Батальон диких танкистов "Германские варвары" Пятница, 28.04.2017, 01:41
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Состав батальона
  • bandidos
  • Yurik13
  • satrap1978
  • STALIN92
  • Musyaka
  • Formix
  • Spirit_War
  • KirGiz
  • Aleksashka
  • dave135
  • Love_horses
  • Gi0X
  • timmi6426
  • creckadrenalin
  • 30russia
  • sherhhan
  • branden
  • valvalval
  • vladis760
  • WifaTank
  • Quest91
  • eqi9ym
  • glendic
  • menberg
  • baron1969
  • M_a_k_s_i_m_u_s
  • lis_andrey
  • steaaler
  • Ilyxa007
  • eagle2450
  • curren
  • nerevin_e1
  • tjuri
  • Nice_Girl_1
  • Pustun88
  • MegaOverkill
  • Germanskiy_Varvar

  • Категории раздела
    Обо всем [0]
    Все что не касается танков
    Танки [5]
    Все о танках
    Смешные истории о танках [1]
    Приколы и смешные рассказы о танках
    Легкие танки [18]
    Все о легких танках
    Средние танки [11]
    Все о средних танках
    Тяжелые танки [10]
    Все о тяжелых танках
    ПТ-САУ [4]
    Все о ПТ-САУ
    Арт-САУ [5]
    Все об Арт-САУ

    Мини-чат

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Форма входа

    Счетчик посещений
    web counter


    Главная » Статьи » Легкие танки

    Чешский "легионер" на службе Вермахта(часть 1я)
    Здравствуйте дорогие мои читатели.Приношу свои извинения за задержку выхода статьи,был очень занят на работе.Итак,пусть и с задержкой,но все же вы читаете новый рассказ про очередную боевую машину.На этот раз я вам расскажу про еще одного "выходца" чешской индустрии,служившего в Вермахте.Это легкий танк LT vz.38(в немецкой армии он шел под маркировкой Pz.38(t)). Чаще всего история легкого танка LT vz.38 связывается с чехословацкой и немецкой армиями, но при этом большинство авторов вскользь упоминают о его экспортных модификациях, как о вторичном продукте. На самом деле, всё обстояло с точностью до наоборот.

    ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ


    23 октября 1937 года в министерстве обороны Чехословакии состоялось совещание с участием представителей министерства, генерального штаба, Военного института техники и аэронавтики и командиров танковых полков. Обсуждался вопрос о том, стоит ли заказывать новую партию танков LT vz.35 (см. мои статьи Танки второго уровня Немецкого дерева развития(часть3/1)) Танки второго уровня Немецкого дерева развития(часть 3/2))) или отдать предпочтение другой боевой машине. Мнения присутствовавших разделились: часть из них выступила в поддержку шкодовского танка, однако большинство, и в первую очередь строевые офицеры-танкисты, высказались против LT vz.35. Ими был озвучен большой список конструктивных недоработок — критиковались недостаточная проходимость машины, малый запас хода, плохие условия работы экипажа и многое другое. В итоге постановили: танки LT vz.35 для чехословацкой армии впредь не заказывать, а изготовить и испытать опытные образцы перспективных легких танков.

    В рамках этого решения фирма Skoda занялась серьезной модернизацией серийного LT vz.35 и, кроме того, приступила к проектированию новой машины S-II-а-2. Фирма CKD также предложила вариант модернизации своего танка LT vz.34, оснастив его новым двигателем и планетарной коробкой передач Praga-Wilson. Помимо этого, конструкторы CKD начали работу над двумя новыми проектами. Один создавался на базе танка LTL, разработанного для Литвы, другой — на основе танка TNHPS, заказанного армией Ирана.
    Следует отметить, что TNHPS по сути представлял собой модернизированный легкий танк TNH, изготовленный фирмой CKD в конце 1935 года и предназначавшийся для экспорта. Его главным конструктором был инженер Александр Сурин — русский эмигрант, работавший на CKD С начала 1920-х годов. Танк имел классическую компоновку с передним расположением трансмиссии, опорные катки большого диаметра и подвеску на листовых рессорах. На нем устанавливались шведский лицензионный двигатель Scania-Vabis 1664 и планетарная коробка передач Praga-Wilson, выпускавшаяся в Чехословакии по лицензии английской фирмы Rolls-Royce.

    Первыми представили на испытания танки CKD: 19 января 1938 года — TNHPS, а спустя неделю — модернизированный LT vz.34; за ними, во второй половине марта последовали два модернизированных образца LT vz.35; S-ll-a-2 и LTL на испытания вообще не поступили.
    К 28 апреля шкодовские танки прошли 2814 и 3419 км, при этом у них вновь выявилось множество дефектов, приведших в итоге к выходу машин из строя. Модернизированный LT vz.34 преодолел 5118 км и продемонстрировал хорошую проходимость. Несмотря на то, что в его конструкцию было внесено много усовершенствований, дефекты, особенно в системе управления, по-прежнему имели место. К тому же бронезащита машины составляла всего 15 мм. Комиссия, проводившая испытания, отвергла этот вариант в качестве перспективного, но рекомендовала внедрить все изменения на 50 танках LT vz.34, состоявших на вооружении чехословацкой армии.

