Самоходная артиллерийская установка "Wespe" - Арт-САУ - Каталог статей - Дикие танкисты с золотыми погонами
Батальон диких танкистов "Германские варвары" Пятница, 24.02.2017, 17:55
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Состав батальона
  • bandidos
  • Yurik13
  • satrap1978
  • STALIN92
  • Musyaka
  • Formix
  • Spirit_War
  • KirGiz
  • Aleksashka
  • dave135
  • Love_horses
  • Gi0X
  • timmi6426
  • creckadrenalin
  • 30russia
  • sherhhan
  • branden
  • valvalval
  • vladis760
  • WifaTank
  • Quest91
  • eqi9ym
  • glendic
  • menberg
  • baron1969
  • M_a_k_s_i_m_u_s
  • lis_andrey
  • steaaler
  • Ilyxa007
  • eagle2450
  • curren
  • nerevin_e1
  • tjuri
  • Nice_Girl_1
  • Pustun88
  • MegaOverkill
  • Germanskiy_Varvar

  • Категории раздела
    Обо всем [0]
    Все что не касается танков
    Танки [5]
    Все о танках
    Смешные истории о танках [1]
    Приколы и смешные рассказы о танках
    Легкие танки [18]
    Все о легких танках
    Средние танки [11]
    Все о средних танках
    Тяжелые танки [10]
    Все о тяжелых танках
    ПТ-САУ [4]
    Все о ПТ-САУ
    Арт-САУ [5]
    Все об Арт-САУ

    Мини-чат

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Форма входа

    Счетчик посещений
    web counter


    Главная » Статьи » Арт-САУ

    Самоходная артиллерийская установка "Wespe"
    Здравствуйте,дорогие читатели.И вот я снова с вами,немного задержался с выпуском новой статьи,но то были причины,связанные с реальной жизнью.Итак,как я вам и обещал в предыдущем своем рассказе,сегодня речь пойдет о еще одной артиллерийской САУ,вооруженной 105-мм гаубицей.Это была машина,отличавшаяся от предыдущих САУ с таким же калибром орудия.

    Части немецкой самоходной артиллерии получали технику нескольких типов. Основу парка составляли самоходные орудия "Wespe”, вооруженные легкой 105-мм гаубицей, и самоходные орудия "Hummel”, вооруженные тяжелой 150-мм гаубицей.
    Темой этой статьи будет самоходная пушка 10,5 cm leFH 18 Fgst auf Geschuetzwagen PzKpJw II SdKfz 124 "Wespe”("Оса") и самоходные орудия других типов, вооруженных гаубицами leFH 16 и leFH 18.


    Самоходная гаубица создана на базе устаревшего легкого танка PzKpfw II SdKfz 121 и предназначалась для повышения мобильности частей полевой артиллерии бронетанковых войск.В начале 1942 года фюрер приказал сконструировать и начать промышленный выпуск самоходного орудия на базе танка PzKpfw II. Прототип изготовили на заводах Alkett в Берлине Борзигвальде. Прототип получил обозначение Geraet 803.

    По сравнению с танком PzKpfw II самоходное орудие имело значительно переработанную конструкцию. Прежде всего двигатель перенесли из кормовой части корпуса в центр. Это делалось для того, чтобы освободить место для большого боевого отделения, требовавшегося для размещения 105-мм гаубицы, расчета и боекомплекта. Место механика-водителя несколько сдвинули вперед и разместили в левой части корпуса. Это объяснялось необходимостью разместить трансмиссию. Конфигурацию лобовой брони также изменили. Место механика-водителя обнесли вертикальными стенками, в то время как остальная броня располагалась наклонно под острым углом.

    Самоходка имела типичную безбашенную конструкцию с расположенной сзади неподвижной полуоткрытой рубкой. Воздухозаборники силового отделения разместили по бортам корпуса. На каждом борту было по два воздухозаборника. Кроме того, была переработана ходовая часть машины. Рессоры получили резиновые ограничители хода, а число поддерживающих колес уменьшили с четырех до трех. Для постройки самоходок "Wespe” использовались шасси танка PzKpfw II SdKfz 121 Ausf. F.Самоходки "Wespe” выпускались в двух вариантах: стандартном и удлиненном.

