно во всех танковых частях сразу по получении соответствующей директивы) привел бы к выходу из строя вообще всех танков БТ. Да и осуществить это было довольно трудно — не следует забывать, что корпус гитары одновременно выполнял роль балансира ведущего колеса колесного хода. Так что считать колесный движитель недостатком танка БТ-7 нельзя, так же как и наличие карбюраторного двигателя, поскольку на Pz III стоял аналогичный мотор. Действительно, неустранимых недостатков насчитывалось два — очень плохие приборы наблюдения и экипаж из трех человек, не позволявший добиться разделения функций. Хорошие приборы наблюдения у нас появились только в 1943 году, после копирования английского МК-4. Что же касается экипажа, то его увеличению мешал ограниченный объем боевого отделения и небольшой диаметр башенного погона в свету. БТ-7 вообще был неширок, а боевое отделение еще и дополнительно суживалось за счет двойного борта. По другим показателям — вооружению и маневренности Pz III никаких преимуществ перед «семеркой» не имел.

    Следует подчеркнуть, что аналогичным превосходством по сравнению с БT-7 обладал и немецкий танк Pz IV. Двум другим наиболее массовым боевым машинам вермахта — Pz II и 38(t) — БТ-7 вообще почти не уступал (лишь часть этих танков имела лобовую броню 30 — 50 мм).Все выше сказанное, казалось бы, однозначно диктовало для менее защищенного БТ-7 соответствующую тактику действий — ведение огневого боя из засад, с использованием естественных и искусственных укрытий, которые давали возможность снизить вероятность попадания вражеских снарядов и одновременно позволяли подпустить танки противника поближе, на дистанцию, когда от 45-мм снаряда не спасла бы уже и 30-мм броня. Именно такую тактику применяли англичане в Северной Африке. И условия были схожими: те же танки со стороны немцев и практически полные аналоги БТ-7 — крейсерские танки со стороны англичан. Последние отличались даже рядом преимуществ перед нашей машиной: более многочисленный экипаж, хорошие приборы наблюдения и средства связи. Однако немцы, превосходили английские крейсерские танки периода 1941 года все в той же броневой защите. Англичане использовали укрытия из мешков с песком, завалы из камней, иногда просто зарывали танки в песок по башню и получали необходимый эффект—они несли значительно меньшие потери в обороне, чем мы. К тактике танковых засад у нас перешли только осенью 1941 года — после того как было выбито 90% наших танков. Почему же не раньше? Да потому, что боевой устав предусматривал для танковых частей только один вид боя, как в наступлении, так и в обороне, — атаку. Стрельба с места в обороне допускалась в исключительно редких случаях.

    Вот и шли в атаку наши «бэтэшки» (впрочем, не только они одни) без авиационной и артиллерийской поддержки, выполняя зачастую не отвечающий обстановке приказ, шли прямо под прицельный огонь противотанковых орудий и вражеских танков, стрелявших с места! Те, что оказались не подбиты, вышли из строя по техническим причинам, устранить которые было невозможно из-за уже упоминавшегося отсутствия запасных частей. В тех же редких случаях, когда тактическая внезапность и высокая скорость БТ-7 позволяла им быстро сблизиться с танками противника, бой шел на равных.
    Боевые качества «семерок» снижал еще один фактор — отсутствие необходимого количества подготовленных танковых экипажей. Это обстоятельство усугубилось также тем, что в конструкцию танка подчас вносились изменения, облегчавшие его производство, а не эксплуатацию. Так, переход от четырехскоростной к трехскоростной КП негативно сказался на маневренных качествах БТ-7. Неудачной была и конструкция новой КП. Переключить передачу в движении мог только хорошо подготовленный механик-водитель. В большинстве же случаев для этого требовалась остановка танка.
    Идя навстречу требованиям завода-изготовителя, АБТУ соглашалось на изменения, облегчавшие жизнь производственникам, нисколько не задумываясь о танкистах. А их требовалось немало — парк только одних танков БТ-7 в июне 1941 года был больше всего танкового парка вермахта. Мы наращивали выпуск машин, а немцы повышали уровень подготовки танковых экипажей. Кто был больше прав, показала война.
    Подводя итог сказанному, можно утверждать— в июне 1941 года БТ-7 (особенно машины выпуска 1937 года и после) не являлся устаревшим танком. Из трех основных оценочных параметров — вооружения, маневренности и броневой защиты — он уступал немецким танкам (и то не всем) только по последнему. Факты боевого применения танков БТ-7 летом и осенью 1941 года дают основания утверждать, что при грамотной тактике использования и хорошей подготовке экипажа он мог успешно противостоять немецким танкам всех типов. За пять лет серийного производства конструкцию БТ-7 достаточно хорошо отработали. Вполне удовлетворительной была и техническая надежность танка в условиях нормальной эксплуатации.

    Источники материалов:
    Бронеколлекция №5 Легкий танк Бт-7 1996г.
    www.aviarmor.net
    Энцикопедия Бронетехники РККА
    фото взяты:
    Бронеколлекция №5 Легкий танк Бт-7 1996г.
    Военный альбом
    www.aviarmor.net

    P.S. надеюсь я не утомил вас такой длинной статьей =). Следующая статья выйдет ориентировочна через три дня и будет она уже о немецкой технике. Ваш исторический обозреватель Дмитрий=позывной sherhhan до новых встреч.
    Категория: Легкие танки | Добавил: sherhhan (27.05.2012) | Автор: Дмитрий Гинзбург E
    Просмотров: 1373 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 2
    2  
    smile зачетно

    1  
    good

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • GB © 2017 Создать бесплатный сайт с uCoz