    Всю программу испытаний почти без замечаний прошел лишь TNHPS. Пробег танка составил 5584 км, из них 1954 км — по пересеченной местности. В день машина проходила 160 — 210 км. В течение трех месяцев не произошло ни одной сколько-нибудь серьезной поломки, а мелкие неисправности удавалось устранить прямо в поле. Результаты испытаний позволили комиссии рекомендовать танк к принятию на вооружение. Заказ на производство новых танков обычно выдавался лишь после завершения испытаний всех представленных образцов. Однако в данном случае, с учетом осложнившейся международной обстановки, министерство обороны форсировало события, выдав заказ фирме CKD на выпуск 150 танков уже 20 апреля 1938 года. Машина получила армейское обозначение LT vz.38. Поскольку производственных возможностей фирмы CKD оказалось недостаточно, то к выпуску нового танка предполагалось привлечь фирмы Skoda, Walter, Tatra и дру-гие. После уточнения стоимости контракта (общая сумма составила 92 993 100 крон — около 3,7 млн. долларов США) заказ был окончательно утвержден 22 июля 1938 года.
    Тем временем испытания продолжались. К 11 июня TNHPS прошел 7185 км, продемонстрировав высокую надежность ходовой части и силовой установки. Решился и вопрос с вооружением — на машину установили недавно разработанную фирмой Skoda 37-мм пушку А7 (армейский индекс UV vz.38).
    История распорядилась так, что производство LT vz.38 началось тогда, когда заказчик, армия Чехословакии, прекратила свое существование, то есть после германской оккупации в марте 1939 года, и танк был принят на вооружение армии... захватчиков. В Вермахте машина получила обозначение Pz.Kpfw. 38(t) Ausf.A (широко употребляются и упрощенные наименования — Pz.38(t) или 38(f)). Любопытно отметить, что немцы до оккупации Чехии и Моравии не располагали никакой информацией об TNHPS, но германские специалисты сумели по достоинству оценить боевые качества новых танков. В период со 2 по 6 мая 1939 года на заводе CKD работала комиссия Управления вооружений под руководством подполковника Олбриха,отвечавшего за разработку перспективных образцов бронетанковой техники. Комиссия быстро приняла решение приобрести для Вермахта все 150 единиц, заказанных ранее чехословацкой армией. Спустя десять дней на фирме CKD, вскоре переименованной немцами в ВММ (Bohmisch Marhische Maschinen-fabrik AG), начала работать немецкая военная приемка. Последний танк из первой серии был принят немцами 23 ноября 1939 года.

    Ausf.A
    Такое обозначение получили в Вермахте 150 танков первой серии. Эти машины были почти полностью идентичны тем, что предназначались для чехословацкой армии. При массе 9,7 т они вооружались 37-мм пушкой А7 (немецкий вариант обозначения — KwK А7) с длиной ствола 42 калибра и двумя 7,92-мм пулеметами vz.37 (в Вермахте — MG 37(t)). Боекомплект состоял из 72 выстрелов и 2700 патронов. 6-цилиндровый карбюраторный рядный двигатель жидкостного охлаждения Praga ЕРА мощностью 125 л.с. позволил танку развивать максимальную скорость до 48 км/ч. Запас хода — 230 км. Танк оснащался шестискоростной планетарной коробкой передач Praga-Wilson и многодисковым главным фрикционом сухого трения. Ходовая часть включала в себя четыре обрезиненных опорных катка большого диаметра на борт, подвешенных попарно на листовых полуэллиптических рессорах, два поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения, направляющее колесо и стальную мелкозвенчатую гусеницу. Толщина лобовой брони корпуса достигала 25 мм, бортовой — 15, кормы — 12, крыши — 10, днища — 8 мм. Бронезащита башни колебалась в пределах 15 — 25 мм.

    Немцы увеличили экипаж танка до четырех человек, усилили бронировку шаровой установки курсового пулемета и установили свое радиооборудование. В оригинальном чехословацком варианте танк оснащался радиостанцией vz.37 с двумя антеннами — штыревой и поручневой. Сохранив последние, немцы установили свою радиостанцию FuG 5. Кроме того, использовались ящики для амуниции германского образца.

    Ausf.B
    Танки модификации Ausf.B производились с января по май 1940 года. За это время было выпущено 110 машин. На них ликвидировали поручневую антенну, смонтировали немецкую фару Notek, немного изменили амбразуру прицела пушки. На некоторых танках уже в войсках, например в 19-й танковой дивизии, устанавливали приборы дымопуска.

    Ausf.C
    Эта серия также состояла из 110 единиц и выпускалась с мая по август 1940 года. Боевые машины модификации С отличались наличием радиоантенны германского образца, измененным расположением глушителя и кольцевой бронировкой башенного погона.

    Ausf.D
    В конструкции 105 танков модификации D, выпущенных в сентябре — ноябре 1940 года, с учетом опыта боевых действий в Польше и Франции, изменили лобовой лист корпуса. Теперь он стал прямым и на части машин его толщину довели до 50 мм, усилив штатную 25-мм броню накладкой такой же толщины.

    Ausf.E
    С ноября 1940 по май 1941 года было изготовлено 275 танков модификации Е, представлявших собой вариант D с усиленным бронированием. Толщина лобовых листов корпуса и башни была доведена до 50 мм (25 + 25 мм), бортовых — до 30 мм. Масса машины возросла до 10,14 т, в связи с чем пришлось увеличить число листов в рессорах передних тележек подвески с 14 до 15. Кольцевую накладку вокруг амбразуры башенного пулемета ликвидировали, а на левой надгусеничной полке смонтировали большой ящик для снаряжения.

    Ausf.F
    По окончании производства танков модификации Е,с мая по октябрь 1941 года заводские цеха покинули 250 машин модели F, отличавшейся от предыдущей лишь мелкими деталями, например, кронштейнами для крепления канистр.