    Во втором случае корпус удлиняли на 220 мм (именно удлиненная машина экспонируется в настоящее время в танковом музее в Кубинке). Внешне удлиненные самоходки можно легко определить по заметному промежутку между задним опорным катком и направляющим колесом.
    Поскольку немецкая промышленность не имела свободных производственных мощностей, заказ на постройку самоходок разместили на вроцлавском заводе FAMO, который к тому времени уже имел опыт выпуска танков PzKpfw II.
    Затем выпуск самоходок организовали и на заводе FAMO-Warschau (или FAMO-Ursus), то есть на прежних Panstwowych Zakladach Inzynerii в Чеховицах (под Варшавой).

    Завод в Чеховицах был реконструирован, там была организована линия по выпуску шасси танков PzKpfw II. С февраля 1943 по август 1944 года на заводах FAMO-Ursus было построено 682 самоходки и 158 подвозчиков боеприпасов. В августе 1944 года станочный парк завода эвакуировали и выпуск самоходок прекратился. Эвакуированные мощности завода FAMO-Ursus были перепрофилированы и больше выпуском самоходных орудий не занимались.
    Первоначально заказ оговаривал строительство 1000 самоходок "Wespe”. В конце 1943 года заказ сократили до 835 машин, включая в это число невооруженные подвозчики боеприпасов: Munitions Sf auf Fgst PzKpfw II.
    Стоит заметить, что заводы FAMO-Ursus были одними из ведущих поставщиков самоходной артиллерии, поскольку кроме самоходных установок "Wespe’ под Варшавой строили самоходные истребители танков "Marder”.
    27 февраля 1944 года Гитлер приказал присвоить самоходной установке 10,5 cm leFH 18 auf PzKpfw II SdKfz 124 собственное имя — "Wespe”. Это название сохранилось за самоходной установкой до конца войны.

    Описание конструкции
    Корпус
    Самоходные орудия"Wеsре" выпускались на базе шасси танка PzKpfw II SdKfz 121 Ausf. F.Спереди, слева располагалось место механика водителя. Место было оборудовано полным комплектом приборов. Приборная доска крепилась к потолку.Доступ к месту механика водителя открывал двустворчатый люк. Обзор с места водителя обеспечивался смотровым прибором Fahrersichtblock, расположенном на передней стенке поста управления. Изнутри смотровой прибор был закрыт вкладышем из бронестекла. Кроме того, слева и справа находились смотровые щели. У основания передней плиты располагался металлический профиль, усиливающий броню в этом месте. Передняя бронеплита была подвешена на петлях, что позволяло механику-водителю поднимать ее, чтобы улучшить обзор. Справа от поста управления размещался двигатель и коробка передач. Пост управления отделялся от двигателя противопожарной перегородкой, причем позади кресла механика-водителя имелся люк.
    Над и позади двигателя располагалось боевое отделение. Основное оружие машины: гаубица 10,5 cm leFH 18.

    Боевое отделение не имело крыши, а спереди и с боков прикрывалось бронелистами. По бокам размещался боезапас. Слева в двух стеллажах размещались снаряды, а справа — гильзы. Радиостанция крепилась к левому борту на специальной раме-стеллаже, имевшем специальные резиновые амортизаторы, защищавшие радиостанции от вибрации. Антенна крепилась к левому борту. Под креплением антенны располагался зажим для пистолета-пулемета МР-38 или МР-40. Подобный зажим размещался и на правом борту. Рядом с пистолетом-пулеметом к борту крепился огнетушитель.На полу слева находились две горловины топливных баков. Горловины закрывались пробками.

