Батальон диких танкистов "Германские варвары" Пятница, 19.04.2024, 01:12
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Состав батальона
  • bandidos
  • Yurik13
  • satrap1978
  • STALIN92
  • Musyaka
  • Formix
  • Spirit_War
  • KirGiz
  • Aleksashka
  • dave135
  • Love_horses
  • Gi0X
  • timmi6426
  • creckadrenalin
  • 30russia
  • sherhhan
  • branden
  • valvalval
  • vladis760
  • WifaTank
  • Quest91
  • eqi9ym
  • glendic
  • menberg
  • baron1969
  • M_a_k_s_i_m_u_s
  • lis_andrey
  • steaaler
  • Ilyxa007
  • eagle2450
  • curren
  • nerevin_e1
  • tjuri
  • Nice_Girl_1
  • Pustun88
  • MegaOverkill
  • Germanskiy_Varvar

  • Категории раздела
    Обо всем [0]
    Все что не касается танков
    Танки [5]
    Все о танках
    Смешные истории о танках [1]
    Приколы и смешные рассказы о танках
    Легкие танки [18]
    Все о легких танках
    Средние танки [11]
    Все о средних танках
    Тяжелые танки [10]
    Все о тяжелых танках
    ПТ-САУ [4]
    Все о ПТ-САУ
    Арт-САУ [5]
    Все об Арт-САУ

    Мини-чат

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Форма входа

    Счетчик посещений
    web counter


    Главная » Статьи » Легкие танки

    Маленькие "боевые кошки" на службе разведки Вермахта
    Здравствуйте,дорогие читатели.На этот раз вам не пришлось долго ждать.В этой статье я вам расскажу о разведке.А точнее о разведывательных машинах Вермахта.На начальном этапе Второй мировой войны с задачами разведки в интересах танковых и моторизованных частей гитлеровского вермахта неплохо справлялись бронеавтомобили. Их использованию в этой роли способствовали как разветвленная дорожная сеть Западной Европы, так и отсутствие у противника массированной противотанковой обороны (ПТО).

    После нападения Германии на СССР ситуация изменилась. В России, как известно, дорог нет, есть только направления. С началом осенних дождей немецкая бронеавтомобильная разведка безнадежно застряла в русской грязи и перестала справляться с возложенными на нее задачами. Кроме того, положение усугубилось тем, что примерно в это же время в стрелковые части Красной Армии во все возрастающих количествах начали поступать противотанковые ружья (ПТР), позволившие придать противотанковой обороне массированный характер. Во всяком случае, немецкий генерал фон Меллентин отметил в своих воспоминаниях: «Русская пехота имеет хорошее вооружение, особенно много противотанковых средств: иногда думаешь, что каждый пехотинец имеет противотанковое ружье или противотанковую пушку». Выпущенная из ПТР бронебойная пуля калибра 14,5 мм легко пробивала броню любых немецких бронеавтомобилей - как легких, так и тяжелых.

    Чтобы как-то поправить положение, в разведывательные батальоны стали передавать полугусеничные бронетранспортеры Sd.Kfz.250 и Sd.Kfz.251, а также использовать для этой цели легкие танки Pz.II и Pz.38(t). Однако, потребность в специальном разведывательном танке стала очевидной. Впрочем,специалисты Управления вооружений вермахта предвидели подобное развитие событий и инициировали такие работы еще накануне Второй мировой войны.

    Но эти вынужденные меры не решили в полном объеме проблемы.Поэтому командование Вермахта и поставило задачу о разработке "танков разведки".Так на свет и появились две маленькие "боевые кошки" Панцерваффе.

    РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ ТАНК PzKpfw II Ausf L Luchs ("Рысь")


    История создания.
    Летом 1938 года фирмы MAN и Daimler-Benz начали проектирование разведывательного танка, получившего обозначение VK 901. Формально он считался развитием танка Pz.II, но по сути представлял собой совершенно новую конструкцию. Аналогичными «двойке» остались лишь толщина броневых листов и вооружение - 20-мм пушка KwK 38. Ходовая часть с так называемым «шахматным» расположением опорных катков была разработана инженером Вильгельмом Книпкампфом и состояла из пяти опорных катков на борт. В силовом отделении располагался двигатель Maybach HL 45 мощностью 150 л.с. (109 кВт), разгонявший боевую машину массой 10,5 т до максимальной скорости по шоссе в 50 км/ч.
    Прототип изготовили в 1939 году. После окончания полигонных и войсковых испытаний планировалось начать производство «нулевой» серии в 75 машин, которым присвоили обозначение Pz.II Ausf.G. Однако, с апреля 1941 по февраль 1942 года изготовили только 12 танков этого типа.