    Ausf.S
    Одновременно с Ausf.F с мая по сентябрь 1941 года выпускались танки варианта S. Их заказала Швеция еще в конце 1939 года, но в 1940-м немцы конфисковали всю серию из 90 единиц.
    Танки Ausf.S были идентичны машинам вариантов А — С, за исключением 50-мм лобовой брони.

    Ausf.G
    После нападения Германии на СССР поступил заказ на 1000 танков в двух сериях — 500 Ausf.G и 500 Ausf.H. Однако с октября 1941 года по октябрь 1942-го выпустили только 306 единиц Ausf.G, остальные шасси этой модели использовались при изготовлении истребителей танков Marder. Для самоходноартиллерийских установок и истребителей танков были задействованы и все шасси варианта Н.
    Конструктивно боевые машины версии G отличались от танков модификаций Е и F лишь тем, что лобовые броневые листы их корпусов выполнялись не составными, а цельными.

    Pz.Bf.Wg.38(t)
    Несколько десятков танков модификаций В — G были переоборудованы в командирские танки Panzer-befehlswagen 38(t). На них демонтировали курсовые пулеметы (отверстие под шаровую установку заглушили круглой бронекрышкой), а вместо пушки установили ее деревянный макет. Командирские танки ротного звена оснащались радиостанциями FuG 5 и FuG 6, батальонного и полкового — FuG 5 и FuG 8. Первые имели штыревые антенны, вторые — штыревые и поручневые. Кроме того, на командирских танках устанавливались гирокомпасы.

    ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ


    Машина имела классическую компоновку с передним расположением трансмиссии.
    КОРПУС и БАШНЯ собирались из катаных броневых листов на каркасе из уголков с помощью клепки. До высоты 1 м все клепаные соединения выполнялись водонепроницаемыми. Лобовые листы имели толщину 25 мм, бортовые и наклонные —15 мм. Толщина листов, располагавшихся с наклоном более 30°, — 12 мм. Днище и крыша корпуса защищались 8-мм броней. Броневым прикрытием обеспечивались и опорные катки, диски которых имели толщину 6 мм. 25-мм броневые листы защищали танк от 20-мм бронебойных снарядов пушки «Эрликон» на дистанциях свыше 250 м. Что касается противотанкового ружья vz.31, то его пулю 25-мм и 15-мм листы выдерживали на любой дистанции; 12-мм броня пробивалась с дальности до 100 м, а 8-мм — со 125 м.
    Между боевым и силовым отделениями была установлена моторная огнеупорная перегородка толщиной 5 мм с двумя люками для доступа из боевого отделения к агрегатам двигателя. Со стороны силового отделения моторная перегородка покрывалась асбестом.

    Механик-водитель и радист располагались в передней части боевого отделения: первый — справа, второй — слева. Перед механиком-водителем в лобовом листе корпуса находился прибор наблюдения размерами 203x82 мм, оборудованный поворотным эпископом, который мог фиксироваться в любом положении, а при необходимости заменяться стеклоблоком «триплекс» толщиной 50 мм. Снаружи прибор защищала откидная броневая крышка толщиной 28 мм со смотровой щелью. Крышка имела механизм согласования: когда эпископ снимался, она автоматически закрывалась, и открыть ее было можно только после установки стеклоблока. Справа от механика-водителя в бортовом листе корпуса был установлен неподвижный эпископ такого же типа, что и смонтированный в командирской башенке, он также мог заменяться стеклоблоком. В распоряжении радиста имелся смотровой прибор более простого типа и меньшего размера (130x60 мм) — со стеклоблоком и откидной броневой крышкой.

    В центре лобового листа монтировалась шаровая установка курсового пулемета, допускавшая ведение огня по горизонту в секторе 28°. Угол возвышения составлял +10°, склонения -10°. Телескопический прицел пулемета был встроен в прибор наблюдения механика-водителя. Правда, ведение огня допускалось только при открытой крышке смотрового прибора. Спуск осуществлялся с помощью троса Боудена. Механик-водитель мог стрелять из курсового пулемета, предварительно зафиксировав его в центральном положении. При этом эффективный огонь велся на дистанции 300 м.
    Для посадки механика-водителя и радиста в танк служил прямоугольный люк, расположенный в передней части крыши подбашенной коробки и закрывавшийся двухстворчатой крышкой.
    Башня размещалась над средней частью корпуса танка на башенном погоне с диаметром в свету 1265 мм. На крыше башни устанавливалась неподвижная цилиндрическая командирская башенка диаметром 570 мм. Толщина ее стенок — 15 мм, крыши — 8 мм. Башенка была оборудована четырьмя эпископами. Кроме того, в распоряжении командира имелся монокулярный перископический прибор наблюдения с полем зрения 20° и 2,6-кратным увеличением. Помимо посадочного люка, в крыше башенки выполнялись два лючка — для флажковой сигнализации днем и световой сигнализации ночью.В лобовом листе башни имелись амбразуры для установки пушки, пулемета и телескопического прицела.