    Гаубица крепилась к лафету, который, в свою очередь, был наглухо соединен с полом боевого отделения. Под гаубицей располагался дополнительный воздухозаборник силового отделения, закрытый металлической решеткой. Маховик вертикальной наводки располагался справа от казенника, а маховик горизонтальной наводки — слева.Верхняя часть задней стенки крепилась на петлях и ее можно было откидывать, что облегчало доступ к боевому отделению, например при погрузке боекомплекта.На крыльях размещалось дополнительное оснащение. На левом крыле лежала лопата, а на правом — ящик с запасными частями и топливный насос.

    Силовая установка
    Самоходное орудие "Wespe” приводились в движение шестицилиндровым рядным карбюраторным четырехтактным верхнеклапанным двигателем жидкостного охлаждения Maybach 62TRM мощностью 104 кВт/140 л.с. Ход поршня 130 мм, диаметр поршня 105 мм. Рабочая емкость двигателя 6234 см , степень сжатия 6,5,2600 об./мин. Пуск двигателя осуществлялся при помощи стартера Bosch GTLN 600/ 12-1500. Топливо — этилированный бензин OZ 74 с октановым числом 74. Бензин находился в двух топливных баках общей емкостью 200 литров. Карбюратор Solex 40 JFF II, механический топливныи насос Pallas Nr 62601. Сцепление сухое, двухдисковое Fichtel & Sachs К 230К.

    Двигатель жидкостного охлаждения. Воздухозаборники располагались по бортам корпуса. Дополнительный воздухозаборник располагался внутри боевого отделения под казенной частью гаубицы. Выхлопная труба выводилась на правый борт. Глушитель крепился к задней части правого борта.Коробка передач механическая семискоростная с редуктором типа ZF Aphon SSG 46. Бортовые передачи синхронные, тормоза дискового типа MAN, ручной тормоз механического типа. Крутящий момент передавался от двигателя на коробку передач при помощи ведущего вала, проходящего вдоль правого борта.

    Шасси
    Шасси и ходовая часть состояла из гусениц, ведущих колес, направляющих колес, пяти опорных катков 550x100x55 мм и трех поддерживающих колес 200x105 мм. Опорные катки имели резиновые бандажи. Каждый каток независимо подвешивался на эллиптической полурессоре. Гусеницы—раздельнозвенные, двухуровневые. Каждая гусеница состояла из 108 траков, ширина гусеницы 300 мм.

    Электрическое оборудование
    Электрическая сеть — одножильная, напряжение 12 В с предохранителями. Источник тока генератор Bosch BNG 2,5/AL/ZMA и аккумулятор Bosch напряжением 12 В и емкостью 120 А/ч. Потребителями электроэнергии были стартер, радиостанция, система зажигания, две фары (мощностью 75 Вт), путевой прожектор Notek, лампочки подсветки приборной доски и звуковой сигнал.

    Вооружение
    Основное вооружение самоходных орудий "Wespe” — гаубица 10,5 cm leFH 18 L/28 калибра 105 мм, оснащенная специальным дульным тормозом SP 18. Масса фугасного снаряда 14,81 кг, масса метательного заряда тип «6» 1,022 кг, начальная скорость снаряда,470 м/с. Дальнобойность 10600 м.

    Сектор обстрела 20° в обе стороны, угол возвышения +2...+48°. боекомплект 32 выстрела. Гаубицу 10,5 сш leFH 18 сконструировали на фирме Rheinmetall-Borsig (Дюссельдорф).
    В некоторых случаях на самоходки устанавливали 105-мм гаубицу 10,5 cm leFH 16, сконструированную фирмой Krupp. Эта гаубица во время войны снималась с вооружения частей полевой артиллерии.Старую гаубицу устанавливали на самоходки 10,5 cm leFH 16 auf Geschuetzenwagen Mk VI(e), 10,5 cm leFH 16 auf Geschuetzwagen FCM 36(f), а также на нескольких самоходках на базе танков Hotchkiss 38Н.