    В 1940 году начались работы над модернизированной версией Pz.II Ausf.G-VK 903. Машина получила двигатель Maybach HL 66Р мощностью 200 л.с. и коробку передач ZF Aphon SSG48. Максимальная скорость достигла 60 км/ч, что для разведывательной машины более чем достаточно. В 1942 году был создан вариант этого танка с башней, не имевшей крыши, что облегчало наблюдение в разведке. Эта модификация получила обозначение VK 1301 (VK903b).
    Программа развития танковых войск вермахта «Panzerprogramm 1941», утвержденная 30 апреля 1941 года, предусматривала поистине фантастические объемы выпуска разведывательного танка VK 903: 10 950 машин предполагалось изготовить в разведывательном варианте, 2738 - в качестве САУ с 50-мм пушкой, а 481 - со 150-мм гаубицей sIG 33. Танки VK 903 и VK 1301 получили армейские обозначения Pz.II Ausf.H и М соответственно, но производство их не было развернуто.

    Управление вооружений пришло к выводу о необходимости разработки нового разведывательного танка, в конструкции которого был бы учтен опыт первых лет войны. А опыт этот требовал увеличения числа членов экипажа,большего запаса мощности двигателя, радиостанции с большим радиусом действия и т.п.
    В апреле 1942 года фирма MAN изготовила первый прототип танка VK 1303 массой 12,9 т. В июне он проходил испытания на Куммерсдорфском полигоне совместно с разработанными по аналогичному техзаданию танками Pz.38(t) фирмы ВММ и Т-15 фирмы Skoda. В ходе испытаний VK 1303 прошел 2484 км. При этом двигатель и главный фрикцион работали безотказно.
    Танк VK 1303 был принят на вооружение Панцерваффе под обозначением Pz.II Ausf.L Luchs (Sd.Kfz.123). Производственный заказ фирме MAN составил 800 боевых машин этого типа.

    ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ.

    Корпус и башня.Luchs («Лукс» - рысь) был бронирован несколько лучше своего предшественника VK 901, но максимальная толщина брони также не превышала 30 мм, что оказалось недостаточным. Сварной корпус коробчатой формы делился на три отделения: управления (оно же трансмиссионное), боевое и моторное. В передней части корпуса слева размещался механик-водитель, справа - радист. В распоряжении обоих в лобовом листе корпуса имелись приборы наблюдения, закрываемые сдвижными броневыми заслонками, и смотровые щели в бортах. В башне танка располагались командир (он же наводчик) и заряжающий.
    Сварная башня имела размеры большие, чем у всех предыдущих моделей разведывательных танков, но в отличие от VK 901 и VK 903 командирская башенка на «Луксе» отсутствовала. На крыше башни имелись два перископических прибора наблюдения: один в крышке командирского люка, другой - в крышке люка заряжающего. В распоряжении последнего - смотровой прибор и в правом борту башни. В противоположность всем модификациям линейных танков Pz.II, башня на «Луксе» располагалась симметрично относительно продольной оси танка. Вращалась башня вручную.

    Вооружение танка состояло из 20-мм пушки Rheinmetall-Borsig KwK 38 с длиной ствола 112 калибров (2140 мм) и спаренного 7,92-мм пулемета MG 34 (MG 42). Скорострельность пушки - 220 выстр./мин, начальная скорость бронебойного снаряда - 830 м/с. Бронебойный снаряд пробивал 25-мм броневой лист, размещенный под углом 30°, с дистанции 350 м. В распоряжении наводчика для стрельбы из пушки имелся телескопический однообъективный прицел Zeiss TZF 6/38 с 2,5-кратным увеличением. Этот же прицел мог использоваться и для стрельбы из пулемета. Последний, кроме того, оснащался своим штатным прицелом KgzF 2. Боекомплект состоял из 330 выстрелов и 2250 патронов. Вертикальное наведение спаренной установки было возможно в диапазоне от -9° до +18°. На бортах башни устанавливались по три мортирки NbK 39 для запуска дымовых гранат калибра 90 мм.