    ВООРУЖЕНИЕ. На танке устанавливалась 37-мм пушка UV vz.38 (заводское обозначение фирмы Skoda — А7, обозначение в Вермахте— KwK(t)L/47,8) с длиной ствола 50 калибров (1858 мм). Орудие оснащалось полуавтоматическим клиновым затвором, обеспечивавшим скорострельность до 15 выстр./мин. Угол возвышения составлял +25°, склонения -10°. Масса орудия — 275 кг.Для стрельбы из пушки использовались два типа выстрелов: с бронебойными и осколочно-фугасными снарядами. Масса выстрела с бронебойным снарядом — 1,47 кг, масса снаряда — 0,85 кг, начальная скорость — 750 м/с, дальность выстрела —1500 м. Масса выстрела с осколочно-фугасным снарядом была несколько меньше — 1,42 кг при массе снаряда 0,825 кг; начальная скорость — 730 м/с; дальность выстрела при угле возвышения 5° — 4000 м. С 1940 года использовались также выстрелы Pzgr 40 с подкалиберными снарядами, имевшими массу 0,368 кг и начальную скорость 1040 м/с.

    Боекомплект пушки включал 90 выстрелов. Большая его часть размещалась в нише башни в восьми металлических магазинах по шесть выстрелов в каждом. На магазинах с бронебойными выстрелами (5 шт.) наносилась специальная маркировка в виде широкой белой полосы.Танк вооружался двумя тяжелыми пулеметами ZB. vz.37 калибра 7,92 мм производства фирмы Ceskoslovenska Zbrojovka Вгпо, обозначение в Вермахте — MG 37(t): один — в шаровой установке в лобовом листе корпуса; другой — в такой же установке в башне, справа от пушки. Башенный пулемет мог наводиться как совместно с орудием, так и независимо от него.
    Пулемет ZB. vz.37 имел массу 18,97 кг и общую длину в танковом варианте — 1023 мм. Начальная скорость пули составляла 793 м/с, темп стрельбы — 500 — 700 выстр./мин. Питание — ленточное. Боекомплект пулеметов — 2700 патронов, размещенных в девяти коробках по 300 патронов в каждой. Три коробки с бронебойными патронами имели маркировку в виде широкой белой полосы.
    Горизонтальное наведение пушки и пулемета осуществлялось поворотом башни. Ее вращение было возможно двумя способами: механизмом поворота (за один оборот маховика башня поворачивалась на 3°) или, при его блокировке, с помощью плечевого упора пушки.

    ДВИГАТЕЛЬ. На танке устанавливался 6-цилиндровый карбюраторный четырехтактный рядный двигатель жидкостного охлаждения Praga ЕРА мощностью 125 л.с. при 2000 об/мин.
    Рабочий объем 7754 см3. Ход поршня — 136 мм. Диаметр цилиндра — 110 мм. Сте¬пень сжатия — 1:6,2.Топливо — этилированный бензин с октановым числом не менее 74. Допускалось также применение спирто-бензиновой смеси и диналколя. В систему питания входили два основных бензобака емкостью 110 л каждый и один вспомогательный емкостью 40 л. Подача топлива осуществлялась с помощью двух насосов — механического мембранного и электрического Autopulse. Двигатели танков Pz.38(t) Ausf.A — D оснащались одним карбюратором Solex 48 FNVP, Ausf.E — G — двумя карбюраторами Solex 46 FNVP. Расход топлива при движении по шоссе составлял 80 л на 100 км, по пересеченной местности — 125 л на 100 км.Система смазки — циркуляционная, под давлением, с сухим картером.Система охлаждения — жидкостная. Радиатор емкостью 50 л находился в силовом отделении за двигателем. Отбор мощности на вентилятор, размещенный за радиатором, осуществлялся от коленчатого вала двигателя.Запускался двигатель электростартером Bosch мощностью 3 л.с. Зажигание — от двух магнето Bosch Vertex напряжением 12 В.

    ТРАНСМИССИЯ. Крутящий момент от двигателя к коробке передач передавался с помощью многодискового главного фрикциона сухого трения и карданного вала. Коробка передач Praga-Wilson — планетарная, пятискоростная, с предварительным выбором передач. Диапазон скоростей колебался от 4,1 км/ч на 1-й передаче до 42 км/ч на 5-й, передача заднего хода обеспечивала движение со скоростью 6,1 км/ч. Перед коробкой передач располагались дифференциал, бортовые фрикционы, бортовые передачи и тормоза.

    ХОДОВАЯ ЧАСТЬ, применительно к одному борту, состояла из четырех одинарных обрезиненных опорных катков большого диаметра (775 мм), сблокированных попарно в две балансирные тележки, подвешенные на полуэллиптических листовых рессорах. Литое ведущее колесо с двумя съемными зубчатыми венцами по 19 зубьев в каждом находилось впереди. Направляющее колесо диаметром 535 мм располагалось сзади. С каждого борта имелось по два обрезиненных одинарных опорных катка. Каждая гусеница включала 94 трака шириной 293 мм, шаг трака — 104 мм.

    СРЕДСТВА СВЯЗИ. В варианте для чехословацкой армии на танке устанавливалась радиостанция vz.37 с дальностью действия 4 км и возможностью работы только в телеграфном режиме. Немцы оборудовали Pz.38(t) телефонной радиостанцией FuG 5.

    ЭКСПОРТНЫЕ ВАРИАНТЫ


    TNH
    Крупным покупателем вооружения и боевой техники чехословацкого производства в 1930-е годы был Иран. Так, за десятилетие эта страна приобрела в Чехословакии 300 тыс. винтовок, 6 тыс. легких и несколько сот тяжелых пулеметов, а также свыше 350 противотанковых и других полевых орудий. В 1935 году дошла очередь и до танков. Иранские военные планировали закупить до 100 единиц бронетанковой техники.
    Из представленных чехословацкими фирмами образцов иранцы выбрали машины фирмы CKD: танкетку AH-IV и легкий танк TNH. Последний представлял собой 8,2-т боевую машину, вооруженную 37-мм пушкой Skoda А4 BETA и двумя 7,92-мм пулеметами ZB vz.35. Боекомплект включал 60 артвыстрелов и 3000 патронов. Толщина брони колебалась в пределах 8 — 15 мм. Экипаж — 4 человека. Установленный на танке карбюраторный 4-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения Praga TN100 мощностью 100 л.с. при 2000 об/ мин и рабочим объемом 7940 см3 позволял развивать максимальную скорость до 38 км/ч. Запас хода равнялся 200 км.