    Длина ствола 22 калибра — 2310 мм, дальнобойность 7600 метров. Гаубицы могли оснащаться дульным тормозом или не оснащаться им. Масса гаубицы составляла около 1200 кг. Для гаубицы использовались фугасные и осколочные боеприпасы.Дополнительное вооружение составлял 7,92- мм пулемет Rheinmetall-Borsig MG 34, перевозившийся внутри боевого отделения. Пулемет был приспособлен для стрельбы как по наземным, так и по воздушным целям. Личное вооружение экипажа составляли два пистолета-пулемета МР-38 или МР-40, хранившихся у бортов боевого отделения. Боезапас к пистолетам-пулеметам 192 патрона. Дополнительное вооружение составляли винтовки и пистолеты.

    Члены расчета получали каски образца 1935 или 1942 года. Обычно каски перевозили на внешней стороне бортов. Сверху над боевым отделением можно было растягивать тент,защищавший от дождя и снега. Вместо тента над боевым отделением можно растягивать маскировочную сеть.Гаубицы оснащались оптическим прицелом RblF 36.Радиостанция FuG Spr f и система бортовой связи Bord Spr.


    Окраска и опознавательные знаки
    Стандартная окраска самоходных орудий — одноцветная окраска цветом Whermacht Olive. Так окрашивались все машины, выпускавшиеся заводом FAMO-Warschau.Иногда машины действовали на фронте в фабричной окраске, но чаще всего самоходки получали пятнистый камуфляж выполненный темно-зеленой краской или по трехцветной схеме.Так же окрашивались самоходки, построенные на базе трофейных танков.
    Однако встречались и отступления от правил. Прежде всего следует упомянуть о двухцветной окраске: темно-зеленый и серый (Panzer Grau). Такую схему применяли в 9-м артиллерийском полку СС 9-й танковой дивизии СС "Hohenstaufen”, отправленной на Восточный фронт в феврале 1944 года.
    Аналогичным образом были окрашены машины 10,5 cm leFH 16 auf Geschuetzwagen Mk. VI(e) из 15-й батареи 221-то артиллерийского полка 227-й пехотной дивизии. Однако применялся этот камуфляж не зимой 1944 года, а тремя годами раньше. Это тем более любопытно, что в то время стандартным была одноцветная окраска краской Panzer Grau.
    Почти всегда самоходки несли на броне тактические номера. Точнее это были не номера, а буквы от А до D (четырехорудийная батарея) или от А до F (шестиорудийная батарея).Внутри боевое отделение окрашивали краской Wehrmacht Olive, а стенки поста управления были выкрашены белой или кремовой краской.


    Другие машины,оснащенные таким же орудием.


    10,5cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzwagen LR.S (f)

    В мае-июне 1940 года немцы захватили во Франции большое количество гусеничных тягачей Lorraine 37. Из 387 тягачей этого типа, построенных в 1937-1940 годах фирмой Societe Lorraine, почти 300 попало в руки агрессоров. Первоначально немцы собирались все трофейные тягачи переделать в истребители танков, но в мае 1942 года Гитлер приказал переделать 160 тягачей в самоходные пушки. 60 машин предполагалось вооружить 105-мм гаубицей, а 40 машин— 150-мм гаубицей. В действительности 105-мм гаубица была установлена лишь на 12 тягачах. Первую серию предполагалось оснастить рубками, изготовленными на заводе Alkett. В июле 1942 года еще 78 тягачей направили на переделку, однако лишь 48 из них получили гаубицу 10,5 cm leFH 18.

    Первыми машинами, покинувшими сборочные цеха завода Alkett, были истребители танков 7,5 cm Рак 40/1 auf Panzerjaeger Lr.S SdKfz 135 "Marder I". Оснащенные 105-мм гаубицей тягачи имели несколько переделанную рубку и маску пушки.
    В дальнейшем выпуск перенесли на фирму Baustabs "Becker”. Эта фирма представляла собой несколько заводов и мастерских, занимавшихся переделкой трофейной бронетехники. Немцы старались использовать трофейное вооружение там, где это вооружение было произведено. Поэтому переделанные тягачи должны были поступить на вооружение двух крупных танковых частей, действующих на Западном фронте. Этими частями были так называемая Schnell Brigade "West” и заново сформированная в 1943 году 21-я танковая дивизия. 21-я танковая дивизия оснащалась трофейной техникой лишь частично.Машины, перестроенные на Baustabs "Becker” отличались от машин, переделанных Alkett, формой рубки и расположенным сзади упором, придававшим самоходке устойчивость во время стрельбы.