    Еще в ходе проектирования «Лукса» стало понятно, что слишком слабая для 1942 года 20-мм пушка может существенно ограничить тактические возможности танка. Поэтому с апреля 1943 года предполагалось начать выпуск боевых машин, вооруженных 50-мм пушкой KwK 39 с длиной ствола 60 калибров. Такая же пушка устанавливалась на средних танках Pz.III модификаций J, L и М. Однако, разместить это орудие в штатной башне «Лукса» не удалось - для него она была слишком мала. К тому же резко сокращался боекомплект. В итоге на танк установили открытую сверху башню большего размера, в которую 50-мм пушка отлично вписалась. Прототип с такой башней получил обозначение VK 1303b.

    Двигатель.На танке устанавливался 6-цилиндровый карбюраторный четырехтактный рядный двигатель жидкостного охлаждения Maybach HL 66Р мощностью 180 л.с.(132 кВт) при 3200 об/мин и рабочим объемом 6754 см3. Диаметр цилиндра 105 мм. Ход поршня 130 мм. Степень сжатия 6,5.
    Двигатель запускался электростартером Bosch GTLN 600/12-12000 А-4. Возможен был и ручной запуск. Топливо - этилированный бензин с октановым числом 76 - размещалось в двух баках общей емкостью 235 л. Подача его принудительная, с помощью насоса Pallas Mr 62601. Карбюраторов два, марки Solex 40 JFF II. (Один серийный танк Pz.II Ausf.L в опытном порядке был оснащен 12-цилиндровым V-образным дизелем Tatra 103 мощностью 220 л.с.).

    Трансмиссия состояла из двухдискового главного фрикциона сухого трения типа Fichtel & Sachs «Mecano», механической синхронизированной коробки передач ZF Aphon SSG48 (6+1), карданного вала и колодочных тормозов типа MAN.

    В ходовую часть танка «Лукс» применительно к одному борту входили: пять обрезиненных опорных катков диаметром 735 мм каждый, расположенных в два ряда; ведущее колесо переднего расположения с двумя съемными зубчатыми (23 зуба) венцами; направляющее колесо с механизмом натяжения гусеницы. На первом и пятом опорных катках устанавливались гидравлические телескопические амортизаторы. Гусеница мелкозвенчатая, двухгребневая шириной 360 мм.

    Средства связи.«Луксы» оснащались УКВ-радиостанцией FuG 12 и коротковолновой радиостанцией Fspr «f».

    БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

    Серийное производство разведывательных танков этого типа было начато во второй половине августа 1942 года. До января 1944 года фирма MAN выпустила 118 «Луксов», фирма Henschel - 18. Все эти танки были вооружены 20-мм пушкой KwK 38. Что же касается боевых машин с 50-мм пушкой, то указать точное их количество не представляется возможным. По разным данным заводские цеха покинуло от четырех до шести танков.
    Первые серийные «Луксы» начали поступать в войска осенью 1942 года. Ими предполагалось вооружать одну роту в разведывательных батальонах танковых дивизий. Однако, вследствие незначительного количества выпущенных машин, новые танки получили очень немногие соединения Панцерваффе. На Восточном фронте это были 3-я и 4-я танковые дивизии, на Западе - 2-я, 116-я и Учебная танковые дивизии. Кроме того, несколько машин состояло на вооружении танковой дивизии СС «Мертвая голова». В этих соединениях «Луксы» использовались вплоть до конца 1944 года. В ходе боевого применения выявилась слабость вооружения и броневой защиты танка. В ряде случаев его лобовую броню усиливали дополнительными бронелистами толщиной 20 мм. Достоверно известно, что подобное мероприятие осуществили в 4-м разведывательном батальоне 4-й танковой дивизии.

    До наших дней сохранились два экземпляра легкого танка Pz.II Ausf.L «Лукс». Один находится в Великобритании, в Музее Королевского танкового корпуса в Бовингтоне, другой во Франции, в танковом музее в Самюре.