    Первый прототип TNH был представлен иранской закупочной комиссии, возглавляемой генералом Исмаилом Ханом, в первых числах сентября 1935 года, а уже 10 сентября последовал заказ на 50 таких танков. Их изготовлением занималось дочернее предприятие фирмы CKD В г.Слани. Готовые боевые машины по железной дороге отправлялись в Гамбург, а оттуда — морем в Иран. Последняя партия прибыла в Тегеран в мае 1937 года. Поскольку вооружение для них было заказано отдельно и его доставка запаздывала, ввести в строй все танки удалось только в ноябре. Демонстрация TNH широкой публике состоялась в Тегеране 22 февраля 1938 года.
    Танки TNH вместе с танкетками AH-IV состояли на вооружении 1-й и 2-й иранских танковых дивизий (по 25 единиц в каждой), в формировании которых приняли участие чехословацкие офицеры. Иранское руководство хотело приобрести еще до 100 танков типа TNH и для этого возможного заказа CKD разработала усовершенствованную версию — TNHPS. Но этим планам помешала немецкая оккупация.
    TNH использовались в Иране вплоть до 1957 года, при этом их единственной модернизацией стала установка в 1940 году немецких радиостанций Telefunken.

    LTP
    В 1935 году поисками поставщика танков для своей армии занялась Республика Перу. Первоначально эта страна планировала закупить всего семь 5-т танков с пушечно-пулеметным вооружением. Главным условием являлась способность двигателя и его систем функционировать на высоте 4 тыс. м над уровнем моря. Перуанские представители посетили заводы фирм Vickers, Renault и Fiat. Не обошли они вниманием и чехословацкие заводы Skoda и CKD. Вскоре заказчик уточнил тактико-технические требования к танку. Теперь его масса должна была составлять 6 т, а вооружение включать 37-мм пушку и пулемет. Возросли и аппетиты — речь шла уже о 36 боевых машинах!
    В наибольшей степени запросам латиноамериканских военных соответствовал TNH, но он был на две с лишним тонны тяжелее, чем требовалось. Поскольку в это же время в КБ фирмы CKD полным ходом велось проектирование легкого танка LTL для Литвы, с ним ознакомили и перуанскую делегацию, прибывшую в Прагу в октябре 1936 года. Машина понравилась, а в апреле 1937-го фирме CKD заказали 24 танка, получивших обозначение LTP. Правда, спустя несколько месяцев базовую машину заменили — теперь танк для Перу разрабатывался на основе модели LTH, спроектированной для Швейцарии.

    Танк LTP имел массу 6,3 т (по проекту) и оснащался 6-цилиндровым шведским бензомотором Scania-Vabis 1664 мощностью 125 л.с. при 2200 об/мин. Двигатель разгонял боевую машину до максимальной скорости 40 км/ч. Запас хода достигал 187 км. На танке устанавливались 37-мм пушка Skoda АЗ, тяжелый пулемет ZB vz.35 и легкий пулемет ZB vz.30. Боекомплект состоял из 54 выстрелов и 2700 патронов. Экипаж — 3 человека.
    Выпуск серии был завершен к 8 августа 1938 года. Перуанская приемочная комиссия констатировала, что, несмотря на возрастание массы танка до 7,33 т, машину отличают хорошие проходимость и маневренность. Первым в Перу прибыл танк, названный «Лима». После сборки и регулировки узлов и агрегатов, проведенных специалистами фирмы CKD под руководством инженера Чевички, машину подвергли испытаниям на высоте 3725, а позднее — 4500 м над уровнем моря.
    Тем временем судьба остальных танков LTP, заказанных перуанцами, оказалась под вопросом. Дело в том, что после объявления в Чехословакии мобилизации в сентябре 1938 года машины,
    предназначенные на экспорт, были реквизированы чехословацкой армией. Вскоре, однако, это решение отменили, и 4 ноября 1938 года отправка танков за океан возобновилась.
    Свою службу в перуанской армии LTP, переименованные в Tanque 38/39, начали с участия в военном перевороте.7 июня 1939 года уже в полном составе танковый батальон участвовал в параде в Лиме.

    Перуанский пример оказался заразительным. В 1938 году интерес к боевым машинам фирмы CKD проявили Боливия, Бразилия, Колумбия, Парагвай, Уругвай и Аргентина. Вторая мировая война внесла коррективы в эти планы.
    Уже после войны, в 1946 году, Перу собиралась закупить еще 24 машины этого типа, поскольку, по мнению военных, они были лучше американских «стюартов». Готовых танков в Чехословакии тогда уже не нашлось, а вот поставки запчастей продолжались вплоть до 1950 года.Поразительно, но последние, правда не подтвержденные документально, упоминания о службе LTP в перуанской армии относятся к 1988 году!