    10,5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzwagen 38H(f)

    Во Франции немцам удалось захватить несколько сотен кавалерийских танков Hotchkiss Н35/Н38/Н39. Часть танков ремонту не подлежали, однако большинство из них удалось возвратить в строй. Фирма Baustabs "Becker'' использовала шасси «Гочкисов» для выпуска нескольких типов машин: истребителей танков, самоходных орудий, машин связи и самоходных установок реактивной артиллерии. В 1942-1943 годах 48 танков Hotchkiss было переделано в 105-мм самоходные гаубицы. 12 машин этого типа попали в 200 Sturmgeschuetz Abteilung и в 21-ю танковую дивизию. На нескольких машинах была установлена более старая 105-мм гаубица 10,5 cm leFH 16.

    10,5 cm leFH 16 auf Fgst Geschuetzwagen FCM 36(f)

    Из 100 французских легких танков FCM 36 почти все попали в руки немцев. 48 из них фирма Baustabs "Becker' оснастила 105-мм гаубицей. При переделке танков этого типа использовались старые гаубицы 10,5 cm leFH 16. В начале 1943 года был готов деревянный макет, а вскоре началась переделка. Бронированную рубку разместили в центре корпуса, а силовое отделение оставили на корме.Самоходные орудия 10,5 cm leFH 16 (SO auf Geschuetzwagen FCM 136(f) использовались главным образом в составе Schnell Brigade "West”.

    10,5 cm leFH 18/3 auf Fgst Geschuetzwagen B2(f)

    Уже 28 марта 1941 года департамент WaPruef 6 Министерства вооружения (Waffen Amt) заказал фирме Rheinmetall-Borsig в Дюссельдорфе начать переделку трофейных французских танков Renault В2 в самоходные орудия. Самоходки планировалось использовать совместно с огнеметными танкам Flammpanzer B2(f), также созданных на базе трофейных французских машин. В ходе переделки демонтировалась 75-мм пушка, расположенная внутри корпуса, ликвидировался каземат, а на месте башни с 45-мм пушкой устанавливалась округлая рубка, где располагалась гаубица 10,5 cm leFH 18/3. Из-за нехватки шасси переделка шла очень медленно, поэтому огнеметные танки попали на Восточный фронт уже в июле 1941 года и действовали самостоятельно. В 1942 году Rheinmetall-Borsig все же переделал 16 машин, которые оказались в составе немецких танковых частей во Франции (скорее всего их направили в 200 Sturmgeschuetz Abteilung). 200-й штурмовой батальон в июне 1944 года действовал в Нормандии, командиром батальона в то время был майор Альфред Беккер.Все самоходные пушки этого типа были потеряны в 1944 году в Нормандии.


    10,5 cm leFH 16 auf Fgst Geschuetzwagen Mk. VI(e)

    Появление этих машин неразрывно связано с именем капитана Альфреда Беккера, командира 12-й батареи 227-го артиллерийского полка 227-й пехотной дивизии. Беккер уже во время прохода через Голландию и Бельгию моторизовал свою батарею (бывшую на конной тяге) использовав трофейную технику, в том числе бельгийские колесные тягачи Brossel TAL. После победы батарея Беккера была расквартирована в районе Гавра. В это время в Гавре немцы вели работы по переделке трофейных танков Mark VI в самоходные пушки. На шасси устанавливалась рубка, изготовленная из 20-мм бронелиста фирмой Edelstahlwerke (Крефельд). В получившемся боевом отделении размещалась гаубица 10,5 cm leFH 16 и четыре человека расчета. В отличие от других случаев, переделка корпуса танка была минимальна, поскольку не пришлось перемещать двигатель.Таким образом немцы переделали 6 (?) танков и направили получившиеся самоходки в 15-ю батарею 227-го артиллерийского полка 227-й пехотной дивизии. Затем самоходки 10,5 cm leFH 16 Auf Geschuetzwagen Mk. VI (e) и 736 (e) использовались на Восточном фронте.
    На базе английского танка Mk. VI в 227-м артиллерийском полку была создана машина связи и управления огнем (Funk und Beobachtungspanzer auf Fgst Panzerkampfwagen Mk. VI (e)), а также двенадцать подвозчиков боеприпасов (Munitionspanzer auf Fgst Panzerkampfwagen VI (e)).15-я батарея 227-го артиллерийского полка действовала в районе Ленинграда. Несколько раз самоходкам приходилось участвовать в отражении танковых атак Красной Армии.