    VK 1602 "Leopard”
    Легкий разведывательный танк


    Официальное обозначение: Gefechts Aufklater VK 1602
    Альтернативное обозначение: "Leopard”
    Год постройки первого прототипа: сентябрь 1942 г.
    Стадия завершения работ: остался на уровне прототипа

    ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ

    Еще в ходе проектирования массового разведывательного танка фирмы MIAG и Daimler-Benz получили заказ на разработку новой боевой машины, получившей индекс VK 1602 и название «Леопард» и предназначавшейся для так называемой разведки боем.Танк VK 1602 представлял собой развитие опытного VK 1601, изготовленного в 1940 году. Последний задумывался как машина поддержки пехоты и имел очень мощное для легкого танка бронирование - от 50 до 80 мм. Конструктивно он был подобен другим опытным машинам того периода - VK 901 и VK 903 - и имел аналогичное вооружение. VK 1601 получил армейский индекс Pz.II Ausf.J. Семь таких машин проходили войсковые испытания в 12-й танковой дивизии на Восточном фронте.

    В 1941 году была выдана спецификация на разведывательный танк, оснащенный улучшенным бронированием и более мощным вооружением, чем у Pz.Kpfw.II Ausf.F. По сути, предлагалось разработать улучшенный вариант танка VK 1601, позаимствовав от него элементы ходовой части. От разработчиков требовалось построить быстроходный танк легкого типа (Gefechtsaufklarung), способный вести разведку в тяжелых боевых условиях. Отсюда вытекали соответствующие требования к бронированию, которые выдвигались даже в ущерб ходовым качествам. Проект получил обозначение VK 1602.
    Ожидая скорого ввода в строй новых танков вермахт уже в 1941 году запланировал их серийное производство. Согласно Panzerprogramm 41 к декабрю 1943 года предстояло построить 105 машин, а в 1944 году – ещё 150. По другим данным общее количество заказанных разведывательных танков оценивается в 339 экземпляров.
    Окончательный вариант технического задания был выдан в марте 1942 года фирмам MIAG и Daimler-Benz. Первой из них предстояло построить шасси, а вторая занималась разработкой башни нового типа. Всего проектировалось два варианта разведывательного танка: "легкая” массой порядка 18 тонн и "тяжелая” массой 26 тонн. Предполагалось, что работы будут завершены к октябрю, но война внесла свои коррективы.
    Поступающие с Восточного фронта донесения не оставляли сомнений, что основным советским танком в боях 1942-1943 гг. будет средний Т-34. Установленная на нём 76,2-мм пушка Ф-34 свободно поражала немецкие средние танки с любой дистанции, так что разработку "легкой” версии летом 1942 года прекратили, сосредоточив усилия на "тяжелой”.

    Несомненное влияние на создание формы корпуса оказали как испытания трофейных "тридцатьчетверок”, так и работы по танкам серии VK 3002 – будущим "пантерам”. Корпус опытного образца VK 1602 имел полностью сварную конструкцию и собирался из листов катаной броневой стали. Лобовые бронелисты устанавливались под значительными углами наклона (верхний - 50°) и имели толщину 50 мм. Борта и корма корпуса изготовлялись из 30 мм брони, крыша и днище – 20 мм. Компоновка корпуса была классической для немецких танков того периода. В передней части размещалась трансмиссия, за которой находились органы управления, приборы. Место механика-водителя было у левого борта, а справа разместили радиостанцию и место для радиста. Среднюю часть корпуса занимало боевое отделение, где находились места для командира и заряжающего, а также боекомплект. На танке была запланирована установка радиостанций типа FuG 5 или FuG 8, и 30-Вт передатчика FuG 8.

    В задней части устанавливался бензиновый 12-цилиндровый двигатель Maybach HL157P мощностью 550 л.с. вентилятор, масляной и топливный баки. Двигатель оснащался двойным карбюратором Solex, стартером Bosch BNG и генератором Bosch GTLN. При расчетной массе 26 тонн удельная мощность равнялась 21,1 л.с. на тонну веса.
    Трансмиссия включала сцепление при помощи гидромуфты, ручную коробку переключения передач (обеспечивавшей 8 скоростей движения вперед и 1 назад) типа Maybach, главный фрикцион и бортовые передачи.