    LTH
    Легкий танк LTH был разработан по контракту со Швейцарией, заключенному 16 декабря 1937 года. От LTP он отличался бронированием, достигавшим 32 мм, двигателем и вооружением. Швейцарцы планировали установить на танк свой дизель Saurer-Arbon СТ1 мощностью 125 л.с., который позволял 7,7-т боевой машине развивать максимальную скорость 45 км/ч. Однако первые 12 единиц должны были поступить из Чехословакии в собранном виде с двигателями Scania-Vabis 1664, но без вооружения. Следующие 12 машин (всего было заказано 24) — разобранными. В процессе сборки швейцарцы сами должны были установить на них свои дизели, 24-мм пушки Oerlikon М.38 с начальной скоростью снаряда 930 м/с и 8-мм пулеметы Maxim М.38.

    Первый прототип изготовили к 1 марта 1938 года. Начались его интенсивные испытания, сначала в Чехословакии, а затем в Швейцарии. К сборке серийных машин приступили в начале августа 1938-го. Последние LTH фирма CKD отгрузила заказчику в апреле следующего года, уже после немецкой оккупации.В Швейцарии танки получили обозначение Panzerwagen 39. Ими были вооружены танковые роты в трех легких бригадах альпийской республики. Эти боевые машины находились в эксплуатации вплоть до 1950 года.В 1941 году компания Вегпа A.G. Olten изготовила прототип штурмового орудия Nahkampfkannone I на удлиненном на один каток шасси LTH. САУ оснащалась 75-мм противотанковой пушкой, установленной в легкобронированной рубке, открытой сверху и сзади.

    LTL
    В 1937 году министерство обороны Литвы выдало заказ концерну CKD на проектирование и изготовление легкого танка LTL. В конце января 1939 года в Каунас, тогдашнюю столицу Литовской республики, прибыл состав с двумя машинами — LTL и LTH. Вскоре начались их сравнительные испытания. LTL прошел 1474 км, израсходовав 1415 л бензина, LTH — 1431 км, при этом расход бензина составил 1515 л. Не обошлось у обеих машин без поломок, правда несерьезных.
    Представители CKD надеялись, что Литва закажет именно LTL, и для этого были все основания. При массе 5,6 т танк вооружался 20-мм автоматической пушкой Oerlikon и двумя пулеметами Maxim. Его клепаный корпус имел толщину лобовой брони 25 мм. Экипаж состоял из трех человек. В отличие от LTH на этой машине применили компоновочную схему с кормовым расположением моторно-трансмиссионного отделения. Двигатель Praga F4 мощностью 125 л.с. и пятискоростная планетарная коробка передач Praga-Wilson размещались сзади, соответственно там же располагались и ведущие колеса. В целом конструкция LTL была совершеннее, чем у LTH, а его тактико-технические характеристики выше. К удивлению чешских специалистов, литовцы предпочли LTH, оговорив при этом, что вооружить его следует автоматической пушкой Oerlikon.

    Литовскую модификацию назвали LLT. В начале 1940 года на заводе в г.Слани началась сборка, а затем и ходовые испытания танков. Весь заказ — 21 единица— был готов в июле 1940-го. После вхождения Литвы в состав Советского Союза заказ аннулировали.Готовые, но без вооружения, LLT недолго простояли во дворе завода — 26 августа всю партию купила словацкая армия, правда, с условием, что вооружение на них будет установлено аналогичное танку LT vz.38, то есть 37-мм пушка А7 и два пулемета ZB vz.37. Для этого требовалось переделать лобовую часть башни, поэтому танки, получившие обозначение LT vz.40 (LT-40, LTS-40), поступили в войска только с пулеметами и лишь спустя некоторое время на них установили пушки.
    Танк LT vz.40 в целом был идентичен по конструкции танку LT vz.38, небольшие отличия имелись в форме башни и командирской башенки, а также в отдельных деталях корпуса и ходовой части. Несколько меньшими были размеры танка. На машине массой 7,5 т устанавливался двигатель Praga TNHPS мощностью 125 л.с. при 2200 об/мин. Максимальная скорость достигала 47 км/ч, запас хода — 200 км.
    Танки LT vz.40 входили в состав «быстрой группы» и участвовали в нападении на СССР. Семь из них были потеряны в летних боях 1941 года.Словацкая охранная дивизия, дислоцировавшаяся на Украине в августе 1942 года, получила роту из семи боевых машин этого типа. Смешанная рота из шести Pz.38(t) и шести LT-40 воевала на Кавказе в октябре 1942 года. В ходе советского наступления весной 1943 года почти все эти танки были потеряны.В составе отдельного механизированного полка 15 LT-40 принимали участие в Словацком национальном восстании осенью 1944 года.

    Strv m/41
    Как уже упоминалось выше, в 1939 году Швеция заказала фирме CKD 90 легких танков TNH-Sv, представлявших собой экспортный вариант танка LT vz.38. Однако заказ Вермахта был приоритетным, и все экспортные танки достались немцам. Видимо, понимая, что заказанных машин они не дождутся, шведы 23 ноября 1940 года приобрели лицензию на их выпуск.
    Уже в июне 1941 года в Стокгольм прибыл прототип, изготовленный из неброневой стали. После его всесторонних испытаний фирме Scania-Vabis выдали заказ на 116 танков Strv m/41 SI.
    По компоновке и конструкции он был практически идентичен Pz.38(t) (за исключением вооружения и силовой установки). Танк оснащался 37-мм пушкой Bofors Strv-K m/38 и двумя 8-мм пулеметами KsP m/39. Боекомплект состоял из 100 выстрелов и 4500 патронов. Двигатель Scania-Vabis 1664/13 мощностью 145 л.с. при 2300 об/мин позволял боевой машине развивать скорость 43 км/ч. Подверглась незначительным изменениям ниша башни, в которой разместили радиостанцию.

    В июне 1942 года поступил заказ еще на 122 танка, из которых, впрочем, изго-товили только 104 единицы. Этот вариант получил обозначение Strv m/41 SII и отличался, главным образом, новой силовой установкой —двигателем Scania-Vabis L-603-2 мощностью 160 л.с. Машина имела несколько удлиненный корпус и наклонные борта башни. Боевая масса возросла до 11 т.
    Strv m/41 SI поступили на вооружение 3-го танкового полка, развернутого в 1943 году в 10-ю бригаду. Машины второй серии получил 4-й танковый полк.
    Чехословацкие лицензионные танки эксплуатировались в шведской армии до 1957 года, после чего были выведены в резерв. В 1960 — 1963 годах шасси боевых машин послужило базой при изготовлении бронетранспортеров Pbv 301, которые находились на вооружении до середины 1970-х годов. Демонтированные танковые башни до недавнего времени использовались в качестве огневых точек в системе шведской береговой и аэродромной обороны.
    В 1943 — 1944 годах на базе Strv m/41 изготовили 36 штурмовых орудий Sav m/43, вооруженных 105-мм гаубицей. Шасси танка изменений почти не претерпело, на месте башни была смонтирована неподвижная рубка прямоугольной формы. Эти штурмовые орудия состояли на вооружении шведской армии вплоть до 1970 года.

    РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЕ ТАНКИ НА БАЗЕ Pz.38(t)


    Praga TNHnA

    С начала Второй мировой войны Панцерваффе испытывали острую потребность в специализированном разведывательном танке. Поэтому уже 15 сентября 1939 года Управление вооружений Вермахта начало проработку этого вопроса. Летом 1940 года трем компаниям — ВММ, Skoda и MAN — выдали техзадания на проектирование. Новый танк должен был иметь массу 12—13 т и скорость 50 км/ч. Толщина лобовой брони предусматривалась до 30 мм, бортовой — 20 мм. Вооружение: 20- или 37-мм пушка и пулемет.
    В октябре 1940 года фирма ВММ изготовила деревянный макет, а в период с ноября 1941-го по апрель 1942 года — пять прототипов: два из простой стали, с клепаным и сварным корпусами; три — из броневой, один клепаный и два сварных. Танк TNHnA получил усовершенствованную башню с «казематом» на крыше, в котором имелись четыре смотровых прибора, обеспечивавших хороший обзор поля боя вперед и назад. Еще два прибора наблюдения находились в бортах башни. По сравнению с базовым Pz.38(t), была модернизирована и ходовая часть: теперь она включала в себя опорные катки диаметром 810 мм вместо 775 мм. На танке установили новый V-образный 8-цилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения Praga NR мощностью 248 л.с. при 2500 об/мин, разгонявший 11,8-тонную боевую машину до скорости 64 км/ч. Запас хода составлял 200 км. Все вооружение танка — 37-мм пушка Skoda А19 и пулемет MG34 — размещалось в башне. Боекомплект состоял из 90 выстрелов и 700 патронов. Экипаж машины — 4 человека.

    Летом 1942 года прототипы ВММ и других фирм отправили на Куммерсдорфский полигон. В октябре там прошли сравнительные испытания танков TNHnA, Т-15 фирмы Skoda и VK1303 фирмы MAN. В ходе этих испытаний TNHnA, например, прошел 338 км за 9 часов, и вполне успешно. Но военным больше приглянулся VK1303 — будущий Pz.llL Luchs (статья о нем будет позже).
    Оставшиеся не у дел TNHnA (или Pz.38(t) пА) послужили базой для создания весьма интересной боевой машины. В 1943 году Управление вооружений заказало фирме ВММ два прототипа гусеничного разведчика Katzchen («Кетцхен» — «котёнок»). Один из них был оснащен дизелем Tatra 103 мощностью 220 л.с., другой бензомотором Praga NR. По сути «Кетцхен» представлял собой гусеничный бронетранспортер. Его корпус был сварен из бронелистов толщиной 20 — 50 мм, расположенных под рациональными углами наклона. Крыши корпус не имел. В его кормовой части справа располагался двигатель. В задней стенке десантного отсека, вмещавшего 6 — 8 пехотинцев, слева от двигателя находилась двухстворчатая дверь. Вооружение состояло из двух пулеметов MG34 на вертлюжных установках. Масса «котёнка» составляла 10,5 т.Прототипы изготовили в 1944 году. На испытаниях они развили скорость до 64 км/ч. При этом запас хода у машины с дизелем достиг 600 км. Несмотря на успешные испытания, серийный выпуск бронетранспортера так и не был начат. Дальнейшая судьба прототипов не известна.
    Еще один прототип TNHnA уже после войны послужил для испытаний «шкодовских» 47-мм и 57-мм пушек, а в 1950-х годах был разделан на металлолом.

    Aufklarungspanzer 38(t) Sd.Kfz.140/1

    Летом 1943 года конструкторское бюро фирмы ВММ приступило к проектированию еще одного разведчика — машины, вооруженной 20-мм автоматической пушкой KwK 38 и спаренным с ней пулеметом или 75-мм гаубицей К51. Установка вооружения должна была быть унифицирована с таковой у бронеавтомобилей Sd.Kfz.234/4 и Sd.Kfz.234/3. Заказом предусматривалось изготовление прототипа и трех машин для испытаний. Первоначально ВММ планировала использовать шасси танка TNHnA, однако это оказалось нереальным — танк и многие его агрегаты не производились серийно, что серьезно тормозило работу. Поэтому пришлось вернуться к отработанному шасси Pz.38(t). В сентябре 1943-го на фирме ВММ изготовили два деревянных макета: один с 20-мм пушкой, другой — с 75-мм гаубицей. Зимой 1944 года прототип и три предсерийные машины уже проходили испытания. У первого была сварная подбашенная коробка, у остальных— клепаные. Все они собирались из бронелистов толщиной 10 и 15 мм. При этом башни и вооружение отсутствовали, а их место заняли балластные макеты. Использование двигателя Praga АЕ мощностью 160 л.с. при 2600 об/мин привело к изменениям в системе выхлопа. В отличие от Praga АС, на этом моторе выхлопной коллектор выводился вверх, поэтому пришлось удлинить выхлопную трубу и поднять глушитель почти на крышу силового отделения.

    В открытой сверху многогранной башне была установлена 20-мм автоматическая пушка KwK 38 и спаренный с ней 7,92-мм пулемет MG 42. Спаренная установка позволяла вести огонь по воздушным целям (угол возвышения колебался в пределах от-4° до +70°). Боекомплект состоял из 300 артвыстрелов и 1500 патронов. Для защиты от ручных гранат сверху башня прикрывалась откидным двухстворчатым экраном из стальной сетки. Башня с вооружением комплектно поставлллась фирмой Appelt.
    После принятия на вооружение разведывательный танк получил обозначение Aufklarungspanzer 38(t) (или Aufklarer 38(t) и индекс Sd.Kfz.140/1. Боевых машин этого типа выпустипи совсем не много: в феврале 1944 года — 37 единиц и в марте — 33. При изготовлении танков использовались шасси Pz.38(f) 10-й серии —Ausf.M.
    Aufklarungspanzer 38(f) поступипи на вооружение нескольких танковых дивизий, в том числе — 2-й танковой, действовавшей на Западном фронте. Несколько таких машин стали трофеями союзнических войск.

    Эксперименты удачные и не очень...


    С участием Pz.38(t) в начальный период войны был проведён ряд интересных экспериментов, приведших к созданию следующих модификаций:
    20t Dampfschlepper mit 6-Rollen Laufwerk (Škoda)/Fahrgestell – опытная бронемашина с газогенераторной установкой, удлиненным корпусом и модифицированной 12-катковой ходовой частью. Вооружение и башня отсутствовали.
    Fahrschule/Lehrpanzer 38(t) – бронированная разведывательно-дозорная машина, по внешнему виду напоминающая САУ "Hetzer". В корпусе с наклонными бронелистами размещался экипаж из 3-х человек. Накрыше боевого отделения устанвливалась неподвижная прямоугольная рубка с четырьмя приборами наблюдения по бортам.
    Munitionfahrzeug 38(t) – транспортер боеприпасов и снаряжения с демонтированной башней и открытым грузовым отсеком с брезентовым покрытием. В 1942-1943 гг. таким образом было переоборудовано не менее 350 машин.
    Перед проведением операции "Морской лев” (высадка в Великобритании) немецкое командование заинтересовалось возможностью переделать обычные серийные танки в плавающие. Хотя работы начались с некоторым опозданием эффект получился весьма положительным. В сотрудничестве с фирмой Kassboehrer компания ВММ построила набор понтонов АР-1, состоявший из нескольких секций и отдаленно напоминавший большую лодку с вырезом посредине для размещения танка. Для передвижения по воде должны были использоваться два гребных винта, установленных в кормовой части понтона, которые отбирали мощность от двигателя. Корпус полностью герметизировался, а воздух поступал через специальную трубу на крыше МТО. Первый комплект АР-1 был готов 21 февраля 1941 года, причем его стоимость оказалась достаточно высока и составила 43063 рейхсмарок. В июне следующего года были проведены испытания Pz.38(t) оснащенного системой АР-1 в Влтаве (около Либени) – танк довольно уверенно двигался по воде, а его максимальная скорость на плаву составила 8 км/ч. Далее испытания продолжились на полигоне в Куммеррсдорфе, после чего был оформлен заказ на сборку 100 комплектов. Реализовать его не удалось в виду отказа от высадки на британские острова.
    Танк с №1481 в мае 1942 года послужил прототипом для "тропической” модификации Pz.38(t), оснащенной дополнительными фильтрами. Эта модификация не стала серийной, но ряд элементов от неё заимствовали для истребителей танков на базе чехословацкого танка, посланных в 1942-1943 гг. в Северную Африку.
    Не менее интересными были опыты по транспортировке танка при помощи тяжелого транспортного самолёта Ме-323 "Gigant”. По массо-габаритным характеристикам Pz.38(t) был неплохо приспособлен для этой цели, но после нескольких полётов, проведенных в 1942-1943 гг., работы в этом направлении прекратили.
    Есть также данные, что несколько Pz.38(t) могли быть переоборудованы в огнеметные танки, хотя документальных подтверждений этого факта пока найти не удалось.

    Источники материалов:
    Бронеколлекция №4 2004 М.Барятинский Легкий танк Pz.38(t)
    www.aviarmor.net

    P.S. Продолжение см. часть 2ю
    Категория: Легкие танки | Добавил: sherhhan (25.06.2012) | Автор: Дмитрий Гинзбург E
    Просмотров: 1750 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 1
    1  
    great

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • GB © 2017 Создать бесплатный сайт с uCoz