    Боевое применение

    Первые партии самоходных орудий "Wespe” попали в части вермахта и СС весной 1943 года. В бою орудия впервые использовались на Курской дуге.
    Главной задачей частей самоходной артиллерии была огневая поддержка танковых частей. Самоходные орудия не участвовали в ближнем бое, но вели огонь с закрытых позиций, находясь в непосредственной близости от передовой. В боекомплект самоходок входили бронебойные выстрелы, которые позволяли машинам в случае соприкосновения с противником эффективно бороться с танками.

    Истории немецких танковых частей посвящены многие тысячи книг. Однако практически нигде не говорится об истории артиллерийских частей танковых дивизий. Это связано с тем, что роль артиллерии в действиях танковых дивизий часто недооценивалась, кроме того, артиллерия всегда рассматривалась немецким командованием как вспомогательный род войск.Части самоходной артиллерии часто несли потери. Защищенные тонкой броней, имеющие высокий силуэт самоходные орудия представляли собой отличную цель для пушек и танков противника.

    Meldung ueber der Stab schweren waffen der Panzerdividione West von 10.12.1944 сообщает следующую информацию о численности орудий "Wespe”:
    Во 2-й танковой дивизии было только 5 машин, в 116-й танковой дивизии — 3 машины,в 11-й танковой дивизии — 7 машин, а в 9-й танковой дивизии СС «Hohenstaufen» — 6 машин. Напомним, что штатное расписание предусматривало 12 самоходных орудий и 4 подвозчика боеприпасов. Таким образом, в действительности танковые дивизии имели едва ли половину от положенного числа самоходных орудий.

    До нашего времени в коллекциях нескольких музеев сохранились образцы самоходок "Wespe”. Во Франции экспонируются три машины. В Memorial Museum в Байо (Нормандия) хранится одна машина, нуждающаяся в реставрации. В коллекции профессора Э.Беккера есть одна самоходка без вооружения и недоукомплектованная. Лишь в танковом музее в Сомю экспонируется полностью отреставрированный экземпляр.

    Saumur Tank Museum, Франция

    В BWB Wehrtechnische Studensammlung (Кобленц, Германия) экспонируется экземпляр, предоставленный Абердинским полигоном (США). У этой машины вместо стандартного дульного тормоза 18М установлен дульный тормоз от буксируемой 105-мм полевой гаубицы 10,5 cm leFH 18/40. Последняя из сохранившихся "Wespe” хранится в музее в Кубинке (под Москвой). Эта машина также не имеет стандартного дульного тормоза.

    Слева - Munzer Panzer Museum,Германия;справа - Кубинка,Россия

    Источники материалов и фото:
    Армейская серия WESPE самоходное орудие вермахта TORNADO RIGA 1998.

    P.S. Надеюсь вы узнали еще капельку новой и полезной информации про боевые машины Вермахта.Если кому то будут нужны чертежи машин,построенных на базе трофейных танков(я их не выкладывал в статье) обращайтесь ко мне через скайп sherhhan1,либо через почту sherhhan@inbox.ru Следующая статья выйдет приблизительно через 3-4 дня,до новых встреч,с вами был ваш исторический обозреватель Дмитрий=позывной sherhhan
    Категория: Арт-САУ | Добавил: sherhhan (11.06.2012) | Автор: Дмитрий Гинзбург E
    Просмотров: 1591 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • GB © 2017 Создать бесплатный сайт с uCoz