    Разработанная фирмой Daimler-Benz двухместная башня, обладавшая бронированием толщиной 20-50 мм и маской орудия типа "кабанья голова”, была признана очень удачной. В ней устанавливалась 50-мм пушка KwK 39/1 с длиной ствола 60 калибров и один 7,92-мм пулемет MG34 или MG42.Боезапас - 50 выстрелов и 2400 патронов.
    Ходовая часть VK 1602 почти полностью соответствовала танку VK1601. В ней применялось по пять опорных катков на каждый борт, расположенных в шахматном порядке, и переднее расположение ведущих колес. Подобная схема хорошо влияла на такой показатель, как удельное давление на грунт. Впрочем, в условиях бездорожья Восточного фронта подобное преимущество оборачивалось недостатком из-за постоянного забивания грязью пространства между катками. В целях улучшения проходимости ширину гусеничных траков довели до 360 мм, хотя в зарубежных источниках можно встретить цифру 650 мм (!). Опорные катки оснащались индивидуальными торсионами с применением амортизаторов на крайних узлах подвески. Длина опорной поверхности гусениц составила 3475 мм, ширина колеи - 2430 мм, удельное давление на грунт - 0,58 км\см.кв.

    Макет танка VK 1602 был готов в июне 1942 года. К тому времени ему было присвоено официальное название "Leopard” – утверждается, что имя новому танку дал доктор Порше, который руководил тогда работой танковой комиссии. Постройку первого прототипа завершили уже к 1 сентября, однако фирма Daimler не успела к этому сроку поставить башню, поэтому в начале испытательного цикла VK 1602 оснащался башней от танка Pz.Kpfw.II Ausf.G без вооружения.

    Испытания VK 1602, проводившиеся в течении второй половину 1942 года, показали его превосходство над основным разведывательным танком "Luchs” (Sd.kfz.123). При одинаковых геометрических размерах новая машина обладала лучшей защищенностью, не говоря уже о вооружении. Ходовые характеристики также вполне соответствовали предъявленным требованиям. Можно сказать, что немецким конструкторам удалось создать уменьшенную копию "пантеры”, и всё же серийное производство VK 1602, намеченное на апрель 1943 года, так и не состоялось.

    Причин для закрытия проекта было несколько. Как это ни странно, вермахт посчитал боевую массу в 21500 кг слишком большой для танка такого типа. Конечно, если сравнивать VK 1602 с "Luchs” этот показатель будет не в его пользу, но не надо забывать, что толщина брони у нового танка была почти вдвое больше. Прибавьте ещё к этому более тяжелую пушку с боекомплектом.
    Вторым, более веским поводом для закрытия проекта VK 1602, послужило мнение, что при имеющемся соотношении "броня-вооружение” этот танк будет мало эффективен в бою против Т-34 или аналогичного ему танку.
    Летом 1942 года фирма Daimler-Benz попыталась продлить жизнь этого проекта, предложив модель VK 2801 с усиленным бронированием и новыми двигателями. На выбор предлагались следующие варианты с дизельным DB 813 (450 л.с.), а также бензиновыми Maybach HL 230 (700 л.с.) и МВ 507 (600 л.с.), но вермахт уже заметно охладел к идее сильно бронированного быстроходного разведывательного танка.
    Фирма Rheinmetall также планировала использовать шасси VK 1602 как основу для 105-мм leFH18 самоходной гаубицы, имевшей обозначение Waffentrager Leopard, но был изготовлен только деревянный макет.

    Официально программа развития VK 1602 и его вариантов была закрыта в мае 1944 года, а единственный прототип был разобран на металл. От всего проекта для дальнейших работ была оставлена только башня, которая впоследствии перекочевала на тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/2 "Puma”.


    До новых встреч,с вами был ваш исторический обозреватель Дмитрий=позывной sherhhan.

    Источники материалов:
    П.Чемберлен, Х.Дойл "Энциклопедия немецких танков Второй Мировой войны 1933-1945" (перевод И.П.Шмелева), АСТ/Астрель/Харвест, Москва/Минск, 2003
    М.Коломиец, С.Федосеев "Легкий танк Pz.Kpfw.II" ("Фронтовая иллюстрация" №4 2007)
    Моделист-конструктор №11 за 2001 год
    Категория: Легкие танки | Добавил: sherhhan (27.06.2012) | Автор: Дмитрий Гинзбург E
    Просмотров: 3660 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 1
    1 yurik13  
    0

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • GB